Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 12:09, курсовая работа
Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобрела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. С предложенных учеными позиций нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала.
Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Теория человеческого капитала: основные постулаты…..………..….5
1.1. Понятие человеческого капитала…………………………………..…5
1.2. Генезис теории……………………………...……………………..….12
Глава 2. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала..14
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованной литературы………………………………………….24
Содержание :
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теория человеческого капитала: основные постулаты…..………..….5
1.1. Понятие
человеческого капитала……………………
1.2. Генезис теории……………………………...……
Глава 2. Анализ современных взглядов на теорию человеческого капитала..14
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….24
Введение
Отражением стремительных изменений в производительных силах общества после 2-й Мировой войны стала теория человеческого капитала, становление которой приходится на середину XX века. Теория приобрела необыкновенную популярность на Западе, а ее разработчики Шульц и Беккер были удостоены Нобелевской премии по экономике. С предложенных учеными позиций нашлись ответы на многие «трудные» вопросы о роли человека в производстве.
Хотя эта теория была
принята далеко не единодушно, она
по сей день остается ведущей в
своей области, на ней основывается
большинство современных
Целью данной работы является рассмотрение теории человеческого капитала.
Поставленные задачи:
а) понятие человеческого капитала;
б) генезис самой теории.
Информационная база: учебные пособия, средства периодической печати, словари, материалы Интернет-сайтов.
Тема теории человеческого
капитала очень актуальна в наше
время, несмотря на то, что технический
прогресс все больше внедряется в
нашу жизнь. Теории «человеческого капитала»
стало придаваться большое
Глава 1. Теория человеческого капитала: основные постулаты
1.1. Понятие человеческого капитала
Для того, чтобы рассматривать теорию человеческого капитала, необходимо для начала выяснить суть некоторых понятий.
Человеческий капитал - в экономической науке - способность людей к участию в процессе производства.
Человеческий капитал подразделяется на:
1) Общий человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть реализованы на различных рабочих местах, в различных организациях.
2) Специфический человеческий капитал - знания, умения, навыки, которые могут быть использованы только на определенном рабочем месте, только в конкретной фирме.
Итак, под человеческим
капиталом в экономике
1) приобретенный запас знаний, умений, навыков;
2) что нужно этот запас целесообразно использовать в той или иной сфере общественной деятельности, и это способствует росту производительности труда и производства;
3) что использование данного запаса приводит к росту заработков (доходов) данного работника в будущем путём отказа от части текущего потребления;
4) что увеличение доходов способствует заинтересованности работника, и это приводит к дальнейшему инвестированию в человеческий капитал;
5) что человеческие способности, дарования, знания и т.д. являются неотъемлемой частью каждого человека;
6) и что мотивация является необходимым элементом для того, чтобы процесс воспроизводства (формирование, накопление, использование) человеческого капитала носил полностью завершенный характер.
Человеческий капитал, являясь частью совокупного капитала представляет собой накопленные затраты на общее образование, специальную подготовку, здравоохранение, перемещение рабочей силы. Виды «человеческого капитала» экономисты классифицируют по видам затрат, инвестиций в «человеческий капитал». И.В. Ильинский выделяет вследствие этого следующие составляющие: капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, по его мнению, формула человеческого капитала принимает следующий вид:
ЧК = Кз + Кк + Ко,
Где ЧК – человеческий капитал;
Ко – капитал образования;
Кз – капитал здоровья;
Кк – капитал культуры.
Капитал здоровья представляет собой инвестиции в человека, осуществляемые с целью формирования, поддержания и совершенствования его здоровья и работоспособности. Капитал здоровья является несущей конструкцией, основой для человеческого капитала вообще. Инвестиции в здоровье, его охрана, способствующие сокращению заболеваний и смертности, продлевают трудоспособную жизнь человека, следовательно, и время функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека - это его естественный капитал, часть которого является наследственной. Другая часть является приобретённой в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс. Не всякие инвестиции в человека могут быть признаны вложениями в человеческий капитал, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически необходимы. Капитал здоровья является национальным достоянием.
