Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 20:13, контрольная работа

Описание работы

Социально-культурная деятельность – (в широком смысле) это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.[кис.]
Ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 39.04 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

 

Кафедра социально-культурной деятельности

 

 

Контрольная работа по дисциплине: «Основы менеджмента социально-культурной деятельности»

Тема: «Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пермь, 2014

Оглавление

Стр.

  • Введение

 

 

Введение

Социально-культурная деятельность – (в широком смысле) это исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры и культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества.[кис.]

Ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени. К задачам относятся:

 • целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

• стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

• создание условий для выявления и развития способностей личности, реализации ее творческого потенциала и позитивного самоутверждения.

[лекции скд]

Специалисты социально-культурной сферы, работают на массы и на каждую личность  в отдельности, поэтому очень важно, чтобы у социокультурных  работников, были сформированы организаторские способности.

 

Глава I: Специфика организационной деятельности в социально-культурной сфере»

  1. Организаторские способности в социально-культурной сфере

Специфика социально-культурной сферы предъявляет свои требования к ведущим качествам личности специалиста. Социально-культурная сфера включает в себя: средства массовой информации, туризм, физическую культуру и спорт, народное образование, здравоохранение, общественные объединения, искусство, культуру.

Ведущими качествами личности современного специалиста социально-культурной сферы являются следующие: мобильность, конкурентоспособность, коммуникативная компетентность. Одной из ведущих основ всех перечисленных качеств являются организаторские способности. Они важны в особенности, в работе с малыми и большими коллективами. Организаторские способности тесно взаимосвязаны с межличностными и социокультурными отношениями.

Для достижения высоких показателей в работе современный специалист социокультурной сферы должен обладать организаторскими способностями, которые можно объединить в следующие три типа:

1. Организационная проницательность, включающая:

·   психологическую избирательность — умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

·   практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

·   психологический такт — способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность  — умение влиять, способность  воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

·   энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

·   требовательность,  способность  добиваться  решения  своих  задач  при  психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

·   способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской  деятельности, т. е. готовность к  организаторской деятельности, начиная  с мотивационных факторов и  заканчивая профессиональной подготовленностью. [5, с.80]

Рассматривая организаторские способности, необходимо дать понятие организаторской деятельности, так как они формируются в этой деятельности. В широком смысле слова оно охватывает значительный круг явлений: от деятельности государства, органов управления и печати до организации человеком самого себя. В более узком значении – это деятельность одного человека, обеспечивающего объединение труппы людей для достижений общей групповой цели. [6, с.5]

Организаторские способности, должны быть у всех работников социально-культурной сферы, так как это очень мобильная сфера работы, где необходимо одновременно быть и начальником и подчиненным, и организатором и исполнителем.

 

  1. Организаторская деятельность

Организаторская деятельность пронизывает все сферы материального производства и культуры, сферу науки и воспитания, государственной и общественной жизни людей. Она может быть сознательной и бессознательной, вовлекать людей самого разного возраста и социального положения. Эта деятельность необходима там, где люди объединяются для решения общих задач. Являясь одной из сторон общественных отношений людей, организаторская деятельность и есть одна из форм их общественной активности, поэтому организатор должен занимать активную жизненную позицию.

Организаторская деятельность как один из видов деятельности человека существует в системах «человек - группа людей», «организатор-группа организуемых». Она есть составляющая практического управления людьми, целостного воздействия субъекта на объект (организуемую группу).  

Основная задача управленца (руководителя) - поставить задачу, запустить механизм реализации и контролировать под работы. «Вид сверху» заключается в том, чтобы определить в общем плане пути реализации, выявить кадровый, материальный и финансовый ресурсы, т.е. осуществить первоначальный этап организации. [лекции краеведение]

Задача организатора - непосредственно участвовать в осуществлении поставленной перед ним задачи («вид изнутри»). Это участие выражается в конкретных действиях, направленных на создание условий, необходимых для достижения результата, на поиск исполнителей поручения, объединение совместных усилий и т.п. В СКД подчас трудно выявить управленца в чистом виде. В значительной степени он выполняет и организаторские функции. В свою очередь, и организатор СКД не может не быть в той или иной мере менеджером, т.е. в определенной степени он наделен властными полномочиями, хотя и незначительными. В отличие от управленца (начальника, руководителя, т.е. лица, наделенного властными полномочиями) организатор является ответственным за непосредственное исполнение поручения, он непосредственный организатор и речь в данном случае идет не об управлении персоналом социокультурного учреждения, где как и в любом учреждении деятельность осуществляется в значительной степени на основе директивных методов, а о взаимоотношениях между специалистами (организаторами) социокультурного процесса и его рядовыми участниками, выполнения поставленной задачи, посредник между управленцами и исполнителями. Организатор только частично выполняет управленческие функции. Но независимо от того, в какой степени организатор наделен властными полномочиями, он обязательно берет на себя роль лидера (формального или неформального), того, кто считает, что имеет право вести других за собой. Организатор требуется, как правило, тогда, когда для выполнения поставленной задачи необходимо объединение усилий как минимум нескольких лиц. В том случае, когда для выполнения поручения достаточно усилий только одного человека, т.е. самого организатора, он выступает не как организатор, а как исполнитель поручения, сам же организуя свою деятельность. В разных отраслях социально-культурной сферы, организаторы выполняют функции. К этим функциям относятся социально-психологических ролевые функции, такие как: лидер-организатор;  лидер-мотиватор;  лидер-диспетчер; лидер-генератор.

Специфика СКД делает актуальным вопрос об уровнях и степени организации. Как и в управлении, в организации есть предел организации, т.е. имеются виды социокультурной деятельности, где требуются значительные организационные усилия со стороны профессионалов, и имеются виды деятельности, где требуется совсем незначительная помощь со стороны профессионалов. И здесь уместно вести речь о таких понятиях, как самодеятельность и самоуправление, самодеятельность и самоорганизация.

Глава II: «Формирование организаторских способностей»

  1. Формирование организаторских способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В научной литературе понятие «Организаторские способности» объясняется как, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу.

Для успешного формировании организаторских способностей у будущих менеджеров социально-культурной деятельности, необходимо соблюдать такие педагогические условия, как активизация учебно-профессиональной деятельности студентов-менеджеров в образовательном процессе, формирование квалификационно необходимых способностей студентов-менеджеров в системе учебно-профессиональной деятельности и диагностика личностных новообразований, способствующих формированию организационно-управленческих способностей.[сидор]

Как ученые понимаются организаторские способности в целом?  Основная масса исследователей, описывающих управленческие способности через личностные характеристики руководителей, в той или иной мере включают в перечни необходимых качеств компоненты организаторских способностей, предложенные Л. И. Уманским. Его структура организаторских способностей предполагает наличие таких качеств как:

- общественная энергичность;

- психологическая избирательность;

- критичность;

- психологический такт;

- общий уровень развития;

- инициативность;

- требовательность;

- склонность к организаторской деятельности;

- практичность ума;

- самостоятельность;

- наблюдательность;

- самообладание;

- общительность;

- настойчивость;

- активность;

- работоспособность;

- организованность [Эриксон]

Эта структура организаторских способностей, являясь общепринятой в психологии способностей, однако может быть сведено к классическим, предложенным Л. Файолем пяти функциям управления:

- планированию;

- организации;

- распорядительству;

- координации;

- контролю.[ .    «Социальный менеджмент» - Валова Д.В. 1999г.]

Хорошим средством формирования организаторских способностей в ученическом коллективе является работа вне учебы, но во благо нее (студенческие клубы, квн, актив и другие. В неофициальной обстановке учащийся порой проявляет черты характера, которые можно не заметить на уроках. Так же важную роль в формировании организаторских способностей играет правильное распределение общественных поручений, когда каждый учащийся группы имеет поручение. Выполняя даже небольшое общественное поручение группы, они вносят свой вклад в улучшение учебного и воспитательного процесса не только группы, но и всего учебного заведения.

Важным средством воспитательного воздействия и формирования коллектива и организаторских способностей является самоуправление. В группе с подлинным самоуправлением, многогранной коллективной деятельностью и нравственно ценными коллективными отношениями процесс воспитания личности содействует воспитанию воли, самосознания, чувства долга, возбуждает стремление совершенствовать свои качества, осуществлять работу по самовоспитанию в общественно полезной деятельности. Все это влияет на развитие и закрепление организаторских способностей, чувство ответственности и желание завершить дело до конца.

Высшие учебные заведения культуры, немного по-разному трактуют, каким на выходе должен быть специалист социокультурного профиля. Для формирования организаторских способностей, необходимы определенные условия, проявляющиеся чаще всего, в процессе практики. К таким условиям надо отнести:

- наличие определенной  социально-культурной среды;

- необходимость участия  в разнообразных сложных видах  человеческой деятельности;

- наличие вокруг формирующей  личности просвещенных и цивилизованных  специалистов, которые уже владеют  необходимыми способностями и  могут передать свой опыт, владея  при этом соответствующими средствами  обучения и воспитания.

Несомненно, практика дает результаты по формированию и закреплению организаторских способностей у будущих менеджеров и специалистов социокультурного профиля. Так как целью практики является получение практических навыков организатора социально-культурной деятельности. Не смотря на все старания дать большой объем организационной работы на практике студентам, культурные Вузы все-таки сталкиваются с проблемой формирования организационно-управленческих способностей. Об основных подходах говорится в статье Сидоровского К.Ю. из Московского государственного университета  культуры и искусств.

Информация о работе Формирование организаторских способностей специалистов социально-культурной деятельности