Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:54, реферат
Децентрализованные организации - это такие организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. В сильно децентрализованных организациях управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности.
Для «семейных» структур небольших предприятий нескольких совладельцев актуальным вопросом является введение принципа единоначалия, установление формальных отношений, централизация управления. Полезность этих мер очевидна, если представить, что руководящие указания менеджеру по сбыту могут давать до 20-ти человек (крайний случай из практики). Даже при трех партнерах, договорившихся между собой о стратегии фирмы, оперативное руководство всеми тремя вносит дезорганизацию в действия подчиненного персонала.
Трудность перехода к централизованному управлению заключается в том, что, с одной стороны, важнейшие направления деятельности обычно распределены между партнерами, а с другой - они распределены неадекватно (например, по группам товаров, предназначенных для одного сегмента рынка). В этом случае централизация означает перераспределение управленцев по функциональным областям (например, весь сбыт отходит одному, другой берет на себя снабжение, третий - финансы и бухгалтерию, и т.д.). Хорошо, если партнеры обладают приемлемой квалификацией в новых сферах, если же это не так - возникают многочисленные проблемы «утряски» полномочий с подчиненными, распределения обязанностей. Здесь же приходится преодолевать дополнительный барьер: принцип единоначалия означает иерархическую подчиненность партнеров друг другу, что должно, безусловно, соблюдаться при оперативном руководстве, а компенсироваться может на уровне совета партнеров (совещательного стратегического органа управления).
Эти факторы
означают почти неизбежную потерю эффективности
фирмы при централизации
Вводя изменения
в иерархии власти (что является
серьезной встряской для фирмы)
Список возможных мероприятий в рамках данной реорганизации следующий:
-Разграничение
полномочий и сфер
-Внедрение новых
рыночных технологий (копирование
работающих образцов
-Оптимизация
информационных технологий (проектирование
АСУ, реформа системы
-Прописание
функциональных обязанностей
-Настройка системы
материального стимулирования
Весь проект, таким образом, приобретает объем, который должен быть оценен заранее, - иначе его просто не удастся выполнить. Его реализация сопряжена со значительными трудностями и в определенной мере рискованна: полезный эффект не получается автоматически при произвольном построении.
Для предприятий, действующих на нескольких рынках, имеющих большую штатную численность, актуальной становится децентрализация - увеличение самостоятельности подразделений. Необходимость децентрализации не столь однозначно устанавливается по симптомам. Иногда причины ее ввода - подсознательная установка руководителя: «не могу управлять большим - слишком сложно - успешно управлял маленьким - вернемся». В этом случае от структурной реорганизации трудно ждать положительного результата. Долгое и запутанное прохождение команд, потери в качестве обслуживания покупателей также могут быть следствием многих функциональных огрехов. Целесообразность реформ следует оценивать по рынку: если предприятие работает на кардинально различные группы потребителей (по качественным или географическим признакам) - децентрализация вряд ли ухудшит ситуацию, даже если не решит поставленных задач.
Децентрализация может проходить в рамках функциональной, дивизиональной структур и холдинга, - т.е. ограничения формальной схемы здесь минимальны. Весь эффект заключается в делегировании достаточных полномочий оперативным руководителям, распределении информации и балансе власти штабных и линейных структур. Универсальных рецептов здесь нет (эту фразу нам придется повторять в каждом разделе), но неплохие практические результаты дает минимизация штабных подразделений с ограничением их функций консультативными. Лучше держать штат из трех высококвалифицированных экспертов в важных областях, чем из тридцати чиновников (в последнем случае работы будет значительно больше, а вся децентрализация просто провалится).
Основные трудности децентрализации:
-отсутствие
достаточно самостоятельных
-отсутствие опыта и образцов партнерского взаимодействия;
-возможные потери клиентов, закупавших одновременно разные группы товаров.
По первому пункту надо отметить следующее: иногда реформа структуры проводится собственником именно чтобы заставить работать самостоятельно средних руководителей, не проявляющих инициативы. При этом делегирования ответственности не происходит: она вручается собственником, но не принимается подчиненными. Возникает тупиковая ситуация. Выход возможен только возвратом к старому укладу, поэтому лучше отказаться от децентрализации, если «рвущихся в бой» руководителей на фирме нет.
Второе ограничение преодолимо, если собственник готов не только «снизойти» до установки «сотрудники-коллеги», но и бороться за нее с теми же коллегами. Результат может быть получен многими усилиями, и не сразу.
Централизация
и децентрализация не являются полностью
противоположными подходами. Первая применяется
предприятиями для внедрения принципа
единоначалия и структуризации управления,
вторая - для повышения гибкости взаимодействия
с рынком. Возможен вариант, когда эти
идеи внедряются на фирме одновременно
(переход от «семейной» структуры нескольких
партнеров к «внутреннему холдингу»).
В любом случае децентрализация предусматривает
тот же набор мероприятий, от разграничения
полномочий до настройки системы стимулирования,
и представляет собой комплексный объемный
проект.
Список литературы
1.Аакер. Д
Стратегическое рыночное
2.Голубушкин
Л.М. Основы менеджмента.
3.Голубушкин Л.М. Производственный и операционный менеджмент. Ч.1,2. - Н.Новгород: НОК, 2006. - 143 с.
4.Гончарук В.А. Развитие предприятия. Учебник. - М.: Дело, 2000 -- 296 с.;
5.Киселев Б.Н.,
Алешина И.В. Основы
6.Поршнев. Управление организацией. - М.: Банки и биржи - 2004. - 382 с.;.
7.Производственный менеджмент. Учебник для вузов. Под ред. С.Д.Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 347 с.
Информация о работе Децентрализованные и централизованные организации