Делегирование полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание работы

Раскрыто понятие делегирования полномочий. Рассмотрены виды полномочий, централизация и децентрализация полномочий, а также основные принципы делегирования полномочий.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность делегирования полномочий 4
2. Виды полномочий 7
3. Централизация и децентрализация полномочий 10
4. Основные принципы делегирования полномочий 16
4.1. Принцип делегирования на основе ожидаемых результатов 16
4.2. Принцип функциональной дефиниции 16
4.3. Скалярный принцип 17
4.4. Принцип уровня полномочий 18
4.5. Принцип единоначалия 18
4.6. Принцип безусловной ответственности 19
4.7. Принцип соответствия полномочий и ответственности 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «Саратовский государственный  технический университет» 
 
 
 
 
 

Реферат по менеджменту на тему: 

«Делегирование  полномочий» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Саратов 2010 г.

Содержание

 

Введение

 

     Сегодня руководитель не в состоянии единолично решать все возникающие управленческие проблемы, даже непосредственно входящие в круг его служебных обязанностей, поскольку их слишком много, они разнообразны и специфичны, а его знания, опыт и имеющийся запас времени ограничены.

     Поэтому, сохраняя за собой выработку стратегии, контроль и общее управление, он передает решение менее значительных проблем, необходимые для этого  права и сопряженную с ними ответственность подчиненным, обладающим необходимыми знаниями, опытом, заинтересованностью принять участие в управлении. В результате в рамках управленческой структуры происходит расщепление и рациональное перераспределение прав, обязанностей и ответственности между ее субъектами.

     Этот  процесс, принципы которого были разработаны  в 1920-х гг. отечественным ученым П.М. Керженцевым, получил сегодня широкое  распространение на Западе под названием "делегирование организационных  полномочий и ответственности".

     Цель  данной курсовой работы – раскрыть понятие делегирования полномочий, рассмотреть виды полномочий, централизацию  и децентрализацию полномочий, а  также основные принципы делегирования  полномочий.

 

    1. Понятие и сущность  делегирования полномочий

 

     Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

  

  Цели  делегирования

    

Разгрузить  вышестоящих руководителей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления. Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.
    Активизировать  «человеческий фактор», увеличить  вовлеченность и заинтересованность работников.

Рис. 1.1 – Цели делегирования 

     Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников бесчисленные задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей всей организации. Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

     Процесс делегирования полномочий происходит в три этапа:

     I этап – поручение работникам индивидуальных конкретных заданий;

     II этап – предоставление соответствующих полномочий и ресурсов подчиненным;

     III этап – формулирование обязательств подчиненных выполнить порученные им задания.

     Делегирование полномочий имеет ряд положительных  моментов:

  • Руководитель освобождается от выполнения рутинной работы и получает время для решения творческих вопросов;
  • Делегирование полномочий является своеобразной формой повышения квалификации сотрудников и способствует максимальному использованию их знаний и опыта;
  • Делегирование является большим стимулом в работе подчиненных, которые начинают чувствовать себя хозяевами на участках работы, поощряет инициативу, приучает к самостоятельности и готовит людей к перемещению на более высокие должности.

     Делегирование, несмотря на свое фундаментальное значение, является одной из наиболее непонятых и неправильно применяемых концепций управления. Не понимая полностью необходимости делегирования или того, что требуется для роста его эффективности, многие блестящие предприниматели терпели неудачу именно в то время, когда их организации становились большими. Чтобы только приблизиться к пониманию того, как эффективно осуществлять делегирование – необходимо понять связанные с этим концепции ответственности и организационных полномочий.

     Делегирование базируется на полномочиях и ответственности.

     Ответственность – это обязательство работника выполнять делегируемые ему задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.

     Поскольку ответственность представляет собой  обязательство, которое отдельный  работник берет на себя, то он не может ее делегировать или передавать своему подчиненному. Работник, на которого возложена ответственность за решение какой-либо задачи, не обязан выполнять ее лично, но он останется ответственным за удовлетворительное (неудовлетворительное) завершение работы.

     Под обязательством мы понимаем то, что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих требований, когда он занимает определенную должность в организации. Фактически, индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач данной должности в обмен на получение определенного вознаграждения. Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Поскольку рабочий считается ответственным за точное исполнение задачи, начальник имеет право требовать объяснений или исправления плохо сделанной работы.

     Важно осознать, что делегирование реализуется  только в случае принятия полномочия.

     В крупных организациях руководителя высшего звена редко общаются с подчиненными на низших уровнях, которые фактически выполняют большинство конкретных задач. Тем не менее, они несут ответственность за дела фирмы и своих подчиненных.

     Объем ответственности – одна из причин высоких окладов у менеджеров, особенно руководящих крупными корпорациями.

