Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 10:04, доклад
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о
своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения
трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.
Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа,
власти, большего количества денег.
Карьера - это не только продвижение по службе. Можно говорить о карьере
домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает
непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное
влияние на карьеру, является ее частью.
Карьера - это субъективно осознанные собственные суждения работника о
своем трудовом будущем, ожидаемые пути самовыражения и удовлетворения
трудом. Это продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности.
Например, получение больших полномочий, более высокого статуса, престижа,
власти, большего количества денег.
Карьера - это
не только продвижение по
домохозяек, матерей, учащихся и т. п. Понятие карьеры не означает
непременное и постоянное движение вверх по организационной иерархии.
Необходимо отметить также, что жизнь человека вне работы имеет значительное
влияние на карьеру, является ее частью.
Иначе говоря, карьера - это индивидуально осознанные позиция и поведение,
связанные с трудовым опытом и деятельностью на протяжении рабочей жизни
человека.
Различают несколько
видов карьеры:
Карьера внутриорганизационная
процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития:
обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и
развитие индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти
стадии конкретный работник проходит последовательно в стенах одной
организации. Эта карьера может быть специализированной и
неспециализированной.
Карьера межорганизационная - означает, что конкретный работник в процессе
своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития: обучение,
поступление на работу, профессиональный рост, поддержку и развитие
индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию. Эти стадии
конкретный работник проходит последовательно в разных организациях. Эта
карьера может быть специализированной и неспециализированной.
Карьера специализированная - характеризуется тем, что конкретный
сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные
стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный
рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на
пенсию. Эти стадии конкретный работник может пройти последовательно как в
одной, так и в разных организациях, но в рамках профессии и области
деятельности, в которой он специализируется. Например, начальник отдела
сбыта одной организации стад начальником отдела сбыта другой организации
Такой переход связан либо с ростом размеров вознаграждения за труд, либо с
изменением содержания, либо перспективами продвижения по службе. Еще
пример, начальник отдела кадров назначен на должность зам. Директора по
управлению персоналом организации, где он работает.
Карьера неспециализированная — этот вид карьеры широко развит в Японии.
Японцы твердо придерживаются мнения, что руководитель должен быть
специалистом, способным работать на любом участке компании, а не по какой-
либо отдельной функции. Поднимаясь по служебной лестнице, человек должен
иметь возможность взглянуть на компанию с разных сторон, не задерживаясь на
одной должности более чем на 3 года. Считается вполне нормально, если
руководитель отдела сбыта меняется местами с руководителем отдела
снабжения. Многие японские руководители на ранних этапах своей карьеры
работали в профсоюзах. В результате такой политики японский руководитель
обладает значительно меньшим объемом специальных знаний (которые в любом
случае потеряют свою ценность через 5 лет) и одновременно владеет целостным
представлением об организации, подкрепленным к тому же личным опытом.
Ступени этой карьеры работник может пройти как в одной, так и в разных
организациях.
Карьера вертикальная — вид карьеры, с которым чаще всего связывают само
понятие деловой карьеры, так как в этом случае продвижение наиболее зримо.
Под вертикальной карьерой понимается подъем на более высокую ступень
структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более
высоким уровнем оплаты труда).
Карьера горизонтальная — вид карьеры, который предполагает либо
перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение
определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального
закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли
руководителя временной целевой группы, программы и т. п.); к горизонтальной
карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней
ступени (как правило, с адекватным изменением вознаграждения). Понятие
горизонтальной карьеры не означает непременное и постоянное движение вверх
по организационной иерархии.
Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для
окружающих. Этот вид карьеры доступен ограниченному кругу работников, как
правило, имеющих обширные деловые связи вне организации. Под
центростремительной карьерой понимается движение к ядру, руководству
организации. Например, приглашение работника на недоступные другим
сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального
характера, получение сотрудником доступа к неформальным источникам
информации, доверительные обращения, отдельные важные поручения
руководства. Такой работник может занимать рядовую должность в одном из
подразделений организации. Однако уровень оплаты его труда существенно
превышает вознаграждение за работу в занимаемой должности.
Карьера ступенчатая — вид карьеры, который совмещает в себе элементы
горизонтальной и вертикальной видов карьеры. Продвижение работника может
осуществляться посредством чередования вертикального роста с
горизонтальным, что дает значительный эффект. Такой вид карьеры встречается
довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и
межорганизационные формы.
Главной задачей планирования и реализации карьеры является обеспечение
взаимодействия всех видов карьер. Это взаимодействие предполагает
выполнение ряда конкретных задач, а именно:
- увязать цели
организации и отдельного
- планировать
карьеру конкретного
потребностей и ситуаций;
- обеспечить
открытость процесса
- устранять "карьерные тупики", в которых практически нет возможностей
для развития сотрудника;
- повышать
качество процесса
формировать наглядные и воспринимаемые критерии служебного роста,
используемые в конкретных карьерных решениях;
- изучать карьерный потенциал сотрудников;
- использовать обоснованные оценки карьерного потенциала работников с
целью сокращения нереалистичных ожиданий;
- определять пути служебного роста, которые помогут удовлетворить
количественную и качественную потребность в персонале в нужный момент
времени и в нужном месте.
Практика показывает, что часто работники не знают своих перспектив в
данном коллективе. Это говорит о плохой постановке работы с персоналом,
отсутствии планирования и контроля карьеры в организации.
Планирование и контроль деловой карьеры заключаются в том, что с момента
принятия работника в организацию и до предполагаемого увольнения с работы
необходимо организовать планомерное горизонтальное и вертикальное
продвижение работника по системе должностей или рабочих мест. Работник
должен знать не только свои перспективы на краткосрочный и долгосрочный
период, но и то, каких показателей он должен добиться, чтобы рассчитывать
на продвижение
по службе.
Например:
В мире распространены
две модели построения карьеры
Характеристики американской и японской моделей управления персоналом
показывают разные схемы построения карьеры. Планирование карьеры в японских
фирмах, ориентированных на пожизненный наем работников, предполагает, что
все перемещения работника (смена сфер деятельности, горизонтальные и
вертикальные перемещения) происходят в рамках одной фирмы.
Американские же фирмы расценивают переход работника в другую фирму как
естественный вариант развития его карьеры. Такой подход называется
диверсифицированным. С одной стороны, американские фирмы гордятся, что
ушедшие от них сотрудники добились успеха в других местах. С другой,
продолжительная работа в известной фирме является лучшей рекомендацией и
гарантией получения новой работы.