Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:31, реферат

Описание работы

Диагностика систем управления — это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления. Основная конечная цель любого коммерческого предприятия — получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, — тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли.

Файлы: 1 файл

Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

CoolReferat.com

Российская  Международная Академия Туризма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 по дисциплине  «Исследование систем управления» 

на тему «Диагностический анализ и его применение в совершенствовании  систем управления»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент 406 группы

Белялов Эльдар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностический анализ систем управления

Диагностика систем управления — это процесс установления и изучения признаков, характеризующих состояние системы управления, в целях предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушений нормального режима их работы. Диагностика является своеобразным механизмом саморегулирования в системе, обеспечивающим обратную связь в контуре управления.

Основная конечная цель любого коммерческого  предприятия — получение прибыли, но в некоторых случаях цели предприятия могут быть и иными, — например, завоевание доли рынка, устранение конкурентов, — тогда диагностика ориентирует усилия предприятия в направлении этих целей, хотя конечная цель та же — получение прибыли.

Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:

  • координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
  • информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
  • создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
  • обеспечение рациональности управленческого процесса.

Необходимость совершенствования  диагностики в настоящее время  объясняется следующими причинами:

  • повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:
    • смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
    • увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;
    • необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах организации;
    • необходимость продуманной системы действий по обеспечению выживаемости организации и избежанию кризисных ситуаций;
  • усложнение систем управления организации требует механизма координации внутри системы управления;
  • информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечения управления;
  • общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности.

В современных условиях можно выделить следующие концепции диагностики (см. табл.10.1).

 

 

 

Таблица 10.1

Основные концепции диагностики

Ориентация концепции

Сущность и основные задачи диагностики в рамках данной концепции

На систему учета 

Переориентация системы учета  из прошлого в будущее, создание на базе учетных данных информационной системы поддержки управленческих решений, связанных с планированием и контролем деятельности предприятия

На управленческую информационную систему 

Создание общей информационной системы управления. Разработка концепции  единой информационной системы, ее внедрение, координация функционирования информационной системы, оптимизация информационных потоков

На систему управления:

 
  • с акцентом на планирование и контроль

Планирование и контроль деятельности структурных подразделений предприятия 

  • с акцентом на координацию

Координация деятельности системы  управления предприятием (управление управлением)


Стоит отметить, что эти концепции  появились в разное время: первой возникла концепция, ориентированная  на систему учета (в 1930-е гг.); концепция, ориентированная на управленческую информационную систему, стала популярной в 1970—1980-х гг. (совпадает по времени с бурным развитием компьютерной техники); концепция, ориентированная на систему управления, непосредственно связана с развитием проектного менеджмента, появлением матричных организационных структур.

В целом система диагностики в организации решает все перечисленные задачи, но расстановка акцентов может быть разной.

Современный менеджмент разделяет  цели организации на две группы: оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому  диагностика позволяет осуществлять постоянный контроль за достижениями как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия. Следовательно, можно выделить два вида диагностики: стратегическую диагностику и оперативную диагностику.

Стратегическая диагностика несет ответственность за обоснованность стратегических планов и ориентирована на внешнюю и внутреннюю среду системы.

Цели стратегической диагностики:

  • обеспечение выживаемости системы;
  • проведение антикризисной политики;
  • поддержание потенциала успеха.

 

 

Главные задачи стратегической диагностики:

  • участие в установлении количественных и качественных целей системы;
  • ответственность за стратегическое планирование;
  • разработка альтернативных стратегий;
  • определение критических внешних и внутренних условий, лежащих в основе стратегических планов;
  • определение узких и поиск слабых мест;
  • определение основных подконтрольных показателей в соответствии с установленными стратегическими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических значений подконтрольных показателей с целью выявления причин, виновников и последствий данных отклонений;
  • анализ экономической эффективности (особенно инноваций и инвестиций).

Основные направления стратегической диагностики:

  • Анализ внешней среды:
    • анализ рынка капитала;
    • анализ рынка сырья и материалов;
    • анализ возможностей конкурентов;
    • анализ экономико-политической сферы;
    • анализ рынка технологий;
    • анализ рынка труда;
    • изучение экологических проблем;
    • изучение социально-политической сферы.
  • Анализ внутренней среды:
    • анализ маркетинга;
    • анализ людских ресурсов;
    • анализ технических и технологических ресурсов;
    • анализ проведения НИОКР;
    • анализ выпускаемой продукции;
    • анализ существующей организационной структуры;
    • анализ финансового состояния организации;
    • оценка территориального расположения.

Установление стратегических целей начинают с анализа информации о внешних и внутренних условиях работы предприятия. На этапе стратегического управления прогноз изменений внешних условий играет немаловажную роль, поэтому анализ внешних и внутренних факторов включает в себя направления, рассмотренные ранее.

