Деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:14, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в определении роли и значения делового общения в управленческой деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие, виды, формы делового общения;
- рассмотреть понятие управленческого делового общения и принципы мотивации исполнителей;

Содержание работы

Введение……………………………………………………..…….. 2
1. Роль и значение делового общения в управленческой
Деятельности…………………………………………….……... 4
1.1. Понятие, виды, формы делового общения………………….. 4
1.2. Понятие управленческого делового общения и
принципы мотивации исполнителей ………………………..…..10
1.3. Значение, функции и эффективность
управленческого делового общения………………..……,. 14
Заключение………………………………………………..….…… 19
Список использованной литературы……………………………..20

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

 

Достижение  указанной цели зависит от соблюдения трех основополагающих принципов.

 

1. Полное взаимопонимание  руководителей и подчиненных.  Для этого необходимо выполнение  следующих условий:

 

- единство профессионального языка;

 

- учет уровня  общей культуры, общего интеллектуального  развития подчиненных;

 

- полнота информации;

 

- логичность  изложения;

 

- сконцентрированность  внимания.

 

Учитывая и  выполняя эти условия, руководитель может считать, что подчиненные  понимают получаемые распоряжения. Однако это еще не означает, что они для подчиненных желаемы, а, следовательно, будут выполнены на качественном уровне. Необходимо принимать во внимание также дополнительные условия, к которым относятся интонация, стиль, манера, форма, в которой даются распоряжения (грубое, агрессивное, к примеру, отношение руководителя к подчиненным при выдаче поручений приводит к затруднению понимания и выполнения последних).

 

2. Принятие распоряжений, проявляющееся в согласии их  выполнить. Для этого необходимы следующие условия:

 

- непротиворечивость  позиции руководителя основным  взглядам и позициям подчиненных  по конкретному вопросу;

 

- поиск и  демонстрация личных интересов  подчиненных в выполнении распоряжений;

 

- текстовая  и персонифицированная конкретность информации, касающейся распоряжений.

 

3. Налаженность  взаимоотношений между руководителями  и подчиненными. Здесь следует  отметить, что при прочих равных  условиях люди легче принимают  позицию того человека, к которому  испытывают эмоционально положительное отношение (симпатию, привязанность, дружбу или любовь) и, наоборот, труднее принимают (а нередко отвергают) позицию того человека, к которому испытывают эмоционально отрицательное отношение (неприязнь, антипатию, ненависть).

Основная цель делового общения - добиться гармонии взаимоотношений с подчиненными. При этом функциональные задачи руководителей в деловом общении с подчиненными можно сформулировать следующим образом:

 

- дать подчиненным  возможность почувствовать их  значительность;

 

- лучше узнать и понять своих подчиненных;

 

- умело влиять  на позицию подчиненных;

 

- расположить  подчиненных к себе, повышать  и поддерживать в их глазах  свой авторитет.

 

 

1.3. Значение, функции и эффективность управленческого  делового общения

 

 

Особое значение деловое общение имеет для людей, занятых бизнесом. Во многом от того, насколько они владеют наукой и искусством общения, зависит успех их деятельности.

Предмет изучения общения руководителя с подчиненным  является многосторонним и неоднозначным.  В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).

На интегральном уровне общение обеспечивает жизнедеятельность организации в целом. Здесь можно выделить следующие функции:

 

1. Регулятивная  функция. В процессе общения  осуществляется непосредственное  или опосредованное воздействие  на объект управления. Эта функция позволяет организовывать совместные действия, планировать, со­гласовывать, координировать и оптимизировать взаимодействие различных объектов управления. От осуществления именно этой функции зависит эффект управленческого общения.

 

2. Функция социального  контроля. Способы решения задач, стоящих перед организацией, принципы и формы работы имеют выраженный нормативный характер. Их регламентация в распоряжениях, указаниях, в групповых и социальных нормах обеспечивает целостность и организованность учреждения, согласованность совместных действий исполнителей. Поддержание необходимой согласованности и организованности осуществляется бла­годаря функции социального контроля.

 

3. Функция социализации. Эта функция является одной  из важных в работе руководителя. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессио­нальной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.

 

4. Социально-педагогическая  функция. В процессе общения  осуществляется обучение, воспитание  и развитие личности сотрудника, передается практический опыт. Вследствие  систематических контактов в  ходе совместной деятельности, участники  общения приобретают самые различные знания о себе самих, о партнерах, о способах наиболее рационального решения поставленных перед ними задач. Овладение необходимыми практическими умениями и навыками, возможная компенсация недостающих знаний у отдельных сотрудников также обеспечивается социально-педагогической функцией.

На локальном  уровне рассматриваются функции, реализуемые  в процессе конкретного взаимодействия и обеспечивающие достижение определенных целей в акте общения.

 

1. Контактная. Ее  цель - установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчиненного к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимной ориентированности.

 

2. Информационная. Ее цель - обмен сообщениями, т.е.  прием и передача каких-либо  сведений в ответ на запрос. В управлении - это, прежде всего доведение исполнителю управленческого решения (приказы, поручения, за­дания), получение информации о ходе и результатах исполнения этого решения, а также обмен мнениями, замыслами и т.д.

 

3. Побудительная.  Это осуществление стимуляции активности объекта

 управления, направление его на выполнение  тех или иных действий.

