Цели и задачи менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 06:38, реферат

Описание работы

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Файлы: 1 файл

Цели и задачи менеджмента.docx

— 28.87 Кб (Скачать файл)

 

  1. Понятие организации, ее системы и формы.

Под организацией понимается устойчивая группа лиц, взаимодействующих друг с другом с помощью материальных, экономических, правовых и других условий  ради решения имеющихся проблем  или достижения поставленных целей. Для этого она преобразует  на основе соответствующих технологий находящиеся в ее распоряжении материальные, трудовые, информационные ресурсы в  требуемые конечные результаты.

Другими направлениями деятельности организации являются: разработка политики, стратегии, осуществление в соответствии с ними развития, преодоление кризисных  ситуаций.

Расширение рыночных отношений  ведет к усилению роли организаций  в жизни общества, и сегодня  большинство субъектов хозяйственной  деятельности выступают, прежде всего, как их представители (владельцы, руководители, сотрудники).

Организация обладает функциями и  структурой. Основной ее функцией (задачей), как следует из определения, является решение проблем и достижение целей.

Структуру организации, то есть упорядоченную  совокупность ее взаимосвязанных элементов, можно рассматривать с нескольких точек зрения: технической, социотехнической, социальной.

Техническая структура представлена совокупностью материальных объектов и процессов (помещения, оборудование, планировка, условия труда, технологии), которые в единстве образуют базу остальных. Эти ее элементы относят  к жестким.

В производственной организации техническая  структура во многом определяет профессионально-квалификационный состав персонала, влияет на характер и содержание труда (сложность, трудоемкость, ритмичность и пр.) Техническая  структура создает основу функциональных связей между людьми, в значительной мере влияет на характер их отношений (формальный или неформальный), т.е. на социальную структуру.

Социальная структура образуется совокупностью самих ее участников и связей между ними. Сюда включают формальные и неформальные группы, ценности, нормы, власть, влияние и  пр. Первым стал рассматривать организацию  как социальную систему уже упоминавшийся  Элтон Мейо.

Социальная структура организации  обладает определенным потенциалом. Последний складывается из нескольких элементов:

Потенциала общего руководства (характеризуется  уровнем его знаний и понимания  ситуации; способностью выявлять и  решать проблемы, в том числе в  критических условиях; ориентацией  на прошлое или будущее; готовностью  к риску; умением использовать власть).

Психологического потенциала (характеризуется  состоянием морально-психологического климата, стабильностью отношений  и проч.).

Творческого потенциала (характеризуется  умением реагировать на изменения, предлагать альтернативы; стремлением  к поиску; способностью преодолевать инерцию мышления и привычек; предприимчивостью  при принятии инновационных решений; готовностью к новшествам; использованием новых прогрессивных методов  работы). Все элементы социальной структуры  являются «мягкими».

 

Социотехническая структура — это система рабочих мест, объединяющая работников пространственно и в трудовой взаимосвязи. Она интегрирует в себе жесткую техническую и гибкую социальную структуры. Таким образом, организация не есть чисто материальное, или чисто духовное явление.

Все три структуры должны соответствовать  друг другу.

Более подробно основные организационные  структуры мы рассмотрим ниже.

Цикл жизни организации охватывает пять основных фаз. На первой происходит ее зарождение, например, собирается общее  собрание учредителей, принимающее  решение о ее создании. Во второй фазе организация стремительно растет в той сфере, для которой она  изначально предназначалась. В третьей  происходит дифференциация деятельности — поиск новых ее форм, а также  качественное развитие и совершенствование  существующих. В четвертой фазе у  организации наступает состояние  зрелости, консолидации. Она прочно стоит «на ногах» и больше не стремится  ни к расширению, ни к поиску нового, что на деле означает начало конца. Последний наступает на пятой заключительной фазе ее жизни. Здесь организация постепенно деградирует, ухудшает результаты, свертывает свою деятельность и наконец прекращает существование.

Концепция жизненного цикла организации  утверждает, что при сохранении одних  и тех же методов руководства  срок ее существования ограничен 30—40 г. одами и имеет тенденцию  к сокращению. Такая ограниченность обусловлена тем, что в конце концов организационные структуры, система управления и тип мышления приходят в противоречие с изменениями во внутренней и внешней среде.

