Что такое менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 11:22, творческая работа

Описание работы

Менеджмент как наука. Четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школы управления в теории менеджмента.

Файлы: 1 файл

менеджмент.pptx

— 152.25 Кб (Скачать файл)

  
Понятие "Менеджмент" можно рассматривать с 3-х точек зрения:

 

1. Менеджмент - это вид  деятельности по руководству  людьми, т.е. функция;  
 

 

2. Менеджмент - это область  человеческих знаний, т.е. наука, помогающая  осуществить эту функцию; 

 

3. Менеджмент - это категория  людей (менеджеров), социальный слой  тех, кто осуществляет работу  по управлению

Менеджмент 

 

это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Менеджмент как наука.  

 

Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

• 1

• 3

• СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации

• 4

• ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли.

• 2

• ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

• СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

 

К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления

Школы управления в теории менеджмента

 

    Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:

    • школа научного управления;
    • административная школа;
    • школа психологии и человеческих отношений;
    • школа науки управления (или количественная школа).

Научное управление (1885 —1920)

 

   Научное управление  наиболее тесно связано с работами  Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было реалистичным и справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

 

Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)

 

         Главный вклад приверженцев классической школы в теорию управления состоял в том, что управление начали рассматривать как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

         Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Например некоторые принципы управления Анри Файоля с именем которого связано возникновение этой школы, до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.

 

Школа психологии и человеческих отношений (1950 — по настоящее время)

 

         Представители школы «человеческих  отношений» рекомендовали уделять  серьезное внимание изменению  неформальной структуры при перестройке  формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться  к тому, чтобы стать и неформальным  лидером, завоевав «привязанности  людей». Это – не простая задача, а «социальное искусство». Впоследствии основные положения этой школы нашли отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации.

Школа науки управления (количественная школа)   (1950 — по настоящее время)

 

           В школе науки управления различают два главных направления: Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики.

 

1


Информация о работе Что такое менеджмент