 

4. Координационная.  Цель данной функции - взаимное  ориентирование и согласование  действий различных исполнителей  при организации их совместной  деятельности.

 

5. Функция понимания,  т.е. не только адекватное восприятие  и понимание смысла сообщения,  но и понимание партнерами  друг друга (их намерений, установок,  переживаний, состояний и т.д.).

 

6. Амотивная  функция, цель которой возбуждение  в партнере нужных

 эмоциональных  переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их 

 помощью  собственных переживаний и состояний.

 

7. Функция установления  отношений, которая преследует  цель осознания и фиксирования  своего места в системе ролевых,  статусных, деловых, межличностных и прочих связей организации, в которой предстоит действовать сотруднику.

 

8. Функция оказания  влияния, цель которой - изменение  состояния людей, их поведения,  намерений, установок, а также  мнений, решений, представлений,  потребностей, действий, активности и т.д.

Знание интегральных функций общения в управленческой деятельности дает возможность выявить  причины отклонений и нарушений  этого процесса, несовершенство структуры  управления. Ориентация в локальных  функциях, выполняемых общением в  ситуациях непосредственного взаимодействия руководителя и подчиненного, помогает выявить причины возникающих трудностей при реализации конкретной задачи управленческого общения.

Разработка  теоретических основ управленческого  общения имеет своей 

 целью повышение его эффективности. Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия .

В заключение необходимо отметить, что роль и значение делового общения в управленческой деятельности сложно переоценить. Сфера делового общения поистине всеобъемлюща, так  как предполагает возможность контактов  на уровне коммуникации между самыми разными отраслями и сферами производства.

Руководитель  большую часть времени тратит на коммуникации и общение с партнерами, коллегами, поэтому особое значение должно уделяться созданию адекватной корпоративной культуры с высоким  контекстом управ­ления. От качества делового общения зависят взаимопонимание, согласованность действий и четкость приоритетов у людей, занятых общим делом. Умения профессионального делового общения составляют существенную часть профессиональной компетентности специалиста в любой сфере деятельности. Именно деловое общение, преследующее цель не только взаимообмена профессионально значимой информацией, но и осуществляемое с це­лью ведения бизнеса в конкретной деятельностной сфере партнерами, требует от участников коммуникации владения особого рода компетенцией, которую квалифицировать как профессионально-деловую коммуникативную компетенцию, формированию которой надо уделять особое внимание.

В результате в  современных условиях социального  и экономического развития общества, когда широко развертывается предпринимательская деятельность, в которой рождаются самые разнообразные формы делового контакта, большое значение начинает приобретать изучение феномена делового общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

       

Деловое общение  – это до 80% рабочего времени руководителей всех уровней. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека, и без него не может обходиться ни управление, ни политика, ни образование, ни бизнес.

Деловое общение  – это процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания управленческой проблемы. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет  организовывать эффективное деловое  общение. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ коммуникации и этики делового общения .

Деловое управленческое общение является одной из фундамен-тальных категорий в деятельности менеджеров, управленцев всех рангов и уровней.  Главным условием эффективности делового общения является осознание руководителем того, что возможность реализации целей деятельности предприятия, фирмы, организации возрастает, если правильно организовать общение, добиться при этом создания атмосферы взаимопонимания, доверия и сотрудничества. Учет особенностей обратной связи, использование психологических знаний для преодоления коммуникативных барьеров, а также правильный выбор типа коммуникативного воздействия существенно сократят затраты времени как руководителя, так и подчиненного.

В настоящее время, в условиях развития рыночных отношений, роста конкуренции, перед любым предприятием стоят задачи повышения эффективности своей деятельности. Успешное их решение во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим на многих предприятиях назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Березуцкая, Ю.П. Психология делового общения / Ю.П. Березуцкая. – М.: Инфра-М, 2007. – 346 с.
  2. Громова Н.М. Обучение деловой письменной речи / Н.М. Громова // Финансы. -  2003. - № 10. – С. 26.
  3. Дедюлина, М.А. Этика: учебно-методическое пособие / М.А. Дедюлина. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 100 с.
  4. Ладионенко, М.А. Принятие критической обратной связи по итогам проведенной оценки персонала / Т.Ю. Базаров, М.А. Ладионенко // Психологические науки. - 2008. - № 3. – С. 3-18.
  5. Либерман, К.А. Деловое общение в системе коммуникации / К.А. Либерман // Российский бухгалтер. - 2007. - № 10. - С. 29-31.
  6. Павелко, Н.Н. Искусство «комфортного» делового общения в информационной культуре / Н.Н. Павелко // Экономика. - 2004. - № 9. - С. 326-328.
  7. Перова, С.Н. Деловое общение: секреты успешного взаимодействия / С.Н. Перова // Вопросы психологии. - 2007. - № 2. - С. 12-14.
  8. Рева, В.Е. Деловое общение: учебное пособие / В.Е. Рева. -  Пенза: ПГУ, 2003. - 240 с.
  9. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник / Л.Д. Столяренко. - Ростов на-Дону: Феникс, 2005. - 416 с.
  10. Тренев, Н.Н. Основы делового общения / Н.Н. Тренев // Маркетинг в России и зарубежом. – 2005. - № 5. – С. 51-54.

 

 

 

 


Информация о работе Деловое общение