Цели и задачи инновационного менеджмента. Практика управления инновационной деятельностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:34, реферат

Описание работы

Условия современного мирового рынка требуют от фирм непрерывного осуществления инноваций для получения конкурентных преимуществ и, следовательно, эффективного функционирования. Современный мировой менеджмент по своей сути инновационен: предприятие либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка.

Файлы: 1 файл

Реферат на тему.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат на тему: «Цели и задачи инновационного менеджмента. Практика управления инновационной деятельностью»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Условия современного мирового рынка требуют от фирм непрерывного осуществления инноваций для  получения конкурентных преимуществ  и, следовательно, эффективного функционирования. Современный мировой менеджмент по своей сути инновационен: предприятие  либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка.

В связи с этим значительно  возрастают требования к менеджменту  предприятий по способности эффективно генерировать инновации, создавать  гибкие и наиболее адекватные ситуации формы организационных структур, мотивировать персонал, интегрироваться  в системы информационного, финансового  обеспечения инновационной деятельности.

Инновационный менеджмент имеет  огромное значение для развития инновационной  деятельности фирм и нормального  функционирования их в условиях рыночной экономики.

Инновационная деятельность представляет собой сложную динамическую систему, эффективность которой  зависит как от внутренних механизмов предприятия, так и от взаимодействия данного предприятия внешней  средой.

Новые идеи, новшества, изобретения  должны стимулироваться как внутри предприятия, то есть системой управления данного предприятия, так и внешней  средой, в том числе государством.

 

Понятие, цели и  задачи инновационного менеджмента

 

Инновации связывают различные  по характеру и способам управления области хозяйственной деятельности: науку, производство, инвестиции, реализацию продукции. Совершенствование стилей и приемов инновационного управления, быстрое и адекватное реагирование на изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость в управлении внедрения новшества, развитие новых  направлений инструментов в работе фирмы, совершенствование всех основных элементов современного инновационного менеджмента применительно к  специфике рынка дают возможность инноваторам использовать все виды резервов для успешной инновационной деятельности.

Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.

Оно включает не только технические  или технологические разработки, но и любые изменения в лучшую сторону во всех сферах деятельности предприятия, а также в управлении процессом новых знаний.

Инновации можно представить  как процесс совершенствования  сбалансированности различных областей работы фирмы. Для инновационного менеджера  процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного  персонала и направление его  на поиск новых форм инновационной  деятельности, превращение каждого  работника в источник нововведений.

Инновационный менеджмент-это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной детельности.

Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной  деятельности и в зависимости  от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его  функции входят:

 

-постоянная корректировка  инновационных целей и программ  в зависимости от состояния  рынка, изменений внешней среды;

 

-ориентация на достижение  запланированного конечного результата  инновационной деятельности фирмы;

 

-использование современной  информационной базы для многовариантных  расчетов при принятии управленческих  решений;

 

-изменение функций стратегического  управления и планирования -- от  текущего к перспективному;

 

-упор на все основные  факторы изменения и улучшения  инновационной деятельности фирмы;

 

-оценка управления работы  в целом только на основе  реально достигнутых конечных  результатов;

 

-привлечение всего научно-технического  и производственного потенциала  фирмы к ее управлению;

 

-осуществление управления  на основе предвидения изменений  и развития гибких решений;

 

-обеспечение инноваций,  нововведений в каждом сегменте  работы фирмы, принятие нестандартных  решений;

 

-проведение глубокого  экономического анализа каждого  экономического решения.

 

Инновационный менеджмент располагает  своим собственным экономическим  механизмом, и тесно связан с методологией научного управления. Экономический  механизм менеджмента объективно обусловлен работой фирмы в рыночных условиях, когда результаты деятельности всей фирмы получают оценку на рынке.

Этапом разработки методологии  научного управления стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объемов производства. Авторы работ по научному управлению А. Файоль, П. Друкер, М.Х. Мескон, X. Вольфганг  и другие выдвинули и обосновали следующие научные положения:

 

важность применения научного анализа для определения наилучших  способов достижения целей;

 

целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного  обучения и переобучения;

 

необходимость снабжения  работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.

Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор, книгу которого «Принципы научного управления» считают началом  признания менеджмента в качестве самостоятельной науки и области  исследований.

 

Концепция административного  управления была направлена на разработку общих проблем и принципов  управления организацией в целом. В 20-е гг. XX в. было сформулировано понятие  организационной структуры фирмы  как системы взаимосвязей, имеющих  определенную иерархию. Организация  рассматривалась как замкнутая  система, улучшение функционирования которой обеспечивается за счет внутрифирменной  рационализации деятельности без учета  внешней среды.

