Европейская модель менеджмента
1.Исторические предпосылки
и условия формирования европейской
науки и практики менеджмента.
2.Особенности формирования французского,
немецкого, шведского и финского
менеджмента. 3.Характеристика отличительных
черт и сходства национальных
моделей европейского менеджмента.
Понятие «европейская модель
менеджмента» стало широко использоваться
в связи с развитием Европейского
союза. В понятие европейской
модели включают совокупность
общих черт менеджмента Германии,
Франции, Испании, Швеции, Швейцарии,
Финляндии, Нидерландов и других
стран Европы.
Но каждое европейское государство
имеет свои исторические, культурные
и экономические пути развития.
В соответствии с этими процессами
развивались и закреплялись национальные
черты менеджмента этих стран.
В этой связи европейская модель
представляется как совокупность
национальных моделей. Особое
влияние на эволюцию национальных
моделей европейского менеджмента
оказала Великобритания. Она была
первой страной мира, в которой
осуществился быстрый переход
от специализации ручного труда
к машинной технике, повышению
квалификации рабочих, а также
изобретательству и внедрению
инноваций в крупное промышленное
производство (рис. 3.4.1).
Территориальная близость Великобритании
к европейскому континенту позволила
на рубеже XVIII-XIX вв. промышленному
перевороту английских фабрик
распространиться на Францию,
а позже — на Германию.
Широкое использование машин
в производстве вызвало повышение
спроса на металл и создало
условия для усовершенствований
и новых открытий в этой
отрасли. Растущая потребность
в машинах и инструментах обусловила
появление специальной отрасли
промышленности — машиностроения.
Создание фабричного машиностроения
(в Великобритании в первой
четверти XIX в., во Франции в 60-е гг. XIX в.,
в Германии — в 70-е гг. XIX в.) инициировало
развитие инфраструктуры транспорта и
средств связи. Появились железные дороги,
строились пароходы, в качестве быстрого
средства связи стал использоваться телеграф.
В процессе распространения технологий
промышленного производства происходили
качественные изменения внутренних и
внешних экономических отношений и управления
производством. В текстильной промышленности
Франции с 1790 г. стали использоваться английские
машины. Экспорт станков из Великобритании
позволил увеличить производительность
и качество продукции, расширить рынки
сбыта, повысить профессиональный уровень
работников и в целом оказал влияние на
развитие всей промышленности Франции.
Следует отметить, что главной отраслью
французской экономики в этот период являлось
сельское хозяйство. В нем было занято
более 3/4 населения. В структуре сельского
хозяйства преобладали мелкие крестьянские
хозяйства с низкой потребностью в технике.
В промышленности же преобладало мебельное
производство по заказам с индивидуальной
формой организации труда. Низкая потребность
в машинах и оборудовании в сельском хозяйстве,
мебельной, парфюмерной и фарфоровой промышленности
затормозила на некоторое время развитие
и внедрение научной организации труда
и управления во всей стране. И только
в начале XIX в. во Франции вновь возник
интерес к ткацкому производству, были
сделаны первые национальные изобретения
в производстве узорчатых шелковых тканей,
помимо этого была создана льнопрядильная
машина. В 1851 г. на всемирной выставке в
Лондоне прядильные машины Франции заняли
второе место (после английских). Изобретенный
французским инженером П. Мартеном в 1864
г. новый способ варки стали дал толчок
развитию новых производств и технологий
в металлургической отрасли Франции. В
середине XIX в. Франция сравнялись по показателям
экономического роста, качеству промышленной
продукции, механизации и уровню организации
труда в легкой промышленности с Великобританией.
Однако более 70 % трудовых ресурсов все
еще было сосредоточено в аграрном секторе,
не использующем технические и агрокультурные
усовершенствования. Следует
отметить, что недостаток техники в сельскохозяйственном
производстве французы нередко компенсировали
организацией труда. В сфере переработки
продукции создавались закупочные кооперативы
и кредитные товарищества. Впоследствии
именно они сыграли большую роль в развитии
банковского и финансового менеджмента.
