Формирование резерва кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является на основе современных направлений сформировать кадровый потенциал в торговых организациях.
Задачами курсовой работы служат:
- рассмотреть состав и структура кадров предприятия;
- охарактеризовать специфику управления персоналом на предприятии торговли;
- определить специфику управления персоналом в условиях рыночных отношений;
- проанализировать подбор и адаптацию персонала в торговой организации;
- ознакомиться с управлением торговым персоналом в условиях кризиса.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВ. СПЕЦИФИКА ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА
1.1 СОСТАВ И СТРУКТУРА КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ ТОРГОВЛИ
1.3 СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
2 КАК СФОРМИРОВАТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ТОРГОВЛЕ
2.1 ПОДБОР ПЕРСОНАЛА В ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2 НЕОБХОДИМОСТЬ АДАПТАЦИИ ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА
2.3 УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая 2.doc

— 1.84 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1 РОЛЬ  И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВ. СПЕЦИФИКА  ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА

1.1 Состав  и структура кадров предприятия

1.2 Специфика  управления персоналом на предприятии  торговли

1.3 Специфика  управления персоналом в условиях  рыночных отношений

2 КАК СФОРМИРОВАТЬ КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В ТОРГОВЛЕ

2.1 Подбор  персонала в торговой организации

2.2 Необходимость адаптации торгового персонала

2.3 Управление  торговым персоналом в условиях  кризиса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Введение

 

Актуальность темы. Рынок труда развивается динамично, реагируя на изменения экономической ситуации и иных факторов окружающей действительности. Определенные специальности становятся менее востребованными, другие же – напротив.

 Многие традиционные специальности сейчас немыслимы без навыков и умений, которые несколько лет назад не требовались.

 В новых условиях хозяйствования управление персоналом представляет собой процесс воздействия организации на ее сотрудников с помощью специальных методов, направленных на достижение определенных целей. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личность работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией. Управление персоналом позволяет обобщить и реализовать целый спектр вопросов адаптации человека к внешним условиям, учет личностного фактора в построении системы управления персоналом организации, что определяет несомненную актуальность проводимого дипломного исследования.

Анализ изученных  источников и литературы. Информационной базой исследования послужили учебные пособия под редакцией Базаровой Т.Ю., Ереминой Б.Л., Бизюковой И.В., Болдырева Ю. Н. Бурова В. П., Морошкина В. А., Ушакова В. А., Герасимова Б.Н., Дятлова В.А., Магура М., Мескона М., Мишина А.К., Третьякова Н.А., Памбухчиянца О. В., Поршнева А. Г. Ромашова О.В., Самыгина С.И., Столяренко А.Д.

Целью работы является на основе современных направлений сформировать кадровый потенциал в торговых организациях.

Задачами курсовой работы служат:

- рассмотреть состав и структура кадров предприятия;

- охарактеризовать специфику управления персоналом на предприятии торговли;

- определить специфику управления персоналом в условиях рыночных отношений;

- проанализировать подбор и адаптацию персонала в торговой организации;

- ознакомиться с управлением торговым персоналом в условиях кризиса.

Практическая  значимость курсовой работы состоит в том, что в условиях конкурентной борьбы между организациями за лидерство на рынке, все большее число руководителей понимают важность грамотного управления персоналом, что непосредственно сказывается на экономическом показателе работы организации.

Любая организация нуждается  в совершенствовании системы  управления персоналом. С каждым годом появляется много различных технологий управления человеческими ресурсами, но неизменным остается тот факт, что каждый работник – это, прежде всего человек со своими личными социальными, психологическими и физиологическими особенностями.

Именно эти индивидуальные особенности человека, а точнее грамотный  подход к управлению ими показывают, как влияют социально-психологические  методы управления на эффективность  работы всех подразделений организации.

Установлено, что результаты труда во многом зависят от целого ряда психологических факторов. Умение учитывать эти факторы и с их помощью целенаправленно воздействовать на отдельных работников помогает руководителю сформировать коллектив с едиными целями и задачами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что если успех деятельности хозяйственного руководителя на 15% зависит от его профессиональных знаний, то на 85% – от умения работать с людьми.

1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ КАДРОВ. СПЕЦИФИКА ТОРГОВОГО ПЕРСОНАЛА

 

1.1 Состав и структура кадров предприятия

 

Основной характеристикой  трудовых ресурсов, которые используются на предприятии, являются кадры.

Кадры предприятия представляют собой совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью.

Следует различать  понятия «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия». 1

Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» — весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия.

Состав и  количественные соотношения отдельных  категории и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров. Численность работников является важнейшим количественным показателем, характеризующим состояние и движение трудовых ресурсов предприятия. Численность измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.

Списочная численность  работников предприятия — это  показатель численности работников списочного состава на определенное число или дату. Этот показатель учитывает численность всех работников предприятия, принятых на постоянную, сезонную и временную работу в соответствии с заключенными трудовыми договорами (контрактами).

Явочный состав характеризует число работников списочного состава, явившихся на работу в данный день, включая находящихся в командировках. Это необходимая численность рабочих для выполнения производственного сменного задания по выпуску продукции.

Среднесписочная численность — численность работников в среднем за определенный период (месяц, квартал, с начала года, за год). Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца.

Состояние кадров и персонала предприятия не является постоянной величиной, меняется в соответствии с изменениями условий хозяйствования. Изменение состава и структуры  трудовых ресурсов предприятия характеризуется показателями движения трудовых ресурсов: коэффициента оборота по выбытию; коэффициента оборота по приему; коэффициента стабильности; коэффициента текучести кадров.

Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства, т.е. