Цели в управлении и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 11:42, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ имеющейся литературы по теме: «Цели в управлении и их классификация. «Дерево целей».
Задачи:
ответить на вопрос: «Что такое цели в управлении, их необходимость?»
получить знания из имеющихся источников литературы о постановке целей в управлении.
раскрыть такое понятие как «Дерево целей».
рассмотреть вопрос о классификации целей в управлении.

Содержание работы

Введение 3
Миссия организации 4
Постановка целей. «Дерево целей» 6
Классификация целей организации 9
Управление по целям организации 12
Заключение 14
Используемая литература 15

Файлы: 1 файл

контр. по менеджменту.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

++Академия права и управления

Пермский филиал

 

юридический факультет

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Правовые основы менеджмента»

Тема «Цели в управлении и их классификация»

 

Зачетная книжка №  113

Группа № 2

 

 

Выполнил: студент-заочник

VI курса (набора 2005 г.)         Новикова Олеся Валерьевна

618740 г. Добрянка

ул. Энергетиков 25-27

д.т. 8 (34265) 2-14-49

 

 

 

 

 

Пермь 2010

Содержание

 

 

Введение          3

  1. Миссия организации      4
  2. Постановка целей. «Дерево целей»    6
  3. Классификация целей организации    9
  4. Управление по целям организации    12

Заключение         14

Используемая литература       15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не бывает попутного  ветра для корабля,

команда которого не знает, куда плывет.

 

Народная мудрость

 

 

 

 

Введение

 

Постановка целей является важнейшим исходным моментом процесса управления. Организация – это  сложная многоцелевая система, тесно  связанная с окружающим миром  и оказывающая на него всестороннее воздействие. Управление такой системой требует определения всей совокупности целей и задач, которые она должна решать в своей повседневной деятельности; продукции, которую она будет производить, и рынков, которые будет обслуживать; необходимых ресурсов для реализации запланированных целей и способов их достижения.

Целью данной работы является анализ имеющейся литературы по теме: «Цели в управлении и их классификация. «Дерево целей».

Задачи:

  • ответить на вопрос: «Что такое цели в управлении, их необходимость?»
  • получить знания из имеющихся источников литературы о постановке целей в управлении.
  • раскрыть такое понятие как «Дерево целей».
  • рассмотреть вопрос о классификации целей в управлении.

 

 

 

 

 

 

 

1.Миссия организации

Люди создают организации  для того, чтобы с их помощью  решать свои проблемы. Это значит, что с самого начала организации присуща определенная целевая ориентация. Люди входят в организации для того, чтобы за счет этого получать для себя определенный результат. И это также придает организации определенную целевую ориентацию.

Когда речь идет о целевом начале в поведении организации и соответственно о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижение организацией поставленных перед ней целей, является одной из основных задач высшего руководства и соответственно составляет очень важную часть стратегического управления.

Миссия организации  определяет место, роль и положение  организации в обществе, ее общественный статус. В современной науке управления миссия организации рассматривается как стратегический инструмент, идентифицирующий целевой рынок и широко определяемый бизнес и основную деятельность организации. Она выражает в общем виде смысл существования всей организации и определяет взаимоотношения с различными связанными с ней группами людей (с собственниками и сотрудниками организации, потребителями ее товаров или услуг, деловыми партнерами и обществом в целом).

Миссия организации (иногда это понятие заменяют такими выражениями, как «девиз организации», «деловое кредо») представляет собой совокупность общих установок и принципов, определяющих предназначение и роль организации в обществе, взаимоотношения с другими социально-экономическими субъектами.

Миссия организации  – это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации в долгосрочном периоде. Как правило, организация  при разработке своей миссии подчеркивает именно социальный характер своего предназначения для общества, помимо получения прибыли.

Основные подходы к  определению «миссия организации» в науке и практике представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Определение понятия «миссия организации» в науке и практике1

 

Клафикационное назначение

 

Основные характеристики

 

 

Миссия-предназначение

Обозначает главные характеристики организации:

- вид деятельности\4

- характеристику товара или  услуги;

- характеристику потребителей  продукции;

-отличительную особенность товара  от продукции конкурентов;

- общественную пользу

 

Миссия политика

Концентрирует в себе набор самых  основных целей развития организации, дает четкое представление о ее развитии и функционировании

Миссия – стратегическое видение

Отражает взгляды ведущих менеджеров на перспективы развития организации и ее долгосрочную перспективу

 

Миссия - ориентация

Дает развернутое представление о системе ценностей, котры следует руководство и персонал организации, что позволяет в общих чертах определять ее поведение по отношению к потребителям и партнерам, обществу и природе

 

Миссия-философия

Отражает филисофию бизнеса, мировоззренческую  позицию, объединяет мир бизнеса  с миром индивидуума, помогает сотрудникам  однозначно воспринимать события. Помогает управленцам и персоналу оценить  перспективы и возможности своей работы в организации


 

Формулировка миссии должна быть простой, достаточно краткой  и ясной. Она должна отражать:

- ценности ключевых  руководителей организации, активно  воплощаемые ими в жизнь (духовное  развитие и подъем благосостояния; рост качества жизни и альтруизм; признание и престиж):

- организационные приоритеты, воплощенные в организационной  культуре (ценности организации  – стабильность и инициативность, предприимчивость и исполнительность, новаторство и качество; традиции  и общественное мнение, этические нормы и ритуалы;

- цели организации  и общества (направленность развития  организации; подъем уровня жизни  и обеспечение безопасности; экологичность и охрана здоровья граждан).