В конце XIX в. в развитии французской экономики
наметилась тенденция усиления роли банковского
капитала. Этому помогали политика протекционизма,
проводимая правительством, ресурсный
потенциал колоний в Африке и Индокитае
и начинающие формироваться ссудно-ростовщические
черты французского менеджмента. В начале
XX в. 3/4 финансов Франции уже были сконцентрированы
в трех банках: «Лионский кредит», «Национальная
контора» и «Генеральное общество». Руководство
этих банков контролировало большую часть
промышленности, входило в состав правлений
металлургических и каменноугольных предприятий,
владело акциями железных дорог и направляло
избыточные капиталы в государственные
займы и заграничные инвестиции, нередко
используя их в качестве инструмента внешней
политики. Перед Первой мировой войной
объем инвестиций Франции в экономику
иностранных государств превышал объем
инвестиций в собственную промышленность
и торговлю почти в два раза. Объектами
инвестирования были Россия, Испания,
Португалия, Турция, Румыния, Сербия. При
этом Франция долгое время оставалась
еще преимущественно аграрной маломеханизированной
страной с низким уровнем концентрации
производства.
Современная Франция является крупнейшим
экспортером мира продукции пищевой промышленности,
кожевенно-обувной, текстильной, химической
и фармацевтической, а также производства
алкоголя и обработки неблагородных металлов.
Международное признание французской
продукции во многом обязано исторически
сложившейся тенденции независимого поведения
французов. Эта черта и является характерной
особенностью модели французского менеджмента.
Французы любят свою страну, обладают
глубокими знаниями истории Франции и
ее колоний. Уверены, что именно Франция
сформировала мировые стандарты демократии
и справедливости, государственной системы
управления, военного искусства, сельского
хозяйства, виноградарства, изысканной
кухни и науки управления. Французские
менеджеры с определенной долей снисходительности
относятся к иностранным и проявляют эти
качества в любой обстановке.
Французский язык долгое время был признанным
языком дипломатии. Особая точность (по
сравнению с американским английским
и другими языками) этого языка оказала
влияние на поведение менеджеров и методы
управления организацией. Точность и красота
языка, с одной стороны, придают особую
тональность в общении людей, воспитывают
уважение к логике, рациональности и вниманию
к деталям, с другой — порождают индивидуализм
и самоуверенность. Следует отметить,
что последние качества нередко снижают
эффективность менеджмента. Французы,
как правило, плохо работают в команде
менеджеров. Внутри самой Франции это
качество уравновешивается характерной
для менеджмента сильной централизованной
властью (рис. 3.4.2).
Определенным антиподом французскому
менеджменту служит немецкий менеджмент.
По сравнению с Великобританией и Францией
развитие немецкого производственного
управления проходило с некоторым запаздыванием.
Первые фабрики в Германии появились в
30-е гг. XIX в. В это время Германия состояла
из мелких самостоятельных государств,
разделенных валютными и таможенными
барьерами. Как и во Франции, распространение
в Германии машинного производства началось
с текстильной промышленности. Активный
переход к машинному производству начался
в 1871 г., когда образовалась Германская
империя. Были ликвидированы таможенные
и валютные барьеры, и государство приняло
на себя функции регулирования экономики.
Следует отметить, что территориальное
устройство и местное самоуправление
оказали существенное влияние на формирование
модели немецкого менеджмента. В истории
Германии были периоды, когда государственная
власть находилась в прямой зависимости
от состояния экономики своих субъектов.
Еще в период Средневековья, во время Первого
германского рейха, властью фактически
обладали сословия (курфюрсты), непосредственно
собиравшие налоги со своих подданных,
затем власть перешла к городам, получившим
финансовую самостоятельность за счет
развития ремесел и торговли. Первым союзом
и первой формальной территориальной
организацией Германии, получившей реальную
власть, было Объединение курфюрстов —
рейхстаг. Этот союз планировалось использовать
для выработки единой политики по обеспечению
финансовой самостоятельности сословий
и городов, но рейх оставался бедным. Собранные
деньги были потрачены на военные действия
Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.).
В дальнейшем опыт самостоятельного управления
городами был использован при формировании
Рейнского союза (1806 г.), а затем — Германского
союза (1815 г.). Первая попытка создать федеративное
государство — Второй германский рейх
— произошла в 1871 г. Под руководством О.
фон Бисмарка был создан проект Финансовой
конституции, позволяющей отстоять финансовую
независимость центра за счет введения
имперских налогов. Но парламент рейха
не поддержал проект, и разделение капиталов
по землям еще долгое время не позволяло
вырабатывать единую экономическую и
промышленную политику Германии.
