Бережливое производство инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 09:54, реферат

Описание работы

В данном реферате рассмотрены основные понятия и признаки «бережного производства», взгляды современных политиков на проблемы производства, частичные пути решения этой проблемы, примеры инновации страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. «БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО»
Понятие, принципы и виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

бережливое производство.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

Бережливое производство в медицине. По экспертным оценкам, приблизительно 50 % времени у медицинского персонала не используется прямо на пациента. Предстоит переход на персонализированную медицину, при которой пациент получает помощь «в нужный момент и в нужном месте». Медицинские учреждения должны располагаться так, что пациенту не надо будет тратить время на многочисленные переезды и ожидания в других местах. Сейчас это приводит к значительным финансовым тратам у пациентов и снижению эффективности лечения. В 2006 году по инициативе Lean Enterprise Academy (Великобритания) состоялась первая в ЕС конференция по проблеме внедрения Лин в сфере здравоохранения.

Lean почта. В почтовом ведомстве  Дании, в рамках Бережливого  производства, проведена масштабная  стандартизация всех предлагаемых  услуг для повышения производительности  труда, ускорения почтовых пересылок. Для идентификации и контроля почтовых услуг введены «карты поточного создания их ценности». Разработана и внедрена эффективная система мотивации почтовых служащих.

Бережливая логистика (Лин логистика). Синтез логистики и Лин концепции позволил создать вытягивающую систему, объединяющую все фирмы и предприятия, задействованные в потоке создания ценности, в которой происходит частичное пополнение запасов небольшими партиями. Лин логистика использует принцип Совокупная Логистическая Стоимость (Total Logistics Cost, TLC).

Бережливый офис. Методы бережливого  производства все шире используются не только в производстве, но и в  офисах (бережливый офис), а также  в местных и центральных органах  государственного управления.

Бережливый дом. Использование лин технологии в быту позволяет сделать быт экологически чистым, свести энергозатраты до минимального уровня. Пассивный дом является характерным примером бережливого быта.Пассивный дом, а точнее энергоэффективный дом — это дом, в котором расходы на отопление около 10 % от обычного энергопотребления, что практически делает его энергонезависимым. Теплопотери Пассивного дома составляют менее 15 кВт. час/ кв.м в год (для сравнения, в доме старой застройки 300 кВт.час/ кв.м в год), а потребность в незначительном отоплении дома возникает только при отрицательных температурах наружного воздуха. Пассивный дом при морозе минус 20 остывает на 1 градус в сутки.

Бережливое строительство  представляет собой управленческую стратегию Lean в строительной области, направленную на повышение эффективности всех этапов строительства.

Бережливая разработка программного обеспечения - адаптация  принципов для разработки программного обеспечения.

Бережливое  производство и образование

Одним из главных каналов  распространения прогрессивных идей бережливого производства являются специализированные курсы и программы по бережливому производству и производственных системах в вузах. Первой (открыта в 2005 году) и, к сожалению, пока единственной в России специализированной программой по подготовке специалистов в области производственных систем и бережливого производства является курс "MBA-Производственные системы" в МГУ (на факультете Высшая школа бизнеса).

Для популяризации идей бережливого производства в России очень важно привлекать внимание талантливой и инициативной молодёжи к данной технологии — студентов и молодых специалистов. Для этих целей ИКСИ совместно с Ассоциацией Деминга провели Первый в России конкурс дипломных и курсовых работ по бережливому производству .

Бережливое  производство для России

С 8 по 11 июня 2010 в Санкт-Петербурге прошла очередная VIII сессия Российской Лин Школы «Бережливое производство для России» с участием ведущих  мировых Лин-экспертов из США, Франции, Турции и России.

Как объявил в своем  приветствии собравшимся председатель оргкомитета, директор Института производства роста «Оргпром» Алексей Баранов, во всех восьми мероприятиях Школы - мастер-классах, конференции и Лин-поединке - приняли участие 254 руководителя и ведущих специалиста отечественных компаний. Среди них "Сатурн-Газовые турбины", «Газпромнефть», «Пермский Моторный Завод», "ЦСКБ-Прогресс", «ММП имени В.В. Чернышева», Концерн Энергомера, Калужский Водоканал, «Детальстройконструкция», «ТехноНиколь», "Русские краски», «Татэнергосбыт», "Севкабель", "Завод им. Серго" и многие другие.

Всего же начиная с 2006 года, в Российской Лин Школе обучились 3290 курсантов. Большинство из них, как  отметил А.Баранов – настоящие  энтузиасты кайдзен – возглавляют  «бережливые» программы на предприятиях России, Беларуси, Украины, Казахстана.

