Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 15:21, реферат
Американский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией», он позволил США занять лидирующее положение среди других развитых стран мира, также менеджмент как наука появилась именно в США. Его ведущее значение в мире сегодня неоспоримо. Тем не менее, не надо слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям их практиков, знать их идеи, безусловно, необходимо.
Основными факторами, оказавшими влияние на формирование американской модели менеджмента в конце 19-го начале 20-го века можно считать:
- престиж образования;
- трудолюбие граждан;
- демократичность страны;
-отсутствие государственного
вмешательства в экономику.
Американский менеджмент формировался в условиях создания крупных иерархических структур, разделения управленческого и исполнительского труда; введения норм и стандартов, установление должности наемного менеджера, их обязанностей и ответственности.
Великая индустриальная революция XVII - XVIII веков оказала существенное влияние на теорию и практику управления. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами. Появилась новая форма собственности. Вместо единого собственника стало множество акционеров. Вместо единственного руководителя-собственника появились несколько наёмных менеджеров. Что мы видим, что вначале собственник и менеджер представлены в одном лице, затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей далее менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется много специалистов, теперь менеджер координирует работу специалистов. С учетом всех этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.
1.2. Создатели американского менеджмента.
Основателем научного
менеджмента по праву
Предложенная им система вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.
Основы системы Ф. Тейлора1:
Система Ф. Тейлора в себя включала:
Из выше сказанного можно сделать выводы, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее, ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные принципы системы Г. Форда2:
Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Основоположником этой американской школы стал Элтон Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.
Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель – подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.
Один из важнейших выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие» дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.
Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в организациях.
1.3. Стратегическое управление, его содержание.
Понятие стратегическое управление появилось в 60-70 г., а уже в 80-е года охватило практически все американские корпорации3. Стратегический менеджмент - обоснование и выбор перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». В общем виде стратегия4 — это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегия-программа действий для достижения конкретной (главной ) цели корпорации, таким образом корпорация получает единое направление действий а при появлении новой цели нужна новая стратегия.
Содержание стратегического управления заключается:
- в разработке долгосрочной стратегии;
-в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Впоследствии стратегия корпораций превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, которые могут быть реализованы на практике. Стратегическое управление требует создания организационной стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры, каждый из которых объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов5.
Главными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы.
Стратегический менеджмент предполагает реализацию следующих функций:
Чтобы выбрать наиболее правильную стратегию для корпорации необходимо учесть следующие ее составляющие:
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента. Пирамида планирования в стратегическом менеджменте - это миссия фирмы, стратегические цели, задачи и конкретные задания.
1.4. Партисипативное управление, формы привлечения рабочих к управлению.
Партисипативным управлением называется управление основанное на принципе участия. Эта идея возникла в Америке.
Выгоды реализации принципа участия6:
Авторами партисипативного управления принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.
Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям8:
• предоставление работникам
права самостоятельного
• привлечение работников к процессу принятия решений
• предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы;
• участие работников в
• предоставление работникам
права создавать рабочие
1.5. Современное состояние американского менеджмента.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой он сейчас настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках9:
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ
3. Корпорация как основная форма предпринимательства. Американский экономист Роберт Хейлбронер10 указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это традиции (традиционный подход - распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций), приказы (командный подход - распределение ресурсов через приказы) и рынок (рыночный подход - распределение ресурсов с помощью рынка без вмешательств). Из выше перечисленных подходов наиболее эффективным является рыночный подход. Американские ученые постоянно решают проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности. Если говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются три наиболее интересные тенденции.
Первая из них связана с некоторым возвратом к прошлому — осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг.
Информация о работе Факторы, оказавшие влияние на формирование американской модели менеджмента