Достоинства и недостатки малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Малый бизнес существует давно. Многие страны с развитой рыночной экономикой в полной мере ощутили эффективность предприятий малого бизнеса и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются производством товаров или услуг в небольших масштабах. Экономика таких стран, как Германия, США, Великобритания, во многом основывается на деятельности таких предприятий.

Файлы: 1 файл

1.3.docx

— 19.99 Кб (Скачать файл)

1.3 Достоинства и недостатки малого бизнеса

 

 

Малый бизнес существует давно. Многие страны с развитой рыночной экономикой в полной мере ощутили  эффективность предприятий малого бизнеса и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые  занимаются производством товаров  или услуг в небольших масштабах. Экономика таких стран, как Германия, США, Великобритания, во многом основывается на деятельности таких предприятий. Наибольшее влияние на развитие малого предпринимательства оказывают  следующие факторы:

а) развитие сферы обслуживания

б) резкий скачок научно-технического прогресса, вызвавший общие технологические изменения

в) уменьшение габаритов и стоимости информационных систем, упрощение их использования

г) повышение общеобразовательного уровня людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях

д) решение малыми фирмами вопроса безработицы.[7]

Но, обладая указанными преимуществами, малые и средние предприятия  действуют в условиях рыночной конкуренции, которую не все способны выдержать. Поэтому появление предприятий  малого бизнеса сопровождается постоянным разорением многих из них.

Согласно зарубежной статистике, именно нехватка управленческих знаний явилась одной из основных причин массового разорения мелких фирм. Проведенный анализ показал, что лишь в 10 % обследованного ряда предприятий, их руководители соответствовали стереотипу предпринимателя. Можно сказать, что суровая необходимость обусловила переход от традиционных иерархических подходов и самоорганизации к потребности научных представлений об управлении в малом бизнесе, разработке адаптивных, быстрореагирующих управленческих механизмов, направленных на рациональное сочетание формальной организованности структуры и активизации человеческого фактора.

Свое влияние оказывают  и субъективные факторы: некомпетентность отдельных предпринимателей, несбалансированность опыта (например, опытный технолог, но слабый финансист), нехватка знаний и опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве и управлении. Поэтому создание развернутой и  всесторонней системы государственной  и общественной поддержки малого бизнеса - важнейшее условие его  развития.[9]

Перечислим некоторые  достоинства малого бизнеса.

Независимость действий. Малый  бизнесмен сам себе хозяин, никому не подчиняется. В большинстве малых  фирм управленческая иерархия не соблюдается, что дает свободу действий энергичному  и инициативному предпринимателю.

Возможность более гибких и оперативных решений. По сравнению  с крупными корпорациями в малом  бизнесе упрощена структура принятия управленческих решений (что значительно  уменьшает расходы за счет предельно  рациональной организации и управления производством), что позволяет быстро и гибко реагировать на конъюнктурные  изменения, легче адаптироваться к  неожиданным обстоятельствам (при  условии наличия достаточных  финансовых и других возможностей). Это имеет особое значение в торговле - в первую очередь, модными вещами, а также услугами. По мере удовлетворения первичного спроса на какой-то вид потребительских  товаров (особенно длительного пользования) у отдельных групп покупателей  формируются специфические требования к изделию. Это приводит к потребности  новых моделей и модификаций  продукции, новых подвидов сервиса, быстро осваиваемых малым бизнесом.

Из-за узкой специализации  сокращаются издержки производства, осуществляется короткий технологический  цикл, сокращаются запасы в незавершенном  производстве и ускоряется оборачиваемость  средств (например, по зарубежным данным, скорость оборота капитала у мелкой фирмы в 2-2,5 раза выше, чем у концерна), и осуществляется устойчивый сбыт продукции.[10]

Узкая специализация субъектов  малого бизнеса чрезвычайно важна  для повышения качества выпускаемой  продукции, ее реализации. В равной степени это относится к сфере  услуг, где качество предоставляемого сервиса повышает спрос на него. В зарубежной литературе отмечается, что «быстрая приспособляемость  мелких фирм к меняющимся требованиям  рынка, способность к оперативной  перестройке производства, готовность идти на оправданный коммерческий риск позволяют в сжатые сроки удовлетворять  потребительский спрос и составляют их ощутимое превосходство перед  крупными предприятиями».[9]

Известно, что качество производимой продукции и предоставления услуг, спрос на них находятся в прямой зависимости от возможностей и способности  субъектов хозяйствования осуществлять техническое перевооружение и технологическую  переориентацию. При всей сложности  вопроса, тем не менее, небольшим  предприятиям свойственно быстро внедрять и апробировать новые технологии, а также частичную автоматизацию  производства, достигать оптимального сочетания между механизированным и ручным трудом. На этот счет проведено  достаточно много исследований как  зарубежными, так и отечественными специалистами.

