Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:25, контрольная работа
Приступая более полувека назад к строительству интегрированного Сообщества, государства Западной Европы взяли на себя обязательство кроме обеспечения безопасности (что было главным мотивом после Второй мировой войны) и благосостояния своих граждан, также достижение равновесия между экономическим ростом и социальной справедливостью.
Форма организации Западной Европы, предложенная Ж. Моне и Р. Шуманом, не только сделала возможным примирение победителей и побеждённых, но и позволила им вместе пойти по пути восстановления экономики и создания основ благосостояния своих стран.
1. Теоретическая часть (Европейская модель менеджмента)
Введение
1. 1 Формирование европейской социальной модели
1. 2 Концепция «социального рыночного хозяйства» Л. Эрхарда
1. 3 Шведская модель социализма Г. Мюрдаля
1. 4 Государственное регулирование эко¬номики.
Заключение
2. Практическая часть
3. Тесты
Литература
1. Усиление государственного
регулирования во всех сферах хозяйствования. Концепция
Эрхарада была направлена на создание
сильного, «социального государства»,
которое не только регулирует общественные
процессы, в том числе и рынок, но и проводит
социальную политику в интересах повышения
благосостояния населения. Такая позиция
противоположна взглядам американского
исследователя М. Фридмэна, который ввел
термин «монетаризм». Фридмэн выступал
против государственного регулирования.
Государство монетаристского типа не
гарантирует населению оказание медицинской
помощи, создание государственной системы
социального страхования и образования.
Рыночная экономика развивается стихийно,
без какого-либо вмешательства со стороны
государства.
Понятие «социальное
государство» было закреплено в конституции
ФРГ. Вслед за ФРГ ряд европейских стран
(Франция, Швеция. Италия и др.) определили
свой статус как социального государства.
2. Введение индикативного
планирования, пришедшего на смену директивного
планирования. Директивное планирование
предусматривало установление четкого
и большого количества директивных показателей,
обязательных для выполнения. Индикативное
планирование предполагает установление
планов и показателей, достижение которых
является наиболее желательным.
Государственный индикативный план составляется на 5 лет и ежегодно в него вносятся коррективы. В плане приводятся ориентировочные данные о приросте за 5 лет национального продукта, его распределение, а также возможные структурные изменения, изменения цен и внешнеэкономических условий. Финансовые планы также составляются на 5 лет и ежегодно корректируются.
Благодаря использованию индикативного планирования, ФРГ сумела не только восстановить разрушенное войной хозяйство, но и войти в число наиболее развитых, передовых стран мира.
3. Социальное партнерство. Основой
успеха индикативного планирования в
ФРГ явилась поддержка всем населением
главных целей социально-экономического
развития страны на перспективу, а также
баланс социально-трудовых интересов
общества, известный как социальное партнерство.
Социальное партнерство представляет
собой такой тип отношений между предпринимателями
и работниками, при котором между ними
достигается социальный мир, а возникающие
конфликты разрешаются цивилизованными
методами. Социальное партнерство не исключает
возможности требований наемных работников
о повышении заработной платы, изменения
режима работы и условий труда, снижения
налогов и т.п. Однако политические забастовки,
направленные на смену власти, отставку
правительства или президента страны,
нарушают баланс социального партнерства.
Шведская модель социализма Г. Мюрдаля
Концепция "социального рыночного хозяйства" Л. Эрхарда имеет много общего со взглядами другого социал-демократического теоретика, лауреата Нобелевской премии Гуннара Мюрдаля, создателя так называемой шведской модели социализма
Он считал, что
регулирование государством рыночных процессов
способствует созданию эффективной экономики,
основанной на всеобщем равенстве и равных
экономических возможностях для всех.
В основу регулируемой экономики была
заложена сложная система прямых и косвенных
налогов, взимаемых с населения.
Главным в шведской модели
социализма Мюрдаль считал создание системы социальной
защиты населения, которая гарантировала
бы равные возможности для повышения благосостояния
как трудоспособного, так и нетрудоспособного
населения. С этой целью модель предусматривала
осуществление государством целого комплекса
различных мер:
• обеспечение максимальной стабильности
общественной жизни.
Высокие темпы экономического
роста позволили Швеции осуществить целый
ряд социальных реформ, касающихся всеобщего
страхования по болезни, выплаты пособий
на детей, введения дополнительных служебных
пенсий, увеличения продолжительности
отпуска и сокращения рабочей недели.
Впоследствии Швеция
пережила два достаточно глубоких кризиса:
в 1977—1978 и в 1981 — 1982 гг. С похожими трудностями
встретились практически все страны Западной
Европы, но в Швеции спад промышленной
продукции был выше, чем в других странах.
Одновременно сократился объем промышленных
капиталовложений. Причинами упадка экономики,
наряду с нефтяным кризисом 1970-х, являются:
ухудшение внешних условий сбыта экспортной
продукции, насыщение внутреннего рынка,
изменение международной валютной системы,
политическая нестабильность в стране
и др. Для выхода из сложившегося положения
Стокгольмская школа, рекомендовала использовать модифицированную
кейнсианскую политику. Были проведены
денежная и налоговая реформы. Правительство
активно проводило политику на оптимальное
распределение прибыли и направление
ее в первую очередь на инвестиции. В итоге
Швеции удалось добиться значительных
успехов, экономическое положение страны
стало достаточно устойчивым
Государственное регулирование экономики.
Рыночная система – это явление очень динамичное и постоянно развивающееся. На определенном историческом этапе в его эволюции стало отражаться влияние государства, без которого современный рынок существовать не может.