Например, И.В. Ильинский в понятии капитала здоровья выделяет базовый и приобретенный капитал. Первый, по его мнению, определяется совокупностью физиологических свойств человека, получаемых наследственным путём. Эти свойства во много определены заранее, хотя при современной генной инженерии возможны довольно успешные корректировки.
Приобретенный капитал образуется в процессе формирования и потребления физических свойств человека, осуществляемом в производственной деятельности. В условиях инновационного производства от человека требуется высокая скорость обработки информации, выносливость, быстрота реакции, скорость принятия решений.
Различают два вида человеческого
капитала: потребительский, создаваемый
потоком услуг, потребляемых непосредственно
(творческая и образовательная
Человеческий капитал классифицируется по формам, в которых он воплощен:
- живой капитал включает в себя знания, здоровье, воплощённое в человеке;
- неживой капитал
создаётся, когда знания
- институциональный
капитал представляет собой
Для характеристики качества человеческого капитала (уровня, качества, количества) используется система показателей. Это показатели – интегральные, частные, социальные (натуральные) и экономические (стоимостные).
Стоимость человеческого капитала экономисты определяют как на макро - так и на микроуровнях.
Микроуровень – это стоимость затрат фирмы по восстановлению человеческого капитала фирмы. А именно:
- повышение квалификации уже принятых работников;
- медицинское обследование;
- оплата больничных листов
- затраты по охране труда;
- добровольное медицинское
- оплата медицинских и других социальных услуг за работника фирмы;
- благотворительная помощь социальным институтам и т.п. Мотивация фирм заключается в том, что доход, получаемый при этом, будет выше, чем произведённые затраты.
На макроуровне
Экономисты дают и другое определение человеческому капиталу (Гальперин): величина человеческого капитала, есть приведенная к данному моменту, посредством дисконтирования, сумма всех ожидаемых доходов от труда. То есть, Гальперин применяет экономическую оценку человеческого капитала, его способностей.
Накопление человеческого
- на поддержание здоровья;
- на получение общего или специального образования;
- на поиск работы;
- на профессиональную
- на миграцию по зависимым и независимым от человека причинам;
- на рождение и воспитание детей;
- на поиск приемлемой
Общепринято, что для расчета
экономической эффективности
Экономисты при определении
понятия «человеческий капитал»
учитывают следующие
1) Человеческий капитал является главной ценностью современного общества, а также основополагающим фактором экономического роста;
2) Формирование человеческого капитала требует значительных затрат как от самого индивида так и от общества в целом;
3) Человеческий капитал может быть накоплен, а именно индивид может приобретать определённые навыки, способности, может увеличить своё здоровье;
4) Человеческий капитал на протяжении своей жизни не только приобретает знания, но и изнашивается, как физически, так и морально. Устаревают знания индивидуума, т.е. экономически изменяется стоимость человеческого капитала в процессе бытия, человеческий капитал амортизируется;
5) Инвестиции в человеческий капитал дают своему обладателю, как правило, в будущем более высокий доход. Для общества вложения дают более длительный (по времени) и интегральный (по характеру) экономический и социальный эффект;
6) Инвестиции в человеческий капитал носят довольно длительный характер. И если инвестиции в человеческий капитал образования имеют период 12 – 20 лет, то в капитал здоровья человек производит вложения в течение всего периода времени;
7) Человеческий капитал отличается от физического капитала по степени ликвидности. Человеческий капитал не отделим от его носителя – живой человеческой личности;
8) Прямые доходы, получаемые человеком, контролируются им самим независимо от источника инвестиций;
9) От решения человека, от его волеизъявления зависит функционирование человеческого капитала. Степень отдачи от применения человеческого капитала зависит от индивидуальных интересов человека, от его предпочтений, его материальной и моральной заинтересованности, мировоззрений, от общего уровня его культуры.
Человеческий капитал оценивается количественно: общее количество людей, количество активного населения, количество студентов и т.д. Качественные характеристики: мастерство, образование и также то, что влияет на работоспособность человека и способствует увеличению производительности труда.
Вывод: Человеческий капитал – капитал, представленный в индивидууме потенциальной способностью приносить доход, основанной на врожденных интеллектуальных способностях и таланте, а также знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения, образования и практической деятельности человека.
1.2. Генезис теории человеческого капитала