Главным признаком организации  считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает  смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, которые они могут внутренне и не принимать.

В то же время определенность целей  для различных организаций неодинакова. В одном случае цели официально декларируются, а их достижение специально стимулируется. Эти цели осознаются всеми участниками, играют активную роль, побуждают участников к деятельности, направленной на их достижение.

В другом случае цель выступает лишь в качестве общего смысла существования  организации и не ориентирует  людей на какие-то специальные действия. К таким организациям можно отнести, скажем, населенный пункт — город, поселок, деревню. Совместное проживание людей облегчает их повседневное жизнеобеспечение (водой, теплом, продуктами питания, делает возможным постоянное общение, при необходимости взаимопомощь), но не ставит перед ними никаких  дополнительных задач.

Нужно иметь в виду, что достижение целей организации возможно только при наличии некоторого «критического» числа участников, объединение сил  и способностей которых приносит необходимые плоды.

Другим признаком организации  является ее обособленность, выражающаяся в замкнутости внутренних процессов  и наличии границ, отделяющих ее от внешнего окружения. Эти границы  могут быть «прозрачными» или  «непрозрачными», материальными в  виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода правах, предписаниях и запретах. Примером обособленности может быть замкнутость кругооборота средств коммерческой фирмы — последняя сможет нормально функционировать только тогда, когда все затраты полностью вернутся в результате продажи продукции.

Третий признак организации  — наличие связей между ее отдельными элементами, посредством которых  они взаимодействуют, решают возникающие  проблемы и достигают поставленных целей. Эти связи бывают экономическими, технологическими, управленческими, информационными, социальными и пр.

Четвертым признаком организации  можно считать саморегулирование, предполагающее возможность для  нее в определенных рамках самостоятельно решать те или иные вопросы внутренней жизни и по-своему, с учетом конкретных обстоятельств, действовать или  реализовывать внешние команды.

Такое саморегулирование осуществляется внутриорганиза-ционным центром, координирующим деятельность людей, обеспечивающим их единство, интеграцию, а в конечном итоге целостность организации. В крупной организации центров может быть несколько, но один из них всегда будет выполнять функции главного, а остальные — периферийных. Полицентризм делает организацию более гибкой, а следовательно и более устойчивой.

 

Наконец, в качестве еще одного признака организации следует назвать  организационную культуру, представляющую собой совокупность установившихся ценностей, традиций, верований, норм поведения, символов, которые во многом определяют характер взаимоотношений и направленность поведения людей. Культура организации  считается сегодня фактором конкуренции  первого порядка. Сплав субъективных и объективных элементов организации  формирует основу культуры управления, в которую можно включить стиль  руководства, способы решения проблем, характер поведения менеджеров.

Характерной чертой современной организации  являются устойчивость; то есть способность  функционировать и разви ваться в условиях внешних и внутренних возмущающих воздействий, либо возвращаясь в прежнее состояние, либо переходя в новую точку равновесия.

Устойчивость относится к структуре  организации и к ее функциям. Структурная  устойчивость — первична. Именно она  позволяет организации и ее элементам восстанавливать свои функции, поэтому для обеспечения условий выживания организации постоянно поддерживаются равновесие и прочность ее структуры. Во многом это достигается за счет ее консерватизма, избыточности ресурсов.Однако, при этом усиливается инерционность, требующая высоких затрат на свое преодоление.

Устойчивость обеспечивается также  простотой структуры предприимчивостью, самостоятельностью ее участников, их постоянной готовностью к новому, к изменениям, что составляет основу механизма самоподдержки и саморегуляции.

Другой особенностью современных  организаций является сложность. Она  обусловлена их масштабами; количеством  и автономностью элементов и  связей между ними; разнообразием  их функций и свойств. Крупные  фирмы включают в себя десятки  самостоятельных предприятий, разбросанных по всем уголкам света; на них заняты сотни тысяч работников, а объемы производства сопоставимы с величиной  национального продукта небольших  высокоразвитых государств.

 


Информация о работе Цели и задачи менеджмента