Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 18:01, статья
В настоящее время существуют различные подходы к конструированию технологий обучения: информационный, деятельностный, личностно ориентированный и др. Каждый из них характеризуется определёнными целями, позицией ученика и учителя в процессе обучения, логикой организации, процедурой выбора методов обучения и т.д. Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального переживания, удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечались многими исследователями.
Основной внутренней характеристикой личности является её мотивационная среда. Всякое внешнее воздействие опосредуется личностным состоянием человека, его личностным опытом, ценностными ориентациями, потребностями, стремлениями к самовыражению, самосовершенствованию, потребностью быть личностью.
Формирование мотивации самореализации у учащихся
И. В. Ребро
В настоящее время существуют различные подходы к конструированию технологий обучения: информационный, деятельностный, личностно ориентированный и др. Каждый из них характеризуется определёнными целями, позицией ученика и учителя в процессе обучения, логикой организации, процедурой выбора методов обучения и т.д. Важность создания условий возникновения интереса к учению (как эмоционального переживания, удовлетворения познавательной потребности) и формирования самого интереса отмечались многими исследователями.
Основной внутренней характеристикой личности является её мотивационная среда. Всякое внешнее воздействие опосредуется личностным состоянием человека, его личностным опытом, ценностными ориентациями, потребностями, стремлениями к самовыражению, самосовершенствованию, потребностью быть личностью.
Мотивационное поведение есть результат действия двух факторов: личностного и ситуационного. Под личностным фактором понимают мотивационные диспозиции личности (потребности, мотивы, установки, ценности), а под ситуационным — внешние, окружающее человека условия (поведение других людей, отношения, оценки, реакции окружающих и т.д.). Личностно ориентированное обучение позволяет организовать такие технологии обучения, в которых происходит мотивирование учащихся в самореализации.
Исходя из анализа понятия «самореализация» философами и психологами, которые понимают как одну из высших духовных потребностей, направленную на реализацию человеком своих сил и способностей, на постоянный рост своих возможностей, на повышение своей деятельности, а так же рассмотрев понятия «реализовать» (осуществить, исполнить все планы) и «актуальный» (важный, существенный для настоящего момента), и тот факт, что человек не может сознательно стремиться к реализации тех своих способностей и дарований, о которых он сам не имеет понятия, мы определяем «самореализацию» как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности.
И выделяем следующие этапы самореализации личности: осознание своего “Я” (самопознание, самооценка); мотивация деятельности; выбор цели деятельности; выбор средств; составление плана; актуализация себя; анализ деятельности.
Для того, чтобы ученик мог реализовать себя в процессе учебной деятельности, очень важно чтобы он осознавал мотивы учения, так как от степени их осознания зависит проявление интеллектуальной и волевой активности ученика, формирование его отношения к учению. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к проявлению стремления к обучению, и в дальнейшем к саморазвитию.
Мотивация самореализации возникает на основе существующих у личности определенных потребностей и способностей их воплощения и развития. Под мотивацией самореализации будем понимать осознанную систему побуждений, представляющую собой иерархическую структуру движущихся сил поведения и деятельности личности, целенаправленного процесса раскрытия и опредмечивания сущностных сил личности в ее многообразной социальной деятельности.
Формирование деятельности, в основе которой лежит мотивация самореализации, сопровождается явными положительными переживаниями и отношениями к тому, что делает ученик. Эта мотивация лежит в основе любой творческой активности ребенка и является необходимым условием для развития творческой личности и создание нового продукта в любой сфере деятельности.
Формирование мотивационной сферы происходит наиболее интенсивно в первые 10-15 лет жизни, но продолжается уже с меньшей скоростью и продуктивностью в течение всей жизни человека. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка, знаменуется кардинальными изменениями в структуре личности ребенка из-за качественного сдвига в развитии самосознания.
Подростничество — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному совершенствованию, — это самопознание, самовыражение, самоутверждение, самореализация.
На протяжении подросткового периода в учении многих учащихся часто происходят большие перемены. Критическими в этом отношении являются V, VI классы, поскольку именно в это время многое изменяется и в учении, и в самом подростке по сравнению с младшими классами: с одной стороны, изменяется характер учебного материала и значительно повышаются требования к качеству его усвоения, а с другой стороны, у подростка появляются новые интересы и увлечения.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы, профессиональных намерений, идеала и развитием самосознания. В соответствии с возрастными особенностями, для учащихся среднего звена мы выделяем следующие мотивы в структуре мотивации самореализации: мотив достижения (потребность в достижении своей цели, потребность в самореализации и самоутверждении, стремление быть признанным в кругу сверстников); широкие социальные мотивы (осознание общественной значимости, мотивы морального долга); мотив общения (стремление к продуктивному сотрудничеству, стремление к созданию полноценного эмоционального фона в общении).
Приведенный состав мотивов охватывает основные направления мотивационной сферы личности учащихся, учитывает ее возрастные особенности. Указанные мотивы образуют определенную, присущую подростковому возрасту устойчивую систему мотивов – мотивацию самореализации.
Основное средство формирования мотивации самореализации – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности. Это возможно при организации задачных, проблемных ситуаций, где ученик сталкивается с трудностью, которую он не может решить при помощи имеющихся у них запасов знаний; сталкиваясь с трудностью, он убеждается в необходимости получения новых знаний или применения старых в новой ситуации.
Информация о работе Формирование мотивации самореализации у учащихся