Делегирование
Делегирование
Делегирование —
действие, совершенно необходимое. Хочет
руководитель или не хочет, нравится
ему или нет, умеет он или не
умеет — делегировать вынуждает
жизнь. Можно сказать, что это
— объективная необходимость. Если
руководитель умеет распределять между
подчиненными конкретные задания, значит,
он овладел одной из основных заповедей
управленца: «Не я должен подчиняться
работе, а работа должна подчиняться
мне». Почему делегирование является
необходимым? По меньшей мере по двум
причинам:
- Ежедневный объем работы, которую предстоит выполнить руководителю, всегда превышает его физические и временные возможности: ежедневно он должен делать больше, чем может, и это нормально. А поручение дел, заданий своим подчиненным позволяет руководителю выполнить больший объем работы.
- Естественно, что подчиненный способен делать какую-то работу или справиться с какой-либо задачей лучше, чем шеф. Этого не следует бояться, а следует поощрять и культивировать. Хороший менеджер не тот, кто может делать любое дело лучше своих подчиненных, а тот, кто руководит так, что каждый подчиненный делает свое дело наилучшим образом.
Психологические
условия успешного делегирования
Сначала выясним, что
можно делегировать, а что —
нет. Делегировать в любом случае
надо:
- рутинную работу;
- специализированную деятельность (то есть ту самую, которую ваши сотрудники могут выполнить лучше, чем вы);
- решение частных вопросов;
- подготовительную работу (проекты и т. д.).
Вообще в каждом конкретном случае
проверяйте любое из предстоящих
вам дел на возможность делегирования.
Руководствуйтесь предельно простым
принципом: все, что могут делать
сотрудники, должны делать сотрудники.
Для начала попробуйте оценить возможность
делегирования таких видов работ,
как следующие:
а) предварительная
формулировка (но не окончательное
утверждение!) целей, планов, программ
и проектов, по которым вы должны
принимать решения;
б) участие вместо
вас в совещаниях, на которых излагаются
ваши проекты и предложения.
Никогда не подлежат делегированию:
- Такие функции руководителя, как постановка целей, окончательное решение по стратегическим вопросам; контроль результатов.
- Мотивация сотрудников.
- Задачи особой важности.
- Задачи высокой степени риска.
- Необычные, исключительные дела.
- Актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснений или перепроверки.
- Конфиденциальные задачи.
Правила
делегирования
- Передавайте свои полномочия не из соображений престижа, а исключительно для пользы дела. Дело, его польза, а не амбиции являются критериями делегирования.
- Используйте делегирование как средство усиления уверенности подчиненных в своих силах. Это не менее, если не более, важно, чем решение самой поручаемой задачи.
- Будьте готовы поддержать того, кому вы делегировали задачу. Даже самый самостоятельный и компетентный сотрудник нуждается в поддержке босса хотя бы для того, чтобы быть уверенным в том, что босс все еще считает его самостоятельным и компетентным.
- Учитывайте то, что, получив задание, подчиненный может принять не самые точные, а порой и ошибочные решения. Конечно, есть задачи, которые должны решаться безошибочно, но как раз их и не следует поручать другим.
- Делегируйте непосредственно, не используя передаточные звенья, чтобы избежать эффекта «испорченного телефона». Вспомните закон «расщепления» и искажения смысла управленческой информации, который сможет сослужить плохую службу.
- В случаях, когда сотрудники совершают ошибки в выполнении делегированных функций, объективно разбирайте существо дела, суть ошибки, а не личностные качества, недостатки и просчеты подчиненного. Ведь в конце концов именно вы выбираете его для решения данной задачи. Так что критикуйте осторожно, требуйте не извинений, а объяснений причин, которые привели к ошибке, и конструктивных предложений по исправлению положения.
- Передав подчиненному задачу и соответствующие полномочия, не вмешивайтесь в ход ее решения без довольно веских оснований, то есть до тех пор, пока не увидите, что могут возникнуть серьезные осложнения.
- Принимайте на себя ответственность за все решения, которые сделаны вашими подчиненными, получившими от вас необходимые полномочия. В случае успеха отдайте его подчиненному — непосредственному исполнителю задания, в случае неудачи возьмите ответственность на себя. Можете быть уверены, что это оценят по достоинству.
И последнее: если вы
не хотите ошибиться, когда выбираете,
кому делегировать задачу, действуйте
по принципу: «Делегировать задачу
надо не тому, кто хочет, а тому, кто
может и способен ее решить».
Как видите, перечисленные
рекомендации, несмотря на их важность,
носят все-таки достаточно общий
характер. Поэтому обратимся к
известным в психологии управления
правилам эффективного делегирования,
которые сформулированы западными
исследователями.
Двадцать
критериев успешного делегирования
- Делегируйте заблаговременно. Решение о том, что и кому вы хотите или должны поручить, принимайте сразу после составления рабочего плана на день.
- Делегируйте, сообразуясь со способностями и возможностями своих сотрудников.
- Помните — делегирование без мотивации и стимулирования невозможно! Мотивируйте сотрудников во время делегирования.
- Делегируйте задачу или работу по возможности целиком, а не в виде частичных изолированных заданий.
- Каждый раз при делегировании объясняйте, о чем идет речь: об единичном случае или о постоянном делегировании.
- Решение однородных задач лучше поручать одному и тому же сотруднику.
- Убедитесь в том, что сотрудник может и хочет взяться за работу.
- Остерегайтесь того, чтобы, так сказать, «для надежности» поручать одну и ту же работу двум сотрудникам, не знающим об этом.
- Передавайте вместе с задачей полномочия и компетенцию (вплоть до права подписи документов, если это необходимо).