 

В рамках классической школы  управления сложилась концепция, что  фирмой нужно управлять систематизировано, для того чтобы более эффективно достигать поставленных целей, ради которых она создана.

Концепция управления с позиции  психологии и человеческих отношений  определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц». Исследования, проведенные психологом М. Маслоу, доказали, что мотивами поступков  людей являются не экономические  силы, как считали сторонники концепции  научного управления, а различные  потребности, которые не могут быть удовлетворены денежным выражением. Оказалось, что производительность труда рабочих способна повышаться не столько благодаря увеличению заработной платы, сколько в результате роста удовлетворенности рабочих  своим трудом и отношениями в  коллективе.

При системном подходе  исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию  как совокупность взаимосвязанных  элементов -- люди, структура, технология, -- которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход предполагает, что эффективность различных  методов управления определяется конкретной ситуацией и наилучшим является метод, максимально соответствующий  ее условиям.

Инновационный менеджмент предполагает осуществление координации инновационной  деятельности через использование  новых форм, принципов, средств управленческой деятельности, связанных с обновлением  организационных структур, использованием ресурсов информационных и социальных сетей с целью активизации  инновационного потенциала организации, стимулирования и мотивации творческой деятельности.

Принципами инновационного менеджмента выступают:

 

· Рациональное сочетание  методов управления;

 

· Приоритет стратегических вопросов;

 

· Использование научных  подходов;

 

· Уважение личности и стимулирование активности сотрудников;

 

· Обеспечение оптимального морально-психологического климата  и режима труда;

 

· Стремление к децентрализации  и коллегиальности в деятельности.

 

В число решаемых задач  инновационного менеджмента входит:

 

1. Определение оптимальной  структуры организации;

 

2. Определение инновационной  стратегии организации;

 

3. Организация образования  сотрудников в системе инновационного  предпринимательства;

 

4. Осуществление кадровой  политики;

 

5. Обеспечение стимулирования  и мотивации инновационной активности;

 

6. Разработка стратегии  адаптации.

 

Инновационный менеджмент предполагает возможность делегирования полномочий, обеспечение коммуникации через  общение и образование. Инновационный  менеджер является предпринимателем в  сфере инноватики, постоянно ищущим, активным и предприимчивым. Такой  стиль и приоритеты управленческой деятельности ориентируют на создание многомерных организаций, где в  различных направлениях по реализации планов действуют управленцы и подчиненные без четкого формального разделения их функций и обязанностей; плоских организаций, где максимально сокращены уровни иерархии, что существенно повышает оперативность и качество работы; партисипативных организаций, в которых осуществляется совместное принятие управленческих решений на основе паритетного взаимодействия руководителей и подчиненных; этхократических организаций, применимых в нестандартных и сложных работах в быстротекущих условиях, где нет строгой формальной структуры, иерархии и субординации, а главной выступает совместная ответственная деятельность на основе высокой компетентности и творческой свободы.

 

Главная задача инновационного менеджмента - «построить» организацию, сориентировать ее на перемены, убедить  в их решении, мобилизовать поддержку  инициативы и творчества, нацелить на осмысление и познание проблем, обеспечить деловое сотрудничество и трансферт  не только технологий, но и знаний, опыта. Инновационному менеджменту как  новому стилю лидерства можно  научиться. С учетом особого статуса  инновационных менеджеров как профессиональных специалистов-интеллектуалов, имеющих  доступ к информации, владеющих социальными  технологиями и имеющие их использовать для конструирования перспективы, сегодня вести такое обучение необходимо непрерывно, включая постдипломное  образование до конца служебной  карьеры в системе курсов, участия  в семинарах и тренингах. Возможно перспективное планирование получения  такого профильного образования  в специальных учебных заведениях, занимающихся подготовкой кадров для  сферы инновационного проектирования, менеджмента и маркетинга.

 

Таким образом, проблема компетентного  управления инновационной деятельностью  решается в рамках менеджмента инноваций, который требует непременной  реализации возможностей инновационного менеджмента, обеспечивая в таком  взаимодействии рост эффективности  инновационных проектов и инновационного потенциала.

Практика  управления инновационной деятельностью.

Существуют два направления  организации эффективного управления инновационным

процессом:

     интеграция  всех стадий инновационного проекта  в единый непрерывный

процесс, изменение структуры  всех уровней управления и координация  связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;

     выделение  управления инновационными процессами  в самостоятельный объект управления, т.е. обособление инновационных структур от подразделений, выполняющих традиционные функции.

На практике используются оба подхода с преобладанием  одного из них. При этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.

Информация о работе Цели и задачи инновационного менеджмента. Практика управления инновационной деятельностью