Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:35, доклад
Философия менеджмента – это те принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем.
Наиболее ярко философия менеджмента проявляется, прежде всего, в Японии. Японская модель менеджмента до сих пор находит своих сторонников во многих странах мира и вызывает всесторонний интерес, как модель государства, сделавшего огромный рывок в своем развитии за столь короткий срок.
Философия менеджмента – это те принципы и идеи, которые заложены в основу деятельности организации. Актуальность этого вопроса возрастает с каждым днем.
Наиболее ярко
философия менеджмента
Менеджмент в Японии,
как и в любой другой стране,
отражает её исторические особенности,
культуру и общественную психологию.
Он непосредственно связан с общественно-экономическим
укладом страны. Японские методы управления
в корне отличны от европейских
и американских. Это не значит, что
японцы управляют более эффективно.
Скорее можно сказать, что основные
принципы японского и европейского
менеджмента лежат в разных плоскостях,
имея очень немного точек
Как правило, история
развития управленческой мысли опережает
процесс совершенствования
Таким образом, актуальность рассматриваемого вопроса становиться еще более очевидной. Овладение стержнем японского менеджмента – отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внутри фирмы, обучение в процессе работы и т.д.– необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.
Цель этой работы
– изучить философию
Вопросы, рассматриваемые в работе:
1. Какова сущность японской модели управления?
2. Основные системы управления в Японии.
3. Как возникает
и развивается философия
За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. И одной из главных причин столь стремительного успеха Японии на международном поприще является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития Японии как сверхдержавы, а также за период всего ее исторического развития сложились определенные принципы и методы труда, соответствующие специфическим чертам национального характера. Японцы уверены, что основное богатство их страны составляют человеческие ресурсы. Их система хозяйствования опирается на древние традиции групповой сплоченности и прирожденное стремление к созданию продукции наивысшего качества.
Среди отличительных
черт японского характера психологи
выделяют прежде всего прирожденную
экономию и бережливость, что находит
прямое отражение в экономической
политике страны. Лозунги об экономии
и бережливости встречаются в
Японии на каждом шагу, так как в
сознании японцев выпуск высококачественной
продукции непосредственно
Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», концепция которого была выдвинута возникшей в США «школой человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму, который во главу угла ставил материальные запросы.
«Социальный человек»
имеет специфическую систему
стимулов и мотивов. К стимулам можно
отнести заработную плату, уровень
условий труда, стиль руководства,
межличностные отношения
Трудовые отношения в Японии развиваются под воздействием 5 известных во всем мире систем, которые начали формироваться в период с 1868 г. до второй мировой войны, и основаны на традициях и философии народа. В структуру этой пятерки входят:
Каждая из них является как бы подсистемой в единой системе и не может существовать одна без другой.
Практика пожизненного
найма заключается в том, что
для обеспечения необходимой
рабочей силой предприятие
Следующая важная составляющая единого японского механизма подготовки и использования кадров на предприятии - система кадровой ротации. Ее суть состоит в перемещении работников по горизонтали и вертикали через каждые 2-3 года выполнения функций на определенном рабочем месте. Ротация проводится без согласия работника с целью расширения его кругозора, развития у работника более широкого взгляда на свое предприятие, выявления резервов его роста и повышения качества продукции.
Есть и другое,
весомое обстоятельство, гарантирующее
в условиях ротации не только добросовестную,
качественную, но и творческую перспективную
деятельность всех сотрудников компании.
Это - система репутаций. Суть ее в
том, что где бы ни работал сотрудник,
специалист, он обязан выполнять свои
обязанности так, чтобы за ним
закрепилась репутация
В Японии существуют
особая модель внутрифирменного обучения
и подготовки персонала. Обычная
форма подготовки и обучения внутри
предприятия в Японии включает: обучение
во время работы, проводимое на рабочем
месте; обучение вне работы, проводимое
на форме и вне ее; и самообразование.
На предприятиях современной Японии
основными считаются обучение во
время работы и самообразование,
но при этом для разных категорий
работников организуются краткосрочные
курсы обучения вне работы, дифференцированные
по должностям и квалификации, по темам,
необходимым для
Говоря о системе оплаты труда в Японии необходимо отметить, что изначально каждая компания разрабатывала свою систему с некоторыми особенностями. Различные концепции оплаты труда послужили прообразом для моделей стимулирования, используемых на японских предприятиях сегодня. На формирование суммарного заработка могут влиять 6 основных факторов:
В заключении, отвечая на поставленные вопросы, можно сказать следующее:
Каждая компания должна иметь свою философию, в которую верят, уважают и которой живут все работники компании, начиная от его правления и заканчивая рядовыми работниками.
В последнее
время все активнее многие страны
пытаются внедрить у себя нововведения,
приведшие японские фирмы к значительным
успехам. Однако практика показывает,
что далеко не все методы, успешно
используемые в Японии, имеют шансы
быть использованными. Это относится
и к системе пожизненного найма,
системе мотиваций, подсистеме обучения
во время работы и ко многим другим.
Сопоставление моделей