Прежде  чем осуществлять контроль за достижением  какой-либо цели, необходимо установить, насколько обоснованно она выбрана  и насколько реально ее достижение. Проверка стратегических планов включает в себя, как минимум, проверку на полноту планов, их взаимоувязку и отсутствие внутренних противоречий. По результатам проведенной проверки следует либо разработать систему контроля за выполнением плана, либо приступить к разработке альтернативных вариантов стратегического плана.

Оперативная диагностика несет ответственность за достижение краткосрочных целей и ориентирована на экономическую эффективность и рентабельность деятельности системы.

Цель  оперативной диагностики — обеспечение прибыльности и ликвидности предприятия.

Главные задачи оперативной диагностики:

  • руководство при планировании и разработке бюджета (текущее и оперативное планирование);
  • определение узких и поиск слабых мест для тактического управления;
  • определение всей совокупности подконтрольных показателей в соответствии с установленными текущими целями;
  • сравнение плановых (нормативных) и фактических показателей подконтрольных результатов и затрат с целью выявления причин, виновников и последствий отклонений;
  • анализ влияния отклонений на выполнение текущих планов.

Основные подконтрольные показатели оперативной диагностики:

  • рентабельность капитала;
  • производительность;
  • степень ликвидности.

Систему оперативной диагностики  используют для поддержания оперативных  решений по недопущению кризисного состояния.

Диагностика не тождественна контролю: контроль занимается фиксированием и оценкой уже свершившихся фактов в деятельности системы, а диагностика нацелена на перспективу, опережающий контроль, а также оперативное отслеживание текущих событий.

В зависимости от объекта диагностику подразделяют на диагностику финансово-хозяйственного состояния организации и организационную диагностику.

Диагностика финансово-хозяйственного состояния организации вызвана насущной необходимостью: организация не может позволить себе вести дела, не имея представления о соотношении доходов и расходов, не зная факторов, позволяющих добиваться превышения доходов над расходами.

Основные цели диагностики финансово-хозяйственного состояния организации:

  • объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности производства в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы;
  • постоянный контроль рациональности функционирования хозяйственных систем, контроль за выполнением планов и бюджетов, контроль за процессами производства и реализации продукции, а также своевременное выявление и использование текущих внутрипроизводственных резервов с целью обеспечения выполнения и перевыполнения плана;
  • прогнозирование хозяйственной деятельности, научное обоснование перспективных планов, оценка ожидаемого выполнения плана.

Исходя из этого можно сказать, что главной целью анализа  финансово-хозяйственного состояния  организации является подготовка информации для принятия управленческих решений  на всех ступенях иерархической лестницы.

Основные задачи, решаемые при проведении диагностики финансово-хозяйственного состояния предприятия:

  • проверка качества и обоснованности планов, бюджетов и нормативов (в процессе их разработки);
  • объективное и всестороннее исследование выполнения установленных планов и бюджетов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг (по данным учета и отчетности);
  • комплексная оценка хозяйственной деятельности;
  • анализ организационно-технического уровня производства и качества продукции;
  • анализ зависимости «затраты — объем производства — прибыль»;
  • оценка эффективности функционирования производственных подразделений;
  • обоснование решений по установлению внутренних цен на товары и услуги;
  • анализ труда и заработной платы;
  • анализ эффективности использования материальных ресурсов;
  • анализ эффективности использования основных фондов и работы оборудования;
  • анализ себестоимости продукции;
  • анализ прибыли и рентабельности;
  • анализ финансового состояния;
  • выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
  • испытание оптимальности управленческих решений (на всех ступенях иерархической лестницы).

Это далеко не полный перечень задач, решаемых при проведении диагностики  организации, он может быть дополнен в зависимости от целей исследования.

Источники информации для диагностики  финансово-хозяйственного состояния  организации подразделяются на учетные  и внеучетные.

Учетные источники информации:

  • бухгалтерский учет и отчетность;
  • статистический учет и отчетность;
  • управленческий учет и отчетность.

Бухгалтерский учет и отчетность наиболее полно отражают и обобщают хозяйственные средства и хозяйственные операции для контроля за выполнением установленных бизнес-планов. Анализ данных бухгалтерского учета позволяет скорректировать деятельность предприятия для улучшения выполнения месячных, квартальных и годовых планов.

Положительным при использовании  данных бухгалтерского учета и отчетности является тот момент, что анализ финансово-хозяйственного состояния предприятия может проводить независимый специалист (что важно для небольших фирм, не способных содержать собственную аналитическую группу). При отсутствии на предприятии статистических оперативных данных у руководителя всегда есть возможность получить аналитические показатели по данным бухгалтерского учета, так как ведение бухгалтерского учета и отчетности является обязательным для всех юридических лиц.

Информация о работе Диагностический анализ и его применение в совершенствовании систем управления