- Как можно более точно и полно инструктируйте сотрудников при делегировании. Удостоверьтесь в том, что порученное задание понято правильно. Помните, что подчиненный может сделать только то, что вы ему скажете, а не то, что вы себе представляли или имели в виду при изложении задания (закон «неопределенности отклика»).
- При инструктировании важно не только объяснять суть задания, но и его смысл и цель.
- Крупные и важные задания рекомендуется поручать приказным путем в письменной форме. Это, конечно, не снимает необходимости мотивировать и тщательно инструктировать сотрудника.
- Если задание сложное и новое, то, поручая его, следует применить пятиступенчатый метод. Ступени этого метода имеют определенный психологический смысл:
- подготовить сотрудника (мотивация);
- объяснить задачу (подробная инструкция);
- показать, как делать работу (дать образец);
- доверить сотруднику выполнение работы под наблюдением и корректировать его действия;
- передать сотруднику работу целиком, оставив за собой только контроль.
- Предоставляйте подчиненному возможность дальнейшего профессионального обучения и даже служебного роста в целях лучшего выполнения порученных задач.
- Обеспечьте доступ к любой необходимой информации. О важности задачи сотрудники судят во многом по тому, насколько полно и своевременно они получают информацию.
- Избегайте того, чтобы без веских причин вмешиваться в рабочий процесс.
- Вместе с тем создайте у подчиненного уверенность в том, что в случае возникновения трудностей или проблем он всегда может попросить у вас совета или поддержки.
- Договоритесь с сотрудником о том, когда, как часто и в какой форме он будет сообщать вам, как продвигается дело.
- Контролируйте конечные результаты порученного и немедленно информируйте сотрудника об итогах контроля.
- Конструктивно хвалите успехи и критикуйте недостатки в выполняемой работе.
Таковы критерии
(принципы) успешного делегирования.
Их соблюдение позволяет избегать многих
неприятностей. Но критерии эффективного
делегирования не так просто использовать
в практике управления. Для облегчения
этой задачи специалисты предлагают
список вопросов, ответы на которые
помогут руководителю дать конкретные
поручения подчиненным. Ответьте и
вы на эти вопросы, и тогда поручение
сотруднику будет сделано более
квалифицированно.
- Что? Что вообще надо делать? Какие частичные задачи надо выполнить отдельно? Каким должен быть конечный результат? Какие отклонения от него могут быть приняты во внимание? Каких трудностей следует ожидать?
- Кто? Кто является наиболее подходящей кандидатурой для выполнения этой задачи? Кто должен помогать при ее выполнении?
- Почему? Почему мы должны выполнять данную задачу или деятельность? Какой цели она служит? Что произойдет, если работа не будет сделана полностью или частично?
- Как? Как следует подходить к выполнению задачи? Какие методы и способы применять? На какие нормативные документы (предписания, инструкции) следует обратить внимание? Какие инстанции и подразделения надлежит проинформировать? Какими могут быть затраты?
- С помощью чего? Какие вспомогательные средства могут и должны быть использованы? Какие документы могут понадобиться?
- Когда? Когда следует начать работу? Когда нужно ее завершить? Какие промежуточные сроки должны быть соблюдены? Когда сотрудник должен проинформировать меня о положении дел? Когда я должен проконтролировать ход выполнения задачи?
Ошибки
делегирования
В заключение мы хотели
бы остановиться на анализе некоторых
типичных ошибок при делегировании.
Знание их может помочь вам выработать
свой собственный стиль делегирования
и разобраться в том, как можно
его улучшить.
- Неумение инструктировать. От того, как подчиненный понял указание, зависит, справится ли он со своей задачей. Инструктирование:
- показывает значимость, важность и ответственность поручаемого дела и тем самым настраивает сотрудника на качественное решение, на серьезное отношение к делу;
- позволяет избежать соблазна объяснить неудачу тем, что «меня плохо проинструктировали».
- Фиктивное делегирование. Это ситуация, когда делегируются те задачи, функции и полномочия, которые подчиненные имеют в силу их должностных обязанностей. Для того чтобы этого не случилось и вы своими действиями не дискредитировали себя, прежде чем делегировать, ознакомьтесь с должностными обязанностями сотрудников. А если таковых нет, разработайте их. Это полезно и даже необходимо со многих точек зрения. Удивительно, но факт: многие сотрудники плохо знают (или знают лишь в общих чертах) свои должностные обязанности. Об организации труда в таком коллективе едва ли можно говорить всерьез.
- Ошибка в выборе делегата. От этой ошибки никто не застрахован, однако соблюдение правил делегирования сведет возможность и последствия этой ошибки к минимуму.
- Ориентация не на дело, а на личности. Ворчливость, несдержанность, излишняя эмоциональность в таком деликатном деле, как делегирование, недопустимы. А хладнокровие и ровные отношения с подчиненными необходимы.
- Делегирование функций и полномочий группе сотрудников без определения индивидуальной ответственности.
- Боязнь «уронить авторитет». Если вы чего-то не знаете, то лучше проконсультироваться у специалиста. Что касается сотрудников, то им можно правдиво признаться, что вы не знаете, как решить данную задачу. Это не нанесет сильного удара по вашему авторитету.
- Наиболее опасной ошибкой при делегировании является перепоручение подчиненным объединяющей функции руководства. Основным координатором деятельности подчиненных является именно руководитель.
Итак, делегирование
— это не способ уйти от ответственности,
а форма разделения управленческого труда,
позволяющего повысить его эффективность.
Делегирование облегчает работу руководителя,
но не снимает с него обязанности принимать
окончательное решение, а именно эта обязанность
и делает работника руководителем.