Отраслевой состав участников, по словам ведущего, в основном не изменился  с прошлого года: в Санкт-Петербург  съехались представители предприятий  авто- и авиастроения, приборостроения, металлургии, энергетики, ТЭК, легкой промышленности, стройиндустрии, банка и сферы услуг. Среди новичков – предприятия ЖКХ, ювелирной промышленности, а также дилерские центры и организации госсектора.

Официальным партнером  мероприятия выступила Октябрьская  железная дорога – филиал ОАО «РЖД». На открытии конференции начальник ОЖД Виктор Степов отметил: «Всем нам предстоит осуществлять миссию, которую поставил перед нами Президент России о бережливой экономике и повышении производительности труда. В наших подразделениях система бережливого производства – основное из стратегических направлений, и весь аппарат управления компании сейчас работает на реализацию этой стратегии. Мы начали Лин-проект для того, чтобы, как говорят на языке железнодорожников, «не отстать от этого поезда», ведь, по мнению руководства нашей страны и опыту многих компаний, экономика может быть эффективной, а цены конкурентоспособными только при применении методов бережливого производства. С сентября прошлого года мы совместно с американским консультантом Майклом Вейдером запустили проект, при этом были вскрыты огромные резервы эффективности и экономии, и что вдохновило работников для реализации дальнейших улучшений. Сейчас мы переносим «бережливую» программу и на весь перевозочный процесс и на все вспомогательные процессы, связанные с ремонтом тяги, инфраструктуру. Уже удалось вскрыть достаточно серьёзные источники потерь и найти много процессов, которые не несут ценности потребителю, в подразделениях ОЖД в Санкт-Петербурге, Москве, Мурманске, по всей территории Северо-Запада, Центрального района. Инструменты бережливого производства просты и эффективны, глядя на первые успехи, можно прогнозировать, что они принесут нам запланированный результат».

По оценке президента «Lean Plus» (США), автора книги «Инструменты бережливого производства» и ведущего тренера «Центра Оргпром» (Россия) Майкла Вейдера, при применении методов Лин обычно себестоимость продукции и услуг снижается на предприятиях на 35-40%, в крупнейших компаниях, таких как Российские железные дороги, она может снизиться на 10-15%. «Некоторые депо могут достигнуть уровня в 20%, но типичный результат - от 10 до 15-ти, - заявил г-н Вейдер. – Учитывая, что бюджет РЖД составляет миллиарды рублей, экономия в интересах потребителей может достичь огромных значений».

Одним из самых интересных докладчиков и ведущих мастер-классов Школы был признан Шукрю Тетик – генеральный директор крупнейшего поставщика деталей из листового металла в турецком автопроме концерна G oskunoz, производящего автокомпоненты для Toyota, Honda, Mercedes, Opel, Isuzu, Renault, Ford и Fiat. Ежегодно это предприятие с годовым оборотом 120 млн евро и численностью в 1900 сотрудников обрабатывает около 100 000 т листового металла.

Имея 30-летний опыт работы в автопроме, в 2004 г. Шукрю Тетик 6 лет назад возглавил разворачивание Лин-системы в своей компании, и сегодня его предприятие считается одним из самых успешных в Турции в области бережливого производства.

«Любые знания по Лин  – отличный инструмент и преимущество для лидера, - считает он. - Те, кто  начинает «бережливые» преобразования одними из первых в отрасли, задают темп развитию рынка и оказываются в более выигрышном положении. Принятие решения начать преобразования по бережливому производству – это не такое, казалось бы, сложное дело. Но если не брать во внимание важнейшую роль человеческого фактора, успеха в Лин-программе не видать. Наш 6-летний опыт преобразований показал, что главное в бережливом производстве - это лидер. Если есть лидер, и у него есть свой стимул, приверженность, последовательность, вокруг него формируется команда».

Другие составляющие успеха Лин-программы по мнению г-на Тетика, - безопасность, моральный климат, качество, и стоимость. «Если сотрудник  чувствует себя в безопасности и  всем доволен, то он обеспечивает ту часть  формулы, которая рождает качество и стоимость. Причем, сотрудники любого уровня смотрят, что делает руководство, и следуют не нашим словам, а нашим действиям. Как лидеры мы должны быть отличным примером, чтобы снизу вверх к вам возвращались любовь и уважение. От всего сердца рад за Россию, где компании и правительство проводят линию, нацеленную на преобразование методом бережливого производства. По своему опыту могу сказать: Лин - это единственный и самый лучший способ преобразовать в лучшую сторону этот мир, и не только в области экономики».

Также на конференции  прозвучали доклады о ходе Лин-преобразований и мотивации персонала руководителей  компаний "Русские краски", «ПК  НЭВЗ» ( Трансмашхолдинг), «Соллерс –  Елабуга», «Сибур – Русские шины», «Петро» (JT International), УК "МаВР". Традицонная часть конференции закончилась Лин-поединком на тему «Вовлечь в Лин невозможно сокращать», где в ожесточенной порой дискуссии руководители Лин-проектов предприятий защищали «силовые» и либеральные методы вовлечения персонала в «бережливые» программы.