     Полномочие – это организационно закрепленное ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия ее работников на выполнение делегируемых задач.

     Полномочия  не следует смешивать с властью, под которой понимают реальную способность  действовать или возможность влиять на ситуацию.

     Полномочия  определяют, что лицо, занимающее определенную должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно  может делать. Можно иметь власть, не имея полномочий.

 

2. Виды полномочий

 

     Различают 2 вида полномочий:

  1. Линейные полномочия;
  2. Штабные полномочия.

     Линейные  полномочия это полномочия, передаваемые непосредственно от начальника к подчиненному и далее другому подчиненному.

     Линейные  полномочия выражают существующую в  организации систему властных отношений между руководством и подчиненными.

Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления организации, называемую цепью команд.

Рис. 1.3 – Цепь команд 

      Штабные полномочия – это право советовать или помогать руководителям, наделенным линейными полномочиями, а также штабному персоналу.

Рис. 1.4 – Классификация штабных полномочий 

     Рекомендательные  полномочия штабного аппарата являются наиболее ограниченными и сводятся в основном к консультированию линейного руководства.

     Введение  процедуры обязательного согласования обеспечивает расширение рекомендательных полномочий и обязывает линейное руководство согласовывать определенный круг решений со штабным аппаратом.

     Параллельные  полномочия представляют собой дальнейшее расширение штабных полномочий и включают право отклонять определенные решения линейного руководства.

     Функциональные  полномочия означают представление  штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определенные действия в пределах своей компетенции.

     Необходимость реализации штабных функций и полномочий обусловила формирование специального штабного (административного) аппарата в организациях.

     Выделяют  следующие основные разновидности  административного аппарата:

  • консультативный аппарат;
  • обслуживающий аппарат;
  • личный аппарат.

     Консультативный аппарат формируется на временной или постоянной основе из специалистов определенного профиля, в обязанности которого входит консультирование линейного руководства по проблемам, требующим специальной подготовки (правовые проблемы, новейшая или специальная технология, обучение и повышение квалификации персонала и др.).

     Обслуживающий аппарат наряду с консультативными функциями выполняет обслуживающие функции. К наиболее типичным областям, в которых находит применение обслуживающий аппарат, относятся маркетинговые исследования, финансирование, планирование, материально-техническое снабжение и др.

     Личный  аппарат – это разновидность обслуживающего аппарата, формируемого из секретарей и помощников руководителя. Хотя в организациях сотрудники личного аппарата не имеют формальных полномочий, они могут обладать большой властью.

     Важно осознать, что в крупных организациях административный аппарат может  состоять из множества людей. В таких  ситуациях аппарат представляет собой подразделение с более  чем одним уровнем управления. Таким образом, сам штабной аппарат имеет линейную организацию и обычную цепь команд внутри себя. Естественно, менеджеры в аппаратной иерархии обладают линейными полномочиями по отношению к своим подчиненным, независимо от характера полномочий аппарата по отношению к организации в целом.

     Традиционно к линейной деятельности относятся  производственная, сбытовая и финансовая функции предприятия.

     Организация взаимоотношений  между линейными  и штабными полномочиями. Во время организации такого рода взаимоотношений руководство должно решить, линейным или аппаратным будет данный вид деятельности. Это решение должно основываться на определении того, насколько фундаментальным и непосредственным будет вклад этого вида деятельности в достижение общих целей. Однако рассматривать аппаратно-штабную деятельность как несущественную для достижения целей недопустимо. Все виды деятельности должны облегчать достижение целей. Если какой-либо вид деятельности этому не способствует, его следует исключить, а не переводить в разряд аппаратно-штабной. Таким образом, вопрос не в том, имеется ли вклад, а в том, насколько непосредственно он относится к основной миссии организации.

     Линейная  деятельность в настоящем смысле слова – это та деятельность, которая непосредственно связана с созданием, финансированием и сбытом товаров или услуг, производимых организацией.

     Естественно, что определение того, какие конкретно  виды деятельности следует отнести  к аппаратно-штабной, зависит от миссии, целей и стратегии организации. Различия в целях приводят к фундаментальным различиям в структуре.

 

3. Централизация и децентрализация полномочий

 

     Делегирование полномочий является составной частью децентрализации. Главная цель делегирования полномочий – сделать возможной децентрализацию управления организацией. Это необходимо делать, когда масштабы управления слишком велики и сам процесс включает в себя передачу полномочий нижестоящим руководителям на выполнение специальных заданий. Передаются лишь полномочия. Всю ответственность продолжает нести старший руководитель.

     От  масштаба полномочий зависит степень  централизации и децентрализации. Централизация означает концентрацию задач управления, а децентрализация – разделение задач по определенным признакам.

Информация о работе Делегирование полномочий