Целеполагание в процессе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 20:49, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение методов выработки целеполагания в процессе менеджмента.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть процессы целеполагания в управленческой деятельности;
2. изучить классификацию целей управления и целепостановку при формировании и развитии организации;
3. построить дерево целей организации.

Содержание работы

Введение
1. Целеполагание в управленческой деятельности
2. Процесс превращения цели в согласованную деятельность
2.1 Система классификации целей управления
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации
2.3 Управление по целям
3. Построение дерева целей хозяйственной организации
Заключение Список литературы

Файлы: 1 файл

Менеджмент курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Тюменский государственный нефтегазовый университет»

                       Институт менеджмента и бизнеса

 

Кафедра МТЭК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу:  Менеджмент

на тему: « Целеполагание в процессе менеджмента.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Целеполагание в управленческой деятельности

2. Процесс превращения цели в согласованную деятельность

2.1 Система классификации целей управления                                                    

2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации

2.3 Управление по целям

3. Построение дерева целей хозяйственной организации

Заключение                                                                                                             Список литературы                                                                                               

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что цель – это то состояние, тот результат, которого желает добиться фирма. Ярким примером характеристики любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент какого либо смысла.

Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.

Конкретная форма цели зависит от предполагаемого периода ее достижения: чём дольше этот период, тем глобальнее цель.

Достижение целей разбивается на задачи достижения определенных подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией времени, объема и ресурсов исполнения.

Решение задачи - это достижение цели, которая может быть оценена количественно. Задачи делятся по трем основаниям: достижение определенных результатов с сотрудниками, предметами, информацией.

Любое предприятие, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать такую стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.

Целью написания данной курсовой работы является изучение методов выработки целеполагания в процессе менеджмента.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1.      рассмотреть процессы целеполагания в управленческой деятельности;

2.      изучить классификацию целей управления и целепостановку при формировании и развитии организации;

3.      построить дерево целей организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обес­печить такие условия труда, чтобы в максимальной степени исполь­зовать эти человеческие качества.

Основные принципы менеджмента включают в себя:

• принцип научности (важно понимать причины несовпаде­ния целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

• принцип системности и комплексности (важно видеть наи­более значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообуслов­ленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: «подсистема пожизненного найма», «подсистема подготовки на рабочем месте», «подсистема ротации кадров», «подсистема репутаций», «подсистема оплаты труда», кото­рые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост произ­водительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

• принцип единоначалия и коллегиальности в выработке ре­шений (за реализацию коллегиально принятого решения персо­нальную ответственность несет руководитель организации);

• принцип демократического централизма (означает необ­ходимость разумного, рационального сочетания централи­зованного и децентрализованного начал в управлении, соот­ношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к авто­кратии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

• принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

• принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, за­нятость населения, социальные, культурно-этнические и эко­номические проблемы регионов);

• принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

• принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую за­интересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

• постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

              Целеполагание — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками. [5].

Корректировка цели. Цели корректируются после выявления степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. с учетом достижения целей, выбранные ранее цели корректируются. Практически это означает окончание цикла формирования целей.

Эффективность достижения цели. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Приблизительно эффективность может быть определена еще до начала самой деятельности как потенциальная эффективность: реальная же зависит от степени достижения самих целей, то есть от полученных на практике результатов.

             

              Правильная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть четкой и ясной, как правило, в показа­тельной форме. Этап постановки целей и задач связан с предвари­тельным анализом и прогнозами на будущее (рис.1.2.).

 

Рис. 1.2 Постановка целей и задач

 

Как видно из рис. 1.2 , изначально поставленные цели и задачи в процес­се труда могут подвергаться корректировке. На деятельность органи­зации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и.т.д. Данные факторы обус­ловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенден­ций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.

 

 

 

 

 

2. ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

2.1 Разнообразие целей столь велико, что необходимо их классифицировать по содержанию, направлениям и критериям. По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные. К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий.

Экономические цели включают укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала. Производственные цели – это выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, экономное использование ресурсов. Административные цели нацеливают на достижение высокой управляемости предприятия, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе. Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр. Научно-технические цели фокусируются на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов. Социальные цели ориентируются на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышении их образовательного и квалифицированного уровня и т.п. Например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживания отношений социального партнерства, обеспечение персонала высококачественным медицинским обслуживанием и пр.[3].

По уровню цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития предприятия в целом и важнейшие комплексные направления деятельности. В состав общих входят генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизованных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание.

Общеорганизованные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий. В современных условиях общие цели формулируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства, руководителей подразделений, консультантов, экспертов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзов. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают средне – и краткосрочный период и обязательно выражают количественные показатели. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.

 

Таблица 2.1.1

Классификация целей

Критерии

классификации

 

Группы целей

Период

установления

 

Стратегические

Тактические

 

Оперативные

 

Содержание

 

Экономические

Организационные

Научные

Социальные

Технические

Политические

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2.1.1

Структурные

 

Маркетинговые

Инновационные

Кадровые

 

Производственные

Финансовые

Административные

 

Среда

 

Внутренние

 

Внешние

 

Приоритетность

Особо приоритетные

Приоритетные

Прочие

Измеримость

 

Количественные

 

Качественные

 

Повторяемость

Постоянные

Разовые

Иерархия

Предприятий

Подразделений

Стадии

жизненного

цикла

Проектирование и

создание объекта.

Рост объекта

Зрелость объекта

Завершение жизненного цикла объекта.

Информация о работе Целеполагание в процессе менеджмента