Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 17:41, сочинение
Для России проблема бюрократизма стоит необычайно остро. Что касается бюрократии в нашей стране, то при любом режиме сказать о ней доброе слово было почти неприличным. Весьма показательно, что только в русском языке слово «бюрократ» имеет сугубо негативный смысл. СЛАЙД 2 Родоначальником бюрократии в России считают Петра I, а человеком, окончательно оформившим и организовавшим такую управленческую структуру - графа Сперанского.
Для России проблема бюрократизма стоит необычайно остро. Что касается бюрократии в нашей стране, то при любом режиме сказать о ней доброе слово было почти неприличным. Весьма показательно, что только в русском языке слово «бюрократ» имеет сугубо негативный смысл. СЛАЙД 2 Родоначальником бюрократии в России считают Петра I, а человеком, окончательно оформившим и организовавшим такую управленческую структуру - графа Сперанского. На самом деле объединение русских земель необходимо требовало централизации в управлении, - а централизация порождает бюрократию. Исторические основы русской бюрократии отличаются от западноевропейских: так, на Западе роль чиновничества заключалась в сосредоточении раздробленной верховной власти в одних руках и в сплочении государства. Чиновниками там становились люди из среднего класса, заключившего союз с королевской властью для низложения феодализма. Гражданского общества европейского образца в России никогда не существовало, над обществом всегда господствовало государство. Поэтому бюрократия обладала значительным преимуществом по сравнению с другими, даже привилегированными сословиями. Экономические преобразования в нашей стране в основном проводились путем государственного принуждения, причем приоритетными были интересы государства, далеко не всегда совпадавшие с интересами привилегированных сословий. СЛАЙД 3Такое положение дел неизбежно влечет за собой монополию государства на любые социальные инициативы: формы социальной жизни и организации, не одобренные государством, будут пресекаться. На этой почве и сформировалась российская бюрократическая традиция, суть которой заключается в том, что гражданин является собственностью государства, и все его действия должны определяться властью, в противном случае они будут рассматриваться как покушение на власть. Государство стремится к тотальному контролю над всеми сферами жизни общества, и это приводит к постоянному увеличению бюрократического аппарата. Подобное убеждение ориентировало самодержавие на деспотизм по отношению к имевшимся сословиям. В силу этого класс бюрократии и стал господствующим над остальным населением. СЛАЙД 4 В России бюрократия, к сожалению, сих пор продолжает сохранять многие черты патриархального типа, при котором объективность, компетентность, справедливость, деловитость чиновника главной роли не играют, а исход дела зависит не от правоты человека, а от его статуса и наличия связей с «нужными» людьми. С «прелестями» бюрократизма в современной России наверняка знаком каждый. Кому из нас не приходилось обращаться в бесчисленные государственные конторы, стоять в очередях и ходить от одного служащего к другому для получения необходимой справки? В ряде сфер деятельности, как, например, медицина и здравоохранение, охрана правопорядка, пассажирские перевозки и т.д., бюрократизм представляет прямую угрозу жизни и здоровью людей. СЛАЙД 5 Еще при Б.Н. Ельцине сформировался неономенклатурный режим, экономической основой которого стала номенклатурная приватизация. Реформаторам не удалось отделить власть от собственности, а собственность от бюрократии. Не удалось отделить от бюрократии и бизнес, не удалось создать правовое государство и устойчивое гражданское общество. Произошел разрыв между либеральной рыночной экономикой и авторитарной манерой властной элиты «управлять» демократией, структурировать общество по своему усмотрению. В последние годы в России сформировался режим с исполнительной властью, полностью подмявшей под себя власть законодательную и судебную. Такой режим легко эволюционирует в сторону диктатуры. СЛАЙД 6 Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный или местнический, ведомственный или местный – в групповой или личный, т.е. «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи – в государственные». Важно заметить, что одной из характерных черт бюрократизма будет стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата – сохранение и увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата – верный признак его бюрократического загнивания.
Негативное содержание бюрократических отношений сформировало прежде всего многочисленную группу противоречий, возникающих между различными объединениями, подразделениями и индивидами, составляющими аппарат управления.
Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а, следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.
СЛАЙД 7 Отдельные чиновники - «винтики» огромной машины управления, объективно не в состоянии осознать цели, задачи и масштабы целого. В этих условиях система может функционировать лишь на основе подробных инструкций, определяющих компетенцию того или иного чиновника. Система инструкций изначально предполагает ограниченность действий чиновника определенными рамками. Отсюда важнейшим проявлением противоречий управления выступает бюрократический консерватизм.
Сложился феномен «хронической» неэффективности бюрократии, отраженный в сознании большинства наших сограждан, тесно связан с образом непорядочного, испорченного властью чиновника.
Сегодня можно утверждать, что среди большинства простых граждан сформирован устойчивый образ российской бюрократии как малоэффективного института, причем образ этот не нарушается ни собственным благополучием людей, ни позитивными сдвигами в экономике, ни даже личным положительным опытом взаимодействия граждан с бюрократией.
Опыт решения проблемы бюрократии:
СЛАЙД 8 В.В. Путиным были предложены три пути решения данной проблемы:
1. Во-первых, - модернизировать
систему исполнительной власти
в целом. Прямая обязанность государства
- создать условия для развития
экономических свобод, задавать
стратегические ориентиры, предоставлять
населению качественные
2. нужна эффективная и
четкая технология разработки, принятия
и исполнения решений. Ныне действующий
порядок ориентирован не
3. провести анализ ныне
реализуемых государственных
Но не один из предложенных выше путей решения проблемы так и не был воплощен в действии.
СЛАЙД 9 Все что на даный момент было сделано государством в противодействие бюрократической системы - это создание сайта gosuslugi.ru – на базе которого гражданин может осуществить оплату штрафов, коммунальных счетов и навести справки по интересующим его вопросам. Так же была внедрена система «одного окна», при которой гражданин может одновременно получить набор определенных госуслуг в одном конкретном месте.
СЛАЙД 10 Предложения по решению проблемы бюрократии:
Решением проблемы должна стать, прежде всего, демократизация и создание правового государства, основной чертой которого является равенство граждан перед законом, в котором конфликты разрешаются в судебном, а не бюрократическом порядке. Соблюдение принципа разделения властей также способствует преодолению бюрократизма. Согласно Конституции Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Для решения проблемы бюрократизма необходимо устранить непрофессионализм чиновников, разработать новые принципы подбора и назначения кадров аппарата управления, учитывающие также деловые и личностные качества работников; создать систему социального контроля за деятельностью аппарата.
Эффективная и реальная борьба с коррупцией. Доступ к информации - важнейший антикоррупционный фактор. В систему действий по снижению коррупциогенных факторов должны быть включены открытие доступа к вакансиям во властных структурах для всех желающих и гласность условий конкурса, ротация кадров, развитие самоуправления и другие меры, способные обеспечить не только контроль, но и участие во власти представителей гражданского общества. Велика роль СМИ, несмотря на все трудности их функционирования в условиях авторитарных режимов.