Цели организации и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:
• четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели (долго-, средне- и краткосрочные);
• конкретность содержания и реальная достижимость целей;
• непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;
• адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 16.91 Кб (Скачать файл)

Цели и их классификация

Миссия и видение образуют фундамент для установления целей  организации в целом, ее подразделений  и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует  свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели — это конкретизация  миссии и видения организации  в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих  требований:

•   четкие временные  рамки, на которые устанавливаются  цели (долго-, средне- и краткосрочные);

•   конкретность содержания и реальная достижимость целей;

•   непротиворечивость и согласованность с другими  целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

•   адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Для упорядочения множества  целей организации применяется  их группировка (классификация) по разным критериям, среди которых выделим  главные: временной период, содержание, значимость, по­вторяемость, деловая среда, структура, стадии жизненного цикла.

Одним из важнейших критериев  является период времени, на который  устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:

1)  стратегические, устанавливаемые  на длительный период (его продолжительность  колеблется в зависимости от  состояния и ус­тойчивости развития экономики от трех до 5—10 лет); важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;

2)  тактические, являющиеся  логическим развертыванием стра­тегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3—5 лет для условий стабильного развития); они ха­рактеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;

3)  оперативные, представляющие  собой детализацию стратегических  и тактических целей до уровня  задач, которые должны решать  конкретные исполнители в своей  повседневной работе в пределах  года, полугодия, квартала, месяца, рабочего  дня.

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов  организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда  работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических  целей организации, в котором  ключевая роль отводится финансовым показателям. Наряду с этим любая  организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение  квалификации и продвижение, взаимоотношения  в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные  изменения (в структуре самой  организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.

По значимости цели подразделяются на: особо приоритетные, с достижением  которых связано получение главного результата развития организации; приоритетные, необходимые для успеха и требующие  внимания руководства; остальные, также  важные, но несрочные цели, нуждающиеся  в постоянном контроле.

Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для  разработки способов их достижения. Для  постоянных и периодически повторяющихся  целей, как правило, в организации  имеются методики, а также ресурсы  и люди, способные их использовать.

Например, планирование издержек производства представляет собой рутинную, структурированную задачу, которая  решается с известной периодичностью, по заранее разработанным инструкциям  и с использова­нием стандартной информации. Новые или разовые цели требуют особого внимания, так как для их решения надо заново создавать методический аппарат, обучать людей, привлекать ресурсы, в том числе информационные. Соотношение между повторяющимися и разовыми целями в организациях меняется: под влиянием высокой скорости изменения деловой среды наметилась явная тенденция к росту удельного веса новых целей, которую организации пытаются сбалансировать, формализуя решение все большего количества целей и с определенной повторяемостью.

В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими  ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации  и на цели, связанные с ее деловым  окружением — поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр. Группировка  целей по критерию структуры организации  позволяет наряду с целями для  организации в целом выделить и сформулировать цели входящих в  ее состав структурных подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации  в целом, с другой — в учете  реальных возможностей распределения  заданий между структурными единицами  следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями  требует установления целей работы всех функциональных подсистем —  маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д. Они детально рассмотрены  в последующих разделах учебника.

Цели организации существенно  меняются на разных стадиях жизненного цикла. На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с  партнерами (поставщиками, торговыми  организациями и пр.); изыскать необходимые  средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить. Для  стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры  управления; привлечение квалифицированных  профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста. На стадии зрелости цели организации  связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления. Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации.


Информация о работе Цели организации и их классификация