Существенное укрепление федеративного
управления началось с принятием Веймарской
конституции, создания Имперского финансового
управления (1919 г.) и последующей финансовой
реформы М. Эрцбергера. В результате удалось
создать единую систему налогов и сосредоточить
в рейхе ее управление.
Таким образом, в Германии начиная с 1920-х
гг. в условиях децентрализованного управления
стали отрабатываться экономические механизмы
реализации единой политики развития
промышленности и труда.
В начале 30-х гг. XX в. группа немецких ученых
университета г. Фрайбурга под руководством
В. Ойкена провела исследования условий
функционирования предприятий в разных
регионах Германии. В результате исследований
была разработана концепция ордолиберализма
(«Политика порядка») и определена роль
государства в формировании конкурентной
среды и свободного ценообразования. Предлагаемая
система мер по созданию условий функционирования
экономики и общества включала правила
и нормы, ограничивающие индивидуальную
экономическую деятельность (порядок).
Были систематизированы конституционные,
правовые, организационные соглашения,
обычаи и нормы, а также — требования,
с помощью которых могли вступать в действие
др. правила. Их несоблюдение влекло за
собой достаточно жесткие социальные
и экономические санкции. Концепция В.
Ойкена закрепляла за государственной
властью функции регулирования рынка
и размер государственного вмешательства
в экономику. Немецкий порядок предлагалось
дополнить силой убеждения и личного примера.
Следует отметить, что, несмотря на предпринимаемые
усилия со стороны рейха, конкуренция
и исторически сложившаяся глубокая децентрализация
управления на уровне федерации, земли
и коммуны создавали особые проблемы.
Решению этих проблем было посвящено много
исследований. Наиболее известна доктрина
Социального рыночного хозяйства (СРХ),
разработанная К. Хартвигом, Ф. Бемом и
др. представителями фрайбургской научной
школы. Впоследствии доктрина СРХ использовалась
в качестве экономической политики возрождения
хозяйства послевоенной (после Второй
мировой войны) Германии. Руководство
реализацией СРХ осуществлял канцлер
ФРГ профессор Л. Эрхард. Послевоенная
экономика Германии находилась в тяжелом
состоянии. Была разрушена большая часть
заводов, фабрик, а также практически полностью
уничтожены сельскохозяйственные угодья.
В 1946 г. производство промышленной продукции
составляло около 1/3 довоенного уровня.
Шла масштабная эмиграция из Восточной
Германии, продукты распределялись по
карточкам, не хватало жилья и рабочих
мест. В этой связи политика социальной
ориентации была направлена на создание
необходимых условий жизни, работы и постепенное
повышение благосостояния всех слоев
населения. В проведении такой политики
государству отводилась новая роль —
активного участника.
Восстановление экономики началось в
1948 г. Государство оказало поддержку предприятиям
базовых отраслей (угольной, металлургии
и электроэнергетики), которые в первую
очередь нуждались в финансовой помощи.
Поддержка была оказана в основном по
выплате заработной платы. Для контроля
финансовых потоков был учрежден Эмиссионный
банк немецких земель с уставом, регулирующим
отношения с частными банками, разработана
система поддержки предпринимательства.
Эти меры позволили возродиться малому
и среднему бизнесу. Через два года производство
товаров выросло в два раза, увеличилась
производительность труда и заработная
плата. К концу 50-х гг. XX в. ежегодный прирост
промышленного производства достиг 10-15%.
Начали развиваться предприятия машиностроения,
оптики, сферы услуг, было осуществлено
реформирование сельского хозяйства.
Основная часть сельскохозяйственных
земель закрепилась за средними и мелкими
хозяйствами, рост производства и урожайности
осуществлялся за счет механизации и совершенствования
организации труда. В промышленности на
основе иностранных инвестиций и патентов
быстрыми темпами осуществлялось внедрение
научно-технического прогресса.
В середине 1960-х гг. реформа Л. Эрхарда
была признана «экономическим чудом Германии»,
но, несмотря на общую высокую оценку реформы,
процесс восстановления хозяйства с акцентированными
социальными мерами оказался экономически
эффективным только до тех пор, пока рост
общественного продукта осуществлялся
высокими темпами. Недовольство высокими
налогами привело, по мнению многих, к
падению экономической эффективности,
которое, в свою очередь, сопровождалось
ослаблением мотивации к труду и постоянными
ожиданиями дотаций от государства. Социальные
расходы становились слишком большими,
а рыночное хозяйство постепенно превратилось
в заложника проводимой политики.
