Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 08:40, реферат
Рене́ Дека́рт (фр. René Descartes [ʁəˈne deˈkaʁt], лат. Renatus Cartesius — Картезий; 31 марта 1596, Лаэ (провинция Турень), ныне Декарт (департамент Эндр и Луара) — 11 февраля 1650, Стокгольм) — французский математик, философ, физики физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраическойсимволики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии.
Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному
школами.
Исходной точкой рассуждений
Декарта является поиск несомненных
оснований всякого знания. Выдающейся
чертой французского ума всегда был скептицизм, равно как и стремление
к математической точности знаний.
В эпоху Возрожденияфранцузы Монт
Скептицизм и поиски
идеальной математической точности —
два различных выражения одной и той же
черты человеческогоума: напряжённого стремления
достигнуть абсолютно достоверн
Ничего общего ни с эмпиризмом, ни с мистицизмом Декарт не имел. Если он искал высшего абсолютного принципа знания в непосредственном самосознании человека, то речь шла не о каком-либо мистическом откровении неведомой основы вещей, а о ясном, аналитическом раскрытии самой общей, логически неопровержимой истины. Её открытие являлось для Декарта условием преодоления сомнений, с которыми боролся его ум.
Сомнения эти и выход из них он окончательно формулирует в «Первоначалах философии» следующим образом:
Так как мы рождаемся детьми и составляем разные суждения о вещах прежде, чем достигнем полного употребления своего разума, то многие предрассудки отклоняют нас от познания истины; избавиться от них мы, по-видимому, можем не иначе, как постаравшись раз в жизни усомниться во всём том, в чём найдём хотя бы малейшее подозрение недостоверности…. Если мы станем отвергать всё то, в чём каким бы то ни было образом можем сомневаться, и даже будем считать всё это ложным, то хотя мы легко предположим, что нет никакого Бога, никакого неба, никаких тел и что у нас самих нет ни рук, ни ног, ни вообще тела, однако же не предположим также и того, что мы сами, думающие об этом, не существуем: ибо нелепо признавать то, что мыслит, в то самое время, когда оно мыслит, не существующим. Вследствие чего это познание: я мыслю, следовательно существую, — есть первое и вернейшее из всех познаний, встречающееся каждому, кто философствует в порядке. И это — лучший путь для познания природы души и её отличия от тела; ибо, исследуя, что же такое мы, предполагающие ложным всё, что от нас отлично, мы увидим совершенно ясно, что к нашей природе не принадлежит ни протяжение, ни форма, ни перемещение, ничто подобное, но одно мышление, которое вследствие того и познаётся первее и вернее всяких вещественных предметов, ибо его мы уже знаем, а во всём другом ещё сомневаемся.
Таким образом, найден был Декартом первый твёрдый пункт для построения его миросозерцания — не требующая никакого дальнейшего доказательства основная истина нашего ума. От этой истины уже можно, по мнению Декарта, пойти далее к построению новых истин.
Прежде всего, разбирая смысл положения «cogito, ergo sum», Декарт устанавливает критерий достове
Найдя критерий достоверности
в отчётливых, ясных идеях (ideae clarae et distinctae), Декарт берётся затем
доказать существование Бога и выяснить основную природу вещественного мира.
Так как убеждение в существовании телесного
мира основывается на данных нашего чувственного восприятия
Таким образом из ясной идеи всесовершенного существа двояким путём выводится реальность бытия Бога:
Всё же вместе Декартово
доказательство бытия Божия должно
быть признано, по выражению Виндельбанда, «соединениемантропологической
Установив бытие всесовершенного
Творца, Декарт уже без труда приходит
к признанию относительной
Таким образом, в понимании
свойств материальности сказыва
Обе эти субстанции — дух и материя
Что касается этических взглядов Декарта, то Фуллье метко реконструирует основоположения морали Декарта по его сочинениям и письмам. Строго отделяя и в этой области откровенную теологию от рациональной философии, Декарт в обосновании нравственных истин также ссылается на «естественный свет» разума (la lumière naturelle).
В «Рассуждение о методе» («Discours de la méthode») y Декарта преобладает ещё утилитарная тенденция открытия путей здравой житейской мудрости, причём заметно сказывается влияние стоицизма. Но в письмах к принцессе Елизавете он пытается установить основные идеи собственной морали. Таковыми являются:
В письмах к Шаню, по просьбе королевы Кристины, Декарт обстоятельно отвечает на вопросы:
Отличая интеллектуальную любовь от страстной, он видит первую «в добровольном духовном единении существа с предметом, как частью одного с ним целого». Такая любовь находится в антагонизме со страстью и желанием. Высшая форма такой любви — любовь к Богу как бесконечно великому целому, ничтожную часть которого мы составляем. Отсюда вытекает, что как чистая мысль наша душа может любить Бога по свойствам собственной природы своей: это даёт ей высшие радости и уничтожает в ней всякие желания. Любовь, как бы беспорядочна она ни была, всё же лучше ненависти, которая делает даже хороших людей дурными. Ненависть — признак слабости и трусости. Смысл морали заключается в том, чтобы учить любить то, что достойно любви. Это даёт нам истинную радость и счастье, которое сводится к внутреннему свидетельству какого-либо достигнутого совершенства, при этом Декарт нападает на тех, кто заглушает свою совесть посредством вина и табака. Фуллье справедливо говорит, что в этих идеях Декарта содержатся уже все главнейшие положения этики Спинозы и, в частности, его учения об интеллектуальной любви к Богу.
С точки зрения Мамардашвили, Декарта можно отнести к основоположникам ранней экзистенциальной традиции .
Декарт, как и Хайдеггер, выделял два модуса существования, в его терминологии — прямой и криволинейный. Последний определяется отсутствием какой-либо базовой ориентации, поскольку вектор его распространения меняется в зависимости от столкновений идентичностей с породившим их социумом. Прямой модус бытия утилизирует механизм длящегося волевого акта в условиях вселенского безразличия духа, что даёт человеку возможность действовать в контексте свободной необходимости.
Несмотря на кажущийся
парадокс, это наиболее экологичная
форма жизнедеятельности, поскольку
через необходимость она
Переход от одного состояния к другому происходит через нахождение в фиксированных точках избыточности — помещение в свою жизнь понятий, таких как добродетель, любовь и т. д., не имеющих причин к своему существованию помимо той, которая извлекается из человеческой души. Неизбежность существования в социуме предполагает наличие «маски», которая предотвращает нивелирование медитативного опыта в процессе продолжающейся социализации.
Помимо описания модели человеческого бытия, Декарт также даёт возможность её интериоризации, отвечая на вопрос «мог ли Бог создать мир, недоступный нашему пониманию» в контексте апостериорного опыта — теперь, (когда человек осознаёт себя мыслящим существом) нет.
Министерство образования и науки РФ
Высшее образовательное
ТК ВСГУТУ.
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Рене Декарт»
Выполнил: Ахматахунов Бахтиержон- ст-нт гр. 72-1, специалньности: «Программирование в КС»
Праверила: Цыбикова С.Д- преподаватель дисциплины «Философия»
г. Улан-Удэ, 2012г.