Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:28, реферат
Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:
• четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долго-, средне- и краткосрочные);
• конкретность содержания и реальная достижимость целей;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
• адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Цели и их классификация
Миссия и видение образуют фундамент для установления целей организации в целом, ее подразделений и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:
• четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долго-, средне- и краткосрочные);
• конкретность содержания и реальная достижимость целей;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
• адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.
Для упорядочения множества целей организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим главные: временной период, содержание, значимость, повторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.
Одним из важнейших критериев является период времени, на который устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:
1) стратегические, устанавливаемые на длительный период (его продолжительность колеблется в зависимости от состояния и устойчивости развития экономики от трех до 5—10 лет); важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;
2) тактические, являющиеся
логическим развертыванием
3) оперативные, представляющие
собой детализацию
Группировка целей по содержанию
построена на многообразии интересов
организации. Так, в коммерческих организациях
превалируют экономические
По значимости цели подразделяются
на: особо приоритетные, с достижением
которых связано получение
Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.
Например, планирование издержек
производства представляет собой рутинную,
структурированную задачу, которая
решается с известной периодичностью,
по заранее разработанным
В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр. Группировка целей по критерию структуры организации позволяет наряду с целями для организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой — в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем — маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д. Они детально рассмотрены в последующих разделах учебника.
Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить. Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста. На стадии зрелости цели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.