Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 01:05, реферат
Основателем школы человеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880-1949). Главные разработки, положенные в основу этого направления, он сделал, работая профессором Гарвардской школы бизнеса. Руководство компании "Вестерн Электрик" заказало группе специалистов под руководством Мэйо исследование по оценке влияния различных условий труда на производительность работниц сборочных цехов этой компании. Исследуемыми факторами выступали освещенность рабочего места, продолжительность перерывов и др. При выполнении этого заказа группа Мэйо установила любопытную закономерность: производительность труда работниц постоянно возрастала, несмотря на варьирование внешних факторов труда. Исследователи, к удивлению отмечали, что освещенность рабочего места падала до яркости лунного света, а производительность труда все возрастала.
Основателем
школы человеческих отношений считается
Элтон Мэйо (1880-1949). Главные разработки,
положенные в основу этого направления,
он сделал, работая профессором Гарвардской
школы бизнеса. Руководство компании "Вестерн Электрик"
заказало группе специалистов под руководством
Мэйо исследование по оценке влияния различных
условий труда на производительность
работниц сборочных цехов этой компании.
Исследуемыми факторами выступали освещенность
рабочего места, продолжительность перерывов
и др. При выполнении этого заказа группа Мэйо установила
любопытную закономерность: производительность
труда работниц постоянно возрастала,
несмотря на варьирование внешних факторов
труда. Исследователи, к удивлению
отмечали, что освещенность рабочего места
падала до яркости лунного света, а производительность
труда все возрастала.
Обнаруженные аномалии
не соответствовали существующим представлениям. Люди почему-то работали
лучше, хотя условия их работы ухудшались. Видимо, существовал
некий фактор "Х", который исследователями
просто не учитывался. Возможным объяснением
этих аномалий могло быть само вмешательство
исследователей в производственный процесс.
Проявленный интерес и внимание к работницам
предприятия, к условиям их труда со стороны
представителей научного мира обусловил
повышение показателей дневной выработки
работниц. Своеобразный социальный
эффект - присутствие других влияет на
характеристики деятельности в сравнении
с одиночным выполнением.
Результатом проведенного Мэйо исследования
стало то, что люди перестали рассматриваться
как социальные атомы, действующие изолировано.
В круг проблем организационной психологии
было введено представление о совместной
деятельности.
Концепция, разработанная Мэйо, предлагает
смотреть на сотрудников не только сквозь
призму их экономических интересов, но
и социальных, с точки зрения признания
их личного вклада, важности установления
благоприятного делового фона на рабочем
месте. Теория М. Фоллет.
Дуглас Макгрегор
(1906—1964 гг.), американский консультант
по менеджменту, выполнил ряд исследований
по теории менеджмента и мотивации. Он
описал различные допущения, которые менеджеры
делают для поведения работников.
Макгрегор сравнил философию традиционного
менеджмента с более современным подходом
к удовлетворению от работы и выделил
"человеческий дух" как основную
мотивирующую силу. Два своих предположения
он назвал теориями "Х" и "У".
Теория "Х" формулирует философию
управления и контроля традиционного
менеджмента. Менеджер сообщает людям,
что нужно сделать, и часто прибегает к
поощрению или наказанию в ходе работы.
Он действует, исходя из следующих допущений:
-- средний индивидуум имеет стойкую нелюбовь
к работе и, насколько возможно, будет
избегать ее;
-- в связи с этим большинство людей следует
принуждать к работе и контролировать.
Ими необходимо управлять, угрожая наказанием,
чтобы заставить их приложить усилия к
достижению целей организаций;
-- средний индивидуум предпочитает быть
руководимым, желает избегать ответственности,
имеет относительно слабые амбиции и больше
всего хочет безопасности и покоя.
Теория "У" —
новый подход в менеджменте, основанный
на последних исследованиях. Она имеет
следующие допущения:
-- расходование физической и духовной
энергии в работе так же естественно, как
и при игре или отдыхе;
-- внешний контроль и угроза наказания
не являются единственным средством заставить
человека добросовестно работать. Это
можно сделать, используя самоуправление
и самоконтроль работника;
-- соответствие целям является функцией
вознаграждения, ассоциированного с их
достижением. Наиболее значительными
из этих наград являются удовлетворение
своего "я" и самоудовлетворение
потребностей;
-- средний индивидуум желает при определенных
условиях не только принимать на себя
ответственность, но и стремиться к ней;
-- способность к проявлению высокой степени
воображения, изобретательности и творчества
при решении проблем организации широко
распространена среди индивидуалов;
-- в условиях современной производственной
жизни интеллектуальный потенциал среднего
индивидуума используется далеко не полностью
и должен быть максимально раскрыт.
Если администрация
разделяет взгляды теории X, она обращает
особое внимание на методы внешнего контроля,
тогда как при использовании теории У
особое значение придается самоконтролю
при периодических отчетах об исполнении.
Предполагается, что самоконтроль возникает,
когда рабочие воспринимают цели компании
как свои собственные, и тогда вероятность
достижения целей компании высока.
Макгрегор считает средством достижения
высокой степени вовлеченности метод
участия работников в принятии решений.
Теория X и теория
У отражают полярные позиции и взгляды.
Но из сказанного не следует, что руководитель,
обнаруживающий жесткое, деспотическое
поведение, должен придерживаться положений
теории X; такого однозначного соответствия
между поведением и взглядами нет.