Действительно, уровень конкурентоспособности  некоторой доли малого промышленного  и наукоемкого бизнеса объясняется  наличием прогрессивной производственной базы при относительно небольших  масштабах затрат и усилий на ее создание. В мировой практике этому  способствовали общее изменение  технологического уклада, появление  принципиально новых технологий, основанных на информационной базе и  трансформировавших природу промышленной продукции. В станкоинструментальной промышленности США, например, в 1996 г. было 11,7 тыс. фирм, применяющих современные технологии, среди которых 8,4 тыс. с числом занятых до 20 чел.[9]

Субъекты малого бизнеса  идеально организованы и приспособлены  для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик  местного рынка. Обладая большей  мобильностью, чем крупные предприятия, малые предприятия способны быстрее  реагировать на изменяющуюся экономическую  ситуацию и колебания потребительского спроса. Они поддерживают занятость  населения и создают рабочие  места, выполняют вспомогательные  функции по сравнению с крупными производителями.

Более крупные конкуренты часто ограничены в своих действиях  из-за процедур, разработанных головными  органами. Малый бизнес в этом отношении  более маневрен, особенно тогда, когда  рынок имеет ярко выраженный сезонный характер или специфические условия.

Малый бизнес ассоциируется  с «американской мечтой», поэтому  в общественном мнении преобладают  симпатии к малым фирмам и обычно к ним не относятся многие критические  оценки, высказанные в адрес большого бизнеса.

По сравнению с крупными корпорациями малые фирмы несут  относительно более низкие расходы  на свое содержание и обслуживание (сравнительно низкий фонд заработной платы, небольшой первоначальный объем  инвестиций). Вкладывая средства в дела своей фирмы, предприниматель может рассчитывать, что, если дела пойдут успешно, он всегда может легко и выгодно продать дело в случае необходимости. Этот фактор привлекает многих предпринимателей.

Немало людей предпочитают быть в одном лице мастером на все  руки (финансист, менеджер и т.д.). В  малой фирме такие люди имеют  возможность проявить себя как «многостаночники». По сравнению с крупными корпорациями в малых фирмах больше проявляется  инновационный, предпринимательский  дух, о чем свидетельствует доминирование  малого бизнеса в таких современных  отраслях, как электроника, генная инженерия, компьютеры.

Продолжением преимуществ  малого бизнеса являются его недостатки. В чем же они состоят? У малых  предприятий есть несколько слабых мест, в том числе в условиях их функционирования в рыночной экономике. Они обусловлены как раз тем, что этот бизнес является малым. К числу основных из них относятся:

1. Низкая возможность  накопления капитала. Как правило,  в расширение производства владельцы  малого бизнеса, особенно частные,  могут выделить незначительную  часть капитала. Значительные сложности  они испытывают, занимая капитал  на стороне. Эти сложности вызваны  стремлением малого бизнеса к  независимости (важнейшее его преимущество), которая существенно ограничивает возможности займа. Кроме того, ограничения связаны и с условиями займа. У малого бизнеса не может быть достаточно средств для выплаты высокого процента, особенно если предприниматель только начинает свою деятельность, велика и возможность риска.

2. Недостатки в кредитовании  малого бизнеса. У него ограниченные  возможности в получении кредита,  поскольку частные финансовые  институты редко решаются кредитовать  малый бизнес. Действительно, малый  объем каждой сделки, экономическая  нестабильность самих предприятий  малого бизнеса, а также необходимость  содержать специальные службы  по проверке кредитоспособности  таких предприятий, делают кредитование  малого бизнеса невыгодным.

3. Невыгодные позиции  в конкурентной борьбе, несмотря  на всю изворотливость малого  бизнеса, его близость к потребителю,  поставщикам, творчество в организации  производства. Относительно скромные  масштабы производства и ограниченные  ресурсы ставят представителя  малого бизнеса в невыгодное  положение, делают его неспособным  конкурировать на равных с  крупным производством.

4. Проигрыш в управленческих  возможностях по сравнению с  крупными предприятиями. Это означает, что владелец-управленец, как правило,  проигрывает в сравнении с  менеджером-профессионалом (хотя понятно,  что в данном случае возможны  исключения), так же как и с  возможностями капитализации малого  бизнеса.

5. Сложности начала деятельности  малого бизнеса. Дело не только  в том, что нужен первоначальный  капитал, а его, как правило,  нет, но малый бизнес -- это часто новые рабочие места, в том числе и для безработных, не всегда обладающих соответствующими навыками, у которых эффективным бизнес становится далеко не сразу, а иногда и не с первого раза.[8]

Можно назвать еще ряд  слабостей: трудности с проникновением на рынок ценных бумаг, когда малое  предприятие - акционерное общество; необходимость оплаты консультаций при организации и ведении  дела, а также обучения самого бизнесмена; проведение анализа ситуации на рынке; ведение бухгалтерского учета; проблемы с привлечением высококвалифицированных  специалистов (у крупных компаний в этом случае шансов больше - престиж, более высокая оплата); часто сверхурочная работа персонала; затруднения с получением крупного заказа, с организацией национального экспорта; недогрузка основных фондов.

Отсюда вывод: малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный. Такой вывод делают исследователи малого бизнеса в  рыночной экономике. Из него же исходят  и государственные структуры, призванные регулировать систему хозяйственных  отношений, экономическую стратегию.[8]


Информация о работе Достоинства и недостатки малого бизнеса