Следует отметить, что реализация доктрины
СРХ столкнулась прежде всего с вопросами
эффективности управления. Проблемы эффективности
децентрализации государственного управления
существуют и по сей день. Их решение осуществляется
с помощью системы «финансового выравнивания»
и механизма распределения налоговых
поступлений между федерацией, землями
и коммунами. Идеи «Политики порядка»
и особенности управления децентрализованной
экономикой оказали влияние на формирование
немецкой деловой культуры и модели менеджмента.
На сегодняшний день немецкие компании
имеют традиционную малоподвижную структуру
с обязательной и обособленной иерархией.
Такие структуры в других странах считаются
устаревшими и неэффективными. Но дисциплинированность
и почитание вертикальных взаимоотношений
в немецкой организации помогают преодолевать
проблемы многоуровневой структуры (рис.
3.4.3).
Особенности немецкого менеджмента также
проявляются в стиле проведения встреч,
переговоров и выработке решений. Процедуры
переговоров, как правило, до мелочей формализованы
и хорошо подготовлены. При формировании
группы для переговоров ее составляют
из разных специалистов. Члены группы
всегда хорошо информированы о решаемой
проблеме, имеют достаточно фактов и аргументов
для подтверждения правоты своих слов,
не вмешиваются в замечания своих коллег,
соблюдают очередность, всегда готовы
перейти к запасному варианту решения
и тщательно записывают детали обсуждения,
чтобы быть хорошо подготовленными для
следующей встречи.
В администрировании немецкие менеджеры
пунктуальны, в обоснованиях своей позиции
всегда опираются на соответствующие
документы. Они любят планировать будущее
и не любят отчеты за короткие промежутки
времени, предпочитают годовые отчеты
квартальным и месячным. Стараясь не совершать
ошибок, хотят быть справедливыми, переходят
к новому делу только после того, как завершат
старое. Есть особенности и в осуществлении
некоторых функций производственного
управления. Немецкие менеджеры свято
верят в то, что налаженные (стандартизованные)
процессы управления решают большинство
проблем организации. Однако нередко множество
хороших правил и постановлений скрывают
или не учитывают другую сторону эффективности
менеджмента — человеческие потребности.
На фирмах со сложной организационной
структурой информация циркулирует в
основном по вертикали. Из-за ее отсутствия
между горизонтальными подразделениями
создаются трудности в коммуникациях.
Людям, не знакомым со спецификой немецкого
менеджмента, может показаться, что многие
решения разрабатываются в обстановке
секретности.
Из-за традиционной, малоподвижной структуры
немецкие организации трудно адаптируются
к изменениям, особенно сложно реагировать
на изменение окружающих условий тем организациям,
которые работают за рубежом, потому как
изменения в менеджменте самой Германии
происходят гораздо реже, чем в любой другой
стране мира. В 50-х гг. XX в. модель построения
социального рыночного хозяйства использовалась
не только в Германии.
Концепция шведской социальной модели
была разработана в шведском профсоюзном
движении и использовалась Социал-демократической
рабочей партией (СДРПШ) в качестве собственной
принципиальной позиции. СДРПШ более 50
лет была партией власти.
В сотрудничестве с Центральным объединением
профсоюзов Швеции (ЦОПШ) она несколько
десятилетий осуществляла две основные
идеи концепции: полную занятость и стабильность
цен. Принципы полной занятости и выравнивания
доходов имеют глубокие исторические
корни. Со Средних веков в Швеции сохраняются
консервативные традиции, возникшие из
частной собственности на землю. Они поддерживались
всеми законами и удивительной способностью
шведов избегать конфликтов. Стремление
к равенству использовалось в качестве
политических целей многими шведскими
политиками. В 1928 г. лидер социал-демократов
П. Ханссон предложил для разработки политики
СДРПШ концепцию «Щвеция — Дом народов».
В ней говорилось о важности общих интересов
для развития нации и о необходимости
под лозунгами общего дома привлечь на
сторону социал-демократов большую часть
населения. В итоге партия на последующих
выборах получила около 45 % голосов избирателей.
Важным фактором приверженности социальным
традициям является и внешнеполитический
нейтралитет Швеции. С 1814 г. Швеция не участвует
в войнах и осуществляет все преобразования
и реформы эволюционным путем.
