Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение методов выработки целеполагания в процессе менеджмента.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть процессы целеполагания в управленческой деятельности;
изучить классификацию целей управления и целепостановку при формировании и развитии организации;
построить дерево целей организации.
Введение
1. Целеполагание в управленческой деятельности
2. Процесс превращения цели в согласованную деятельность
2.1 Система классификации целей управления
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации
2.3 Управление по целям
3. Построение дерева целей хозяйственной организации
Заключение
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тюмень, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Целеполагание в управленческой деятельности
2. Процесс превращения цели в согласованную деятельность
2.1 Система классификации целей управления
2.2 Целепостановка при формировании и развитии организации
2.3 Управление по целям
3. Построение дерева целей хозяйственной организации
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что цель – это то состояние, тот результат, которого желает добиться фирма. Ярким примером характеристики любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент какого либо смысла.
Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.
Конкретная форма цели зависит от предполагаемого периода ее достижения: чём дольше этот период, тем глобальнее цель.
Достижение целей разбивается на задачи достижения определенных подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией времени, объема и ресурсов исполнения.
Решение задачи - это достижение цели, которая может быть оценена количественно. Задачи делятся по трем основаниям: достижение определенных результатов с сотрудниками, предметами, информацией.
Любое предприятие, работая в условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации, должно не только концентрировать внимание на своей внутренней среде, но и вырабатывать такую стратегию долгосрочного выживания, которая позволит ему успевать за изменениями, происходящими в его внешнем окружении. Так как количество и сложность ситуаций во внешней среде постоянно растут, менеджмент предприятия должен постоянно приспосабливаться к ним, приобретая новые и трансформируя имеющиеся качества, наращивая свои возможности по выработке и реализации адекватных ситуационных решений.
Целью написания данной курсовой работы является изучение методов выработки целеполагания в процессе менеджмента.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принципы менеджмента
Основные принципы менеджмента включают в себя:
• принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);
• принцип системности и
• принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);
• принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));
• принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);
• принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);
• принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;
• принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;
• постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.
Целеполагание — первичная фаза управления, выработки и принятия решений, заключающаяся в постановке генеральной цели и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с сущностью и характером решаемых проблем, назначением (миссией) системы, стратегическими установками. [5].
Корректировка цели. Цели корректируются после выявления степени прогресса в реализации поставленных целей, т.е. с учетом достижения целей, выбранные ранее цели корректируются. Практически это означает окончание цикла формирования целей.
Эффективность достижения цели. Если деятельность полностью или частично приводит к достижению поставленных целей, она считается эффективной. Приблизительно эффективность может быть определена еще до начала самой деятельности как потенциальная эффективность: реальная же зависит от степени достижения самих целей, то есть от полученных на практике результатов.
Правильная постановка целей определяет будущее организации. Цель должна быть четкой и ясной, как правило, в показательной форме. Этап постановки целей и задач связан с предварительным анализом и прогнозами на будущее (рис.1.2.).
Рис. 1.2 Постановка целей и задач
Как видно из рис. 1.2 , изначально поставленные цели и задачи в процессе труда могут подвергаться корректировке. На деятельность организации влияют изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды: курсы валют, уровень инфляции, взаимоотношения с конкурентами, клиентами, государством, психологический климат и мотивация в коллективе, организационная культура и.т.д. Данные факторы обусловливают получение реальных результатов работы, которые могут отличаться от поставленных целей в лучшую или худшую стороны. Искусство менеджера заключается в анализе оптимистических и пессимистических прогнозов и предсказании негативных тенденций в экономике, на рынках и в коллективе. Поставленные цели и задачи должны быть реалистичными.
2. ПРОЦЕСС ПРЕВРАЩЕНИЯ ЦЕЛИ В СОГЛАСОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
2.1 Разнообразие целей столь велико, что необходимо их классифицировать по содержанию, направлениям и критериям. По содержанию цели делятся на технологические, экономические, производственные, административные, маркетинговые, научно-технические, социальные. К технологическим целям можно отнести компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий.
Экономические цели включают укрепление финансовой устойчивости предприятия, рост прибыли, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала. Производственные цели – это выпуск определенного объема товаров и услуг, повышение их качества, увеличение эффективности производства, снижение себестоимости, экономное использование ресурсов. Административные цели нацеливают на достижение высокой управляемости предприятия, полное взаимодействие сотрудников, хорошую их дисциплину, слаженность в работе. Маркетинговые цели связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и пр. Научно-технические цели фокусируются на создании и внедрении в производство новых и усовершенствовании существующих образцов продукции, доведении их до уровня требований мировых стандартов. Социальные цели ориентируются на создании благоприятных условий труда, жизни и отдыха работников, повышении их образовательного и квалифицированного уровня и т.п. Например, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживания отношений социального партнерства, обеспечение персонала высококачественным медицинским обслуживанием и пр.[3].
По уровню цели делятся на общие и специфические. Общие цели отражают концепцию развития предприятия в целом и важнейшие комплексные направления деятельности. В состав общих входят генеральная цель, которая по-другому называется миссией, и 4-6 общеорганизованных целей, раскрывающих и конкретизирующих ее содержание.
Общеорганизованные цели могут быть ориентированы, например, на достижение финансовой устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, завоевание тех или иных рынков, обновление продукции, технологий. В современных условиях общие цели формулируются, как правило, в совместном диалоге высшего руководства, руководителей подразделений, консультантов, экспертов по вопросам управления, а также представителей трудового коллектива и профсоюзов. Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении и определяют основные направления его деятельности в свете реализации им общих целей. Обычно они охватывают средне – и краткосрочный период и обязательно выражают количественные показатели. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционными и оперативными. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые – перед подразделениями.
Таблица 2.1.1
Классификация целей
Критерии классификации |
Группы целей | ||
Период установления |
Стратегические Тактические |
Оперативные | |
Содержание |
Экономические Организационные Научные |
Социальные Технические Политические | |
Продолжение таблицы 2.1.1 | |||
Структурные |
Маркетинговые Инновационные Кадровые |
Производственные Финансовые Административные | |
Среда |
Внутренние |
Внешние | |
Приоритетность |
Особо приоритетные Приоритетные |
Прочие | |
Измеримость |
Количественные |
Качественные | |
Повторяемость |
Постоянные |
Разовые | |
Иерархия |
Предприятий |
Подразделений | |
Стадии жизненного цикла |
Проектирование и создание объекта. Рост объекта |
Зрелость объекта Завершение жизненного цикла объекта. |
2.2 Целепостановка – это толчок к началу управленческой деятельности, выбор ориентира, определяющего направление движения.
Этапы целепостановки:
Целепостановка необходима: