Централизация и децентрализация в системе управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 23:43, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы «Централизация и децентрализация в системе управления организации» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели я решаю следующие задачи:
- Изучить теоретические аспекты и выявить природу «Централизация и децентрализация в системе управления организации»;
- Рассмотреть степень централизации организации и факторы, определяющие степень централизации и децентрализации в системе управления организации;
- Выявить преимущества централизации и децентрализации в системе управления организации;

Содержание работы

Введение 3
1. Централизация и децентрализация управления организацией 5
1.1 Общая характеристика систем управления 5
1.2 Принципы управленческой деятельности 8
1.3 Анализ соотношения централизации и децентрализации 15
1.4. Проблемы централизации и децентрализации в управлении организацией 18
2. Анализ состояния менеджмента в ООО «ВИКОНТ» 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО«ВИКОНТ» 23
2.2 Характеристика ООО «ВИКОНТ» 24
2.3 Структура ООО «ВИКОНТ» 25
2.4 Уровни управления ООО «ВИКОНТ» 28
2.5 Степень централизации и децентрализации в системе управления ООО «ВИКОНТ» 29
Заключение 30
Список литературы 34

Файлы: 1 файл

Централиз и децентрализ менедж.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

В управлении персоналом придерживается демократического стиля, при этом подчиненные часто злоупотребляют ее добротой.

К делегированию полномочий относится осторожно: боится, что  без ее непосредственного участия  поставленная задача не будет решена, что подчиненные что-то не примут во внимание или пренебрегут существенными  сторонами проблемы и т.д., однако старается меньше вмешиваться в решения принимаемые специалистами среднего звена управления

На данный момент ее работу значительно бы упростила такая  система управления, при которой  директор непосредственно руководит  только руководителями отделов, и, без крайней необходимости, не тратит время на детали деятельности отдельно взятого сотрудника, но при этом директор будет иметь исчерпывающую информацию о работе каждого отдела и, соответственно, о работе предприятия в целом.

Экономист решает вопросы, касающиеся финансово-экономической и производственно-хозяйственной деятельности предприятия, в пределах предоставленных ему законодательством прав.

Главный бухгалтер является ответственным лицом за ведение бухучета на предприятии, выписывает товарно-транспортные накладные, определяет необходимость закупки товарно-материальных ценностей для административного персонала.

Юрист обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия  и осуществлении его хозяйственно-экономических  связей, осуществляет защиту имущественных интересов предприятия в суде, арбитраже, органах государственной власти и управления, как при участии директора, так и без него, составляются иски, заключаются договора.

Начальники цехов (наружная реклама и типография) управляют производством. Они определяют производственную необходимость закупок материалов и сырья, управляют рабочим персоналом

Начальник производства решает задачи экономики производства и планирования производства продукции. К задачам планирования производства относят:

  • выбор технологического процесса;
  • планирование программы производства;
  • планирование последовательности производства (оперативное планирование);
  • формирование производственных систем (систем оборудования);
  • содержание и эксплуатация оборудования;
  • организацию материально-технического снабжения.

Руководитель отдела персонала отвечает за реализацию мероприятий, связанных с управлением персонала.

Основной задачей отдела сбыта и маркетинга является разработка стратегии и тактики поведения компании на рынке с учетом ее целей, финансовых и технических возможностей.

При такой структуре  управления всю полноту власти берет  на себя линейный руководитель, возглавляющий  определенный коллектив.

Предприятие ООО «ВИКОНТ» строится по классической функциональной организационной структуре. Традиционные функциональные блоки предприятия – это отделы производства и сбыта.

2.4 Уровни управления ООО «ВИКОНТ»

Во главе предприятия  стоит генеральный директор, которому подчиняется управленец высшего  звена – директор.

Управленческий уровень среднего звена представляют начальник отдела сбыта и маркетинга, начальник отдела ремонта, начальник производства,  главный бухгалтер и юрист.

Руководителями низшего  звена, которое осуществляет руководство  непосредственно работниками, являются зам. начальника отдела сбыта и маркетинга, старший менеджер, инженер, инженер-проектировщик, мастера производственного отдела.

2.5 Степень централизации и децентрализации в системе управления ООО «ВИКОНТ»

Генеральный директор предприятия  и директор не проверяют повседневные решения подчиненных ему руководителей, а оценивает действия подчиненных на основании суммарных достигнутых результатов. Однако руководители среднего и нижнего звеньев не могут принимать решения, связанные с затратами значительных материальных и трудовых ресурсов или направлять деятельность своего подразделения в новое русло, а уполномочены принимать решения, касающиеся работы их подразделения в соответствии с планами и заданиями руководства.

Так же определить степень  централизации по количеству принимаемых  решений на разных уровнях управления. Основное количество решений принимают управленцы высшего звена, а на нижестоящих уровнях принимается минимальное количество решений, что свидетельствует о том, что ООО «ВИКОНТ» является в большей степени централизованной организацией, чем децентрализованной.

Предприятие работает стабильно, объемы продаж постепенно увеличиваются, производство расширяется. Поэтому  можно сделать вывод, что структурно организация построена самым  эффективным, на данный момент, образом  и централизованное управление вполне отвечает жестким требованиям рынка.

 

 

Заключение

Важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. Менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного. Отрицательным моментом в реализации такого принципа является то, что руководитель может оказаться изолированным от сферы своей ответственности, поскольку его непосредственные подчиненные могут препятствовать его личным и прямым контактам с низовыми звеньями управленческой структуры.

При департаментализации  особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали, т.е. определить, какие задачи должна решать каждая структурная единица. Другой важный момент построения организации – это деление работ по вертикали. Решать, в каком элементе иерархической структуре должны приниматься важнейшие решения, – дело высшего руководства организации. Это определяет форму организационной структуры и эффективность управленческих решений.

Организации, в которых  руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Децентрализованные организации – это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.

На практике, однако, не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Степень централизации варьирует  от организации, где большая часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды.

Централизация улучшает контроль и координацию специализированных независимых функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуации, при которых одни отделы организации растут и развиваются за счет других или организации в целом. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.

В ходе изучения проблемы было установлено, что управлять  особо крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества, требующейся для этого информации и, как следствие этого, сложности процесса принятия решений. Децентрализация дает право принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и, следовательно, ее знает. Децентрализация стимулирует инициативу и позволяет личности отождествить себя с организацией. При децентрализованном подходе самое крупное подразделение организации кажется его руководителю совсем небольшим и он может полностью понимать его функционирование, полностью контролировать его и ощущать себя частью этого подразделения. Децентрализация помогает подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать важные решения в самом начале его карьеры. Это обеспечивает приток в организацию талантливых руководителей. Децентрализация способствует тому, что честолюбивый и напористый молодой руководитель остается в фирме и растет вместе с ней.

Относительными недостатками централизации были названы следующие: в целом недостаточно высокие адаптационные способности (негибкость) системы, относительно низкая надежность системы, сильная зависимость поведения всей системы от поведенческих характеристик центра.

К недостаткам децентрализации можно отнести низкие мобилизационные способности организации, а также более длительное время реакции системы на внешние воздействия.

Недостатки централизации  заключаются еще и в том, что  она закрывает пути получения  преимуществ децентрализации, и наоборот.

Таким образом, в процессе изучения проблемы «Централизация и  децентрализация в системе управления организации» я пришл к следующим выводам, что централизованная организационная система ООО «ВИКОНТ» является эффективной потому, что предприятие находится еще на определенной стадии развития, т.е., если предприятие не очень масштабное, эффективнее руководить централизованно, к тому же это дает большую экономию на затратах (например, вместо бухгалтерии в каждом подразделении, создается единая бухгалтерия с меньшим штатом сотрудников). Однако с ростом организации, увеличением числа подразделений, с ростом степени их самостоятельности, усложнением информационных и производственных связей между ними, с увеличением в геометрической прогрессии числа принимаемых решений, появляется необходимость в децентрализации управления. Децентрализация позволяет, во-первых, быстро разрабатывать и принимать самостоятельные решения, в том числе и при участии непосредственных исполнителей. Во-вторых, точно отражать в этих решениях объективное положение дел. В-третьих, отказаться от детальных инструкций из центра, снизив этим самым его перегрузку второстепенными проблемами и сократив информационные потоки. Но необходимость в этом возникнет, когда предприятие вырастет в большую организацию со сложной структурой.

       Изучив  проблемы централизации и децентрализации  в управлении организацией, я считаю, оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии организации в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ООО «Издательство ЭЛИТ», 2007, 560с.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. – М.: Гардарики, 2009, 205с.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008, 144с.
  4. Глумаков В.М., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2010, 192с.
  5. Иванющенкова М., Фуколова Ю.// Управление в организации.- М.№5,2006, 10с
  6. Красовский Ю.Д.. Управление поведением в фирме. – М.: ИНФРА-М, 2007.
  7. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1996, 159с.
  8. Общий менеджмент / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: ИНФРА – М., 2004, 518с.
  9. Основы менеджмента / Под ред. В.И. Королева. – М.: Магистр, 2008, 620с.
  10. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин – М.: Экзамен, 2005.
  11. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организаций (предприятий). – М.: Проспект, 2007, 560с.
  12. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2006, 564с.

1 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2009

2 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2009

3 Глумаков В.М., Максимцов М.М., Малышев Н.И. Стратегический менеджмент: Практикум. – М.: Вузовский учебник, 2010

4 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник  М.: ЮНИТИ, 2008

5 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник  М.: ЮНИТИ, 2008

6 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента – М., 1996

7 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2009

8 Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник  М.: ЮНИТИ, 2008

9 М. Иванющенкова, Ю. Фуколова // Управление в организации, М. 2006

10 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоурн Ф. Основы менеджмента – М., 1996

11 Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин – М.: Экзамен, 2005

 


Информация о работе Централизация и децентрализация в системе управления организации