Большинство обучающих  программ по традиции проходили в  гемба, на производственной площадке, с обязательной отработкой практических навыков. На мастер-классах участники  обучались разрабатывать и реализовывать  программу эффективности с учетом специфики компании, стандартизировать процессы и организовывать рабочие места по системе 5С; решать актуальные проблемы бизнеса в ходе штурм-прорыва, а также делать офис «бережливым» и повышать качество управленческих решений.

Партнерами Школы выступили  компания «Спецтек» и издательство «Альпина Паблишерз», которое по традиции предоставило книги по бережливому производству в подарок каждому участнику. Медиа-поддержку мероприятию оказывают журналы «Генеральный директор», «Эксперт Северо-запад», «Управление качеством», «Автобизнес», «Металлоснабжение и сбыт», «Rational Enterprise Management», «Умное производство», «Автоматизация в промышленности», «Аэропорты. Профессиональные технологии», «Авиаглобус», газета «Промышленный еженедельник», порталы - Mashportal.ru, I-Mash, EnergoLand, «Бизнес Образование России», Russian Automotive Market Research, «Вестник Лин».

На Российской Лин  Школе было впервые объявлено  об учреждении общественного движения «Лин-форум. Профессионалы бережливого  производства». Инициаторами его создания выступили представители Института производства роста Оргпром, АвтоВАЗа, издательский дом Панорама, ряд других компаний. На Школе к ним присоединились еще десятки Лин-энтузиастов от предприятий России.

На семинаре «Инновации прежде инвестиций: Бережливое проектирование», организованном газетой «Ведомости», глава компании Lean Plus (США) Майкл Вейдер изложил принципы экономичного производства на примере японской фирмы Toyota. Он уточнил, что корпорация фактически использовала как опыт компании Ford, так и советские принципы научной организации труда, однако опередила всех в оптимизации производственных процессов.

М. Вейдер рассказал АСН-инфо, что он сам применял lean-технологии (англ. lean – бережливый) в военном  авиастроении, а в 1995 г. учредил консалтинговую компанию Lean Plus. В 2004 г. по приглашению екатеринбургского предпринимателя Алексея Баранова он стал соучредителем «Центра Оргпром».

В настоящее время lean-технологии внедряются этой компанией по контрактам, подписанном с рядом ведущих  российских корпораций, в частности ОАО «РЖД», «Газпромнефть» и «Русал». Впрочем, по мнению М.Вейдера, использование японских технологий промышленного менеджмента в России наиболее оправдано не в крупных, а в средних компаниях – в частности, в строительной отрасли, причем как в проектировании, так и в строительстве. По его словам, lean-технологии успешно применялись в ГК «Савва» и ОАО «Эталон» (Москва).

Научная организация  труда по-японски предусматривает  достижение экономии в первую очередь  не в самих производственных процессах, а в промежуточных фазах. Как отмечает М.Вейдер, потери рабочего времени в реализации инвестпроектов происходит в связи с бюрократическими согласованиями, перерывами на совещания, нерациональным размещением производственных мощностей и людских ресурсов на территории предприятия. 6-летняя практика «Центра Оргпром» показывает, что минимизация этих затрат позволяет увеличить производительность труда без дополнительных капиталовложений.

Еще один принцип lean-технологий, применимый именно к строительной отрасли, состоит в ориентации в первую очередь на интересы заказчика. Для этого необходимо переосмысление проекта с построением иерархии приоритетов, исходящих из поставленной задачи, а в центр внимания должна быть поставлена группа работников, выполняющих самую важную операцию.

Как считает директор межрегионального представительства  «Центр Оргпром» по ЦФО и СЗФО Олег Мусин, в России не преодолен стереотип  массового производства. Кроме того, дистанция между топ-менеджментом и работником не позволяет создать ощущения «общего дела», необходимого для реализации проекта в опережающие сроки и с наилучшим качеством. По его словам, при организации тренингов по технологии «штурм-прорыв» (rip-off) происходит трансформация менталитета менеджмента и наемных работников, и при этом не только совершенствуется организация труда, но и выявляются неформальные лидеры.

Применение lean-технологий в дорожной отрасли в РФ при  содействии «Центра Оргпром», в частности, позволило повысить производительность труда при укладке асфальта в 2 раза.

Спрос на lean-технологии возрастает в связи с установкой руководства  РФ на сбережение энергоресурсов и  улучшение условий труда. О.Мусин  намерен открыть в Санкт-Петербурге Альтернативную школу бережливого  менеджмента (он предлагает сотрудничество Высшей школе менеджмента СПбГУ), а также учредить общественное движение «Бережливая Россия».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Бережливое производство инновация