Государственное
регулирование экономики
- создание правовой основы экономической деятельности государства.
Разработка законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования экономики, как в целом, так и отдельных ее субъектов.
- создание общественных благ
- регулирование внешних эффектов
Ограничение вредных выбросов и т. п.
- проведение антимонопольной политики
Меры, направленные на предотвращение подрыва и искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью.
- создание инфраструктуры
Эффективная экономика
требует наличия
- государственное предпринимательство
Должно ориентироваться не только на получение прибыли, но и на предоставление товаров, работ, услуг, обеспечивающих функционирование экономики в целом, включая частный капитал.
- перераспределение доходов
Изъятие части дохода у одних лиц с целью их передачи другим лицам
- макроэкономическая стабилизация
Предотвращение,
торможение экономического спада, закрепление
и поддержание показателей
- проведение фискальной политики
Сознательное
применение расходных и налоговых
функций правительства для
- проведение денежно-кредитной (монетарной) политики,
- поддержка малого бизнеса
Налоговая, кредитная политика, оказание услуг (образовательных, консультационных и др.).
- инвестиционная политика
Создание «благоприятного климата» для притока инвестиций.
- регулирование внешнеэкономической деятельности
Создание благоприятных внешних условий для развития национальной экономики.
- поддержка
фундаментальной науки,
- обеспечение экологической безопасности и т. д.
Государство воздействует на экономику с помощью целой системы форм и методов.
Формы: экономические, законодательно – административные, правовые.
Методы: прямые и косвенные.
Прямые: ограничение частного бизнеса, государственное предпринимательство.
Косвенные: налоговые, бюджетные, денежно-кредитные, индикативное планирование.
Выделяют три основные формы государственного воздействия на экономику:
Экономические регуляторы – основные в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства в рынок. Государственные цели достигаются созданием определенной экономической среды, которая вынуждает участников рынка развиваться в том, или ином (выгодном государству) направлении.
Административные регуляторы носят подчинительный характер, широко используются в командной экономике. Это регулирование цен, зарплаты, условий труда, антимонопольное регулирование и т. п. В рыночной экономике административные методы необходимы, но применять их следует с особой осторожностью.
Правовые регуляторы направлены на создание законодательной базы и осуществлением контроля исполнения законов.
Государственное
вмешательство в экономику
Прямое вмешательство – это, прежде всего, существование государственного сектора экономики, а так же принятие законов, регулирующих рыночные отношения субъектов (Налоговый кодекс и др.), государственные закупки, финансирование определенных программ и т. п.
Косвенное вмешательство – это определенная экономическая политика, проводимая государством: бюджетно-налоговая, валютная, инвестиционная, таможенная и т. п.
Применяя различные методы влияния государство должно следовать требованиям, предъявляемым рыночной системой:
- исключить любые действия, разрывающие рыночные связи,
- влиять на
рынок лучше всего
- экономические регуляторы не должны заменять или ослаблять рыночные стимулы,
- постоянный
контроль положительных и
Заключение
Принципы, на которых основана Европейская модель менеджмента, объективно неоспоримы. Она на деле доказала свою жизнеспособность и притягательность. Принципы, на которые она опирается, и цели, к которым стремится, имеют несомненную ценность для любой страны, стремящейся к экономическому росту и социальному прогрессу.
Однако, учитывая экономический кризис последних лет, который, непосредственно, сказывается на росте социальной нестабильности, можно сделать выводы о том, что Европейская социальная модель пока далека от совершенства и нуждается в дальнейшей разработке и реформировании.
Меры, по поддержанию конкурентоспособности продукции, производимой в странах Евросоюза, по оказанию материальной поддержки пострадавшим предприятиям, предполагают проведение глубоких реформ, которые неминуемо затрагивают условия жизни и труда населения, ведут к “национальной десолидаризации”, осложняют отношения между государствами-членами ЕС и внутри отдельных стран. У значительной части граждан появилось ощущение, что европейское строительство не принесло ожидаемых позитивных результатов. На повестку дня встал, в частности, вопрос: в состоянии ли Европейская социальная модель в полной мере обеспечить социальный прогресс и способствовать сохранению европейской идентичности, не нанося при этом ущерб экономическому росту и конкурентоспособности?
Столкновения приверженцев “европейского строительства” и “евроскептиков” стали приобретать острый характер. Очевидно, что социальная стабильность Европы, которая призвана обеспечить ЕСМ, даёт трещины.
Тем не менее, пока Европейская социальная модель, несмотря на критику, по-прежнему располагает поддержкой большинства граждан Евросоюза. На вопрос: способна ли Европейская социальная модель стать компасом преодоления трудностей и барьером на пути социально-экономического развития в новых условиях, без ущерба для “социальной сущности” Европы, они дают однозначно положительный ответ.
Определите типы структуры управления, представленные на рис.
1, 2, 3 и 4
Ответ: 1- линейно-функциональная; 2- матричная; 3 – дивизионная; 4 – функциональная.
Тесты
1. К известным школам в управлении не относится:
а) научное управление;
б) новая экономическая политика;
в) административное управление;
г) человеческие отношения.
Ответ: б
2. Сущность ситуационного подхода состоит в:
а) применении способов действий, вызывающих наименьший отрицательный эффект в данной ситуации, с обеспечением максимальной эффективности;
б) знании методов
профессионального управления, доказавших
свою эффективность; умении предвидеть
последствия применяемых