Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:34, реферат
Условия современного мирового рынка требуют от фирм непрерывного осуществления инноваций для получения конкурентных преимуществ и, следовательно, эффективного функционирования. Современный мировой менеджмент по своей сути инновационен: предприятие либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка.
Реферат на тему: «Цели и задачи инновационного менеджмента. Практика управления инновационной деятельностью»
ВВЕДЕНИЕ
Условия современного мирового рынка требуют от фирм непрерывного осуществления инноваций для получения конкурентных преимуществ и, следовательно, эффективного функционирования. Современный мировой менеджмент по своей сути инновационен: предприятие либо постоянно осуществляет различного рода нововведения, либо теряет конкурентоспособность и быстро уходит с рынка.
В связи с этим значительно
возрастают требования к менеджменту
предприятий по способности эффективно
генерировать инновации, создавать
гибкие и наиболее адекватные ситуации
формы организационных
Инновационный менеджмент имеет огромное значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики.
Инновационная деятельность представляет собой сложную динамическую систему, эффективность которой зависит как от внутренних механизмов предприятия, так и от взаимодействия данного предприятия внешней средой.
Новые идеи, новшества, изобретения должны стимулироваться как внутри предприятия, то есть системой управления данного предприятия, так и внешней средой, в том числе государством.
Понятие, цели и задачи инновационного менеджмента
Инновации связывают различные
по характеру и способам управления
области хозяйственной
Инновационное управление представляет процесс постоянного обновления различных сторон деятельности фирмы.
Оно включает не только технические
или технологические
Инновации можно представить как процесс совершенствования сбалансированности различных областей работы фирмы. Для инновационного менеджера процесс обновления означает разрушение привычной ориентации научно-производственного персонала и направление его на поиск новых форм инновационной деятельности, превращение каждого работника в источник нововведений.
Инновационный менеджмент-это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Инновационный менеджер имеет дело с прогнозами, расчетами, ожидаемыми показателями, учитывающими специфику инновационной детельности.
Инновационный менеджмент связан с различными видами инновационной деятельности и в зависимости от их специфики осуществляет свою управленческую деятельность. В его функции входят:
-постоянная корректировка
инновационных целей и
-ориентация на достижение
запланированного конечного
-использование современной
информационной базы для
-изменение функций
-упор на все основные
факторы изменения и улучшения
инновационной деятельности
-оценка управления работы в целом только на основе реально достигнутых конечных результатов;
-привлечение всего научно-
-осуществление управления
на основе предвидения
-обеспечение инноваций,
нововведений в каждом
-проведение глубокого
экономического анализа
Инновационный менеджмент располагает
своим собственным
Этапом разработки методологии
научного управления стал анализ содержания
работы и определение ее основных
компонентов. Затем была обоснована
необходимость систематического использования
стимулирования с целью заинтересовать
работников в увеличении производительности
труда и росте объемов
важность применения научного
анализа для определения
целесообразность отбора и использования работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных заданий, обеспечение их последовательного обучения и переобучения;
необходимость снабжения работников всеми ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения поставленных перед ними задач.
Концепция научного управления
получила развитие в США в начале
XX в. Ее основоположником стал Ф. Тейлор,
книгу которого «Принципы научного
управления» считают началом
признания менеджмента в
Концепция административного
управления была направлена на разработку
общих проблем и принципов
управления организацией в целом. В
20-е гг. XX в. было сформулировано понятие
организационной структуры
В рамках классической школы
управления сложилась концепция, что
фирмой нужно управлять
Концепция управления с позиции
психологии и человеческих отношений
определила менеджмент как «обеспечение
выполнения работы с помощью других
лиц». Исследования, проведенные психологом
М. Маслоу, доказали, что мотивами поступков
людей являются не экономические
силы, как считали сторонники концепции
научного управления, а различные
потребности, которые не могут быть
удовлетворены денежным выражением.
Оказалось, что производительность
труда рабочих способна повышаться
не столько благодаря увеличению
заработной платы, сколько в результате
роста удовлетворенности
При системном подходе исходят из того, что руководители призваны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов -- люди, структура, технология, -- которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход предполагает, что эффективность различных методов управления определяется конкретной ситуацией и наилучшим является метод, максимально соответствующий ее условиям.
Инновационный менеджмент предполагает
осуществление координации
Принципами инновационного менеджмента выступают:
· Рациональное сочетание методов управления;
· Приоритет стратегических вопросов;
· Использование научных подходов;
· Уважение личности и стимулирование активности сотрудников;
· Обеспечение оптимального морально-психологического климата и режима труда;
· Стремление к децентрализации
и коллегиальности в
В число решаемых задач инновационного менеджмента входит:
1. Определение оптимальной структуры организации;
2. Определение инновационной стратегии организации;
3. Организация образования
сотрудников в системе
4. Осуществление кадровой политики;
5. Обеспечение стимулирования
и мотивации инновационной
6. Разработка стратегии адаптации.
Инновационный менеджмент предполагает
возможность делегирования
Главная задача инновационного
менеджмента - «построить» организацию,
сориентировать ее на перемены, убедить
в их решении, мобилизовать поддержку
инициативы и творчества, нацелить
на осмысление и познание проблем, обеспечить
деловое сотрудничество и трансферт
не только технологий, но и знаний, опыта.
Инновационному менеджменту как
новому стилю лидерства можно
научиться. С учетом особого статуса
инновационных менеджеров как профессиональных
специалистов-интеллектуалов, имеющих
доступ к информации, владеющих социальными
технологиями и имеющие их использовать
для конструирования
Таким образом, проблема компетентного управления инновационной деятельностью решается в рамках менеджмента инноваций, который требует непременной реализации возможностей инновационного менеджмента, обеспечивая в таком взаимодействии рост эффективности инновационных проектов и инновационного потенциала.
Практика управления инновационной деятельностью.
Существуют два направления организации эффективного управления инновационным
процессом:
интеграция
всех стадий инновационного
процесс, изменение структуры всех уровней управления и координация связей между ними по вертикали и горизонтали. Такие центростремительные тенденции возникают при необходимости консолидации ресурсов предприятия для выполнения конкретной крупномасштабной задачи;
выделение
управления инновационными
На практике используются оба подхода с преобладанием одного из них. При этом крупные передовые западные компании часто проводят реорганизацию своего научно-производственного комплекса, которая является реакцией предприятия на перемену условий на рынке, и представляет собой перегруппировку ресурсов для решения возникающих задач. Оптимизация организационной структуры предприятия для осуществления инновационного процесса является одной из важнейших задач высшего руководства.