Особой чертой шведов является тяга к
предпринимательству. Со времен викингов
известны предприятия по производству
оружия и драгоценных металлов. Более
1000 лет производится добыча железной руды
и меди на экспорт. Шведские короли в XVI
и XVII вв. поощряли иностранные инвестиции
и импорт новой техники. В XVI в. началось
развитие судостроения, в XVII в. страна
имела военный и торговый флот, который
по мощи мог сравняться с британским. Известная
шведская компания Styra Copparberg более 700 лет
действует на рынке и сегодня является
одним из ведущих экспортеров страны.
Из 30 лучших компаний обрабатывающей промышленности
Швеции более половины образованы в XIX
в. На протяжении всей истории Швеции государственная
власть играла активную роль в распределении,
потреблении и перераспределении национального
дохода. С 1950-х гг. XX в. на уровне государственной
власти реализуются более широкие функции
регулирования социально-экономических
процессов с помощью выравнивания заработной
платы между квалифицированными и неквалифицированными
работниками, социального страхования
всего населения, профессионального обучения
и переподготовки рабочей силы.
Среди Скандинавских стран Швеция занимает
лидирующие позиции. В настоящее время
в Швеции лучшее в мире медицинское обслуживание
и социальное страхование. Именно эти
факторы способствовали появлению шведского
феномена долголетия. В Швеции 18,1 % населения
старше 65 лет, продолжительность жизни
— 78 лет (практически такая же, как в Японии,
— 79 лет). Население численностью 8,6 млн
человек производит валовой внутренний
продукт (ВВП) на одного человека в размере
25 487 долл. По размерам территории среди
государств мира она занимает 54-е место,
а по ВВП — 18-е место. По трудовой занятости
населения занимает второе место в мире
(первое место занимает Зимбабве). Высокий
уровень жизни проявляется также и в покупательной
способности населения. Швеция находится
на первом месте по количеству владельцев
всех видов телефонов, на пятом — по использованию
посудомоечных машин, на седьмом — по
холодильникам и видеомагнитофонам, на
десятом — по автомобилям. Шведские транснациональные
корпорации Volvo, Electrolux, Axel Jonson, SKF производят
качественную продукцию не только для
внутреннего рынка, они являются ведущими
экспортерами Скандинавского региона
и всего мира. Национально-исторические
особенности жизнедеятельности шведов
отражаются и в модели научного управления.
Менеджмент основан на широком использовании
принципов децентрализации. Организационная
структура типичной шведской компании
содержит минимальное количество (меньше,
чем аналогичная французская или немецкая
компания) уровней в вертикали власти.
Эффективность горизонтальной структуры
управления во многом обеспечивается
коллективной формой разработки и принятия
решений. В Швеции сильны традиции, поэтому
действует закон, в соответствии с которым
все важные решения организации должны
быть обсуждены всеми сотрудниками до
их принятия (рис. 3.4.4). Такой процесс принятия
решений, с одной стороны, дает право на
выражение собственного мнения, а с другой
— требует строгого следования выбранному
варианту.
Мировой опыт показывает, что участие
работников в обсуждении и разработке
управленческих решений всех уровней
и статусов организации, несмотря на использование
современных средств связи и коммуникаций,
затягивает процессы принятия решений.
К сожалению, хоть в Швеции достаточно
короткая дистанция власти между менеджерами
и сотрудниками, она тоже не смогла избежать
этой проблемы.
Следует отметить, что шведский тип менеджмента,
хоть и является достаточно прогрессивным,
нередко создает трудности в работе с
иностранными коллегами. Исторически
сложившееся уважение к социальным вопросам
нередко приводит к затянутым консультациям,
собраниям и сверхосторожности в работе
с персоналом и принятии решений, связанных
с тем или иным человеком. Децентрализация
менеджмента, также имеющая глубокие исторические
корни, оказывает влияние не только на
процессы принятия решений. Например,
шведские менеджеры традиционно не демонстрируют
уважение к рангу собеседника (как, например,
немецкие), обращаются к важным персонам
как к равным. Такое поведение французские
и немецкие менеджеры воспринимают как
неадекватное. Сопоставив вышеперечисленные
особенности европейской модели менеджмента,
можно сделать вывод, что она включает
в себя совокупность национальных моделей
с приоритетом командной работы и поликультурной
среды.