Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 11:22, творческая работа
Менеджмент как наука. Четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления. Школы управления в теории менеджмента.
Понятие
"Менеджмент" можно рассматривать
с 3-х точек зрения:
1. Менеджмент - это вид
деятельности по руководству
людьми, т.е. функция;
2. Менеджмент - это область человеческих знаний, т.е. наука, помогающая осуществить эту функцию;
3. Менеджмент - это категория людей (менеджеров), социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению
Менеджмент
это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента
Менеджмент как наука.
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.
• 1
• 3
• СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации
• 4
• ПОДХОДЫ НА ОСНОВЕ ВЫДЕЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ. В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различимые школы управленческой мысли.
• 2
• ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
• СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД подчеркивает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления
Школы управления в теории менеджмента
Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке:
Научное управление (1885 —1920)
Научное управление
наиболее тесно связано с
Классическая, или административная школа в управлении (1920 —1950)
Главный вклад приверженцев классической школы в теорию управления состоял в том, что управление начали рассматривать как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Например некоторые принципы управления Анри Файоля с именем которого связано возникновение этой школы, до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех пор, как Файоль впервые их сформулировал.
Школа психологии и человеческих отношений (1950 — по настоящее время)
Представители школы «
Школа науки управления (количественная школа) (1950 — по настоящее время)
В школе науки управления различают два главных направления: Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ. Системный подход предполагает, что каждый из элементов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определенные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с системным и процессным подходами и расширяет их применение на практике. Сущность его заключается в определении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказывающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики.
1