В качестве уже ставшей  классическим примером миссии можно привести миссию известнейшей автомобилестроительной компании «Форд»: «Дешевый транспорт людям». Миссия одной известной московской риэлтерской компании «Бест»: «Все работают с недвижимостью, а мы с людьми»,

Миссия реализует цели развития организации, которые по существу определяют перспективные направления развития, ориентиры будущей деятельности. После того как миссия сформулирована, необходимо определить долгосрочные (3 – 7 лет и более) и краткосрочные (1 – 3) цели организации. В зависимости от значимости цели подразделяются на главную (генеральную, основную, первого порядка) цель и цели (2-го и следующих порядков), обеспечивающие достижение главной цели. Далее они разделяются до уровня задач.

 

2. Постановка целей. «Дерево целей»

 

Цели – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Выделяют пять основных черт для определения специфики  и свойств цели:

  • конкретность и измеримость;
  • определенность во времени;
  • адресность, направленность;
  • согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации;
  • контролируемость.

Цели и задачи всех уровней должны быть четко сформулированы, измеримы, достижимы и определены во времени.

Процесс постановки целей состоит  из двух этапов: определения миссии и на базе ее собственно целей. В зависимости от особенностей организации это может происходить централизованно или децентрализовано.

В первом случае общие для всех цели формирует высшее руководство. Но для низших уровней управления они оказываются навязанными, что может породить сопротивление исполнителей при их реализации. Во втором случае эти проблемы отсутствуют, но возникают сложности иного рода. Самостоятельные цели подразделений высшему руководству приходится долго согласовывать, направлять в единое русло.

Децентрализованное установление целей, в свою очередь, может осуществляться двояко: как конкретизация на низовых  уровнях управления общих установок, поступивших «сверху», и как формулировка своих собственных целей. В последнем  случае высшее руководство определяет общую цель фирмы на основе обобщения целей подразделения (это имеет место прежде всего тогда, когда управление фирмы построено по отделениям). Но даже в этом случае процессы целеполагания направляются и контролируются централизованно.

Постоянные изменения во внешней  и внутренней среде организации  приводят к тому, что цели приходится корректировать или пересматривать. Одни организации это делают по мере накопления изменений; другие – в  зависимости от конкретной ситуации; третьи – систематически, на основе отслеживания тенденций, не дожидаясь серьезных потрясений.

Чаще всего здесь применяется  тактика «наползания» одной цели на  другую. Например, сначала разрабатывается долгосрочная цель, а исходя из нее краткосрочная. При достижении последней с учетом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная цель, а на ее основе – очередная краткосрочная.

На практике в организации складывается определенная система целей. В ее рамках те должны быть упорядочены, сбалансированы и ранжированы, то есть распределены по важности, первоочередности достижения.

Во-первых, они могут обусловливать  друг друга, образуя своего рода «дерево» (рисунок 1), от «ствола» которого, соответствующего миссии организации, отходит несколько крупных «веток», символизирующих общеорганизационные цели, которые в дальнейшем разветвляются на более мелкие, соответствующие специфическим. «Крона» такого «дерева» может ветвиться до бесконечности.

Рисунок 1. Дерево целей2

 

Данная «конструкция» наглядно показывает, что для реализации миссии (1) нужно достичь общеорганизационных целей (1.1, 1.2, 1.3), что в свою очередь требует осуществления специфических (например, 1.2.1, 1.2.2, 1.2.3). Таким образом, большинство целей являются одновременно и средством достижения других (более низкого уровня).

Во-вторых, цели могут  находиться друг с другом в отношении  соподчиненности. При этом цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и продолжительными по времени существования, чем цели низшего уровня. В то же время на последовательность их реализации это обстоятельство влияния не оказывает. Скорее, речь идет о приоритетах в выделении ресурсов. В этом случае изображать их структуру в виде дерева нельзя.

Цели можно ранжировать  и по таким основаниям, как вклад  в реализацию миссии организации; по возможности их достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; по величине выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; по числу попутно решаемых проблем или наоборот – возникающих неблагоприятных последствий.

Ранжируются цели в этом случае так же, как и проблемы, например путем перемножения степени важности для организации каждой из них (в баллах) и их вклада в итоговый результат (в процентах или в долях единицы), определяемых на основе экспертных оценок, а затем расположения полученных величин в порядке убывания.

 

 

 

3. Классификация целей организации

 

Цели в организации  задают и определяют все другие ее параметры, примером чего может служить  укрупненная классификация различных  видов и групп целей организации, разделенных по 11 классификационным  критериям (Таблица 2).

 

 

 

 

 

Таблица 2. Обобщенная классификация целей3

Признаки классификации  целей

Группы и виды целей

 

1. Содержание

Экономические, технические, социальные, научные, организационные, экологические, политические и др.

2. Период установления

Стратегические, тактические, оперативные

3. Приоритетность

Особо приоритетные, приоритетные, прочие

4. Измеримость

Количественные, качественные

5. Характер интересов (среда)

Внешние, внутренние

6.Повторяемость

Постоянно повторяющиеся, разовые

7. Временный период

Краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные

8. По функциональной направленности

Финансовые, инновационные, маркетинговые, производственные, административные

9. По стадии жизненного цикла  выпускаемой продукции

На стадии проектирования и создания, на стадии роста, на стадии зрелости, на стадии завершения жизненного цикла

10. Иерархия

Цели всей организации, цели отдельных  подразделений (проектов), личные цели работника

11. Масштаб

Общефирменные, внутрифирменные, групповые, индивидуальные


 

 

Цели организации зачастую определяют как направления, по которым должна осуществляться ее деятельность.

Ключевые цели организации  формируются распорядителями ключевых ресурсов (профессиональными управляющими) в соответствии с их системой ценностей. Высшее руководство является одним  из ключевых ресурсов, поэтому система ценностей высшего руководства влияет на структуру целей, добиваясь при этом интеграции ценностей служащих компании и владельцев акций.

Информация о работе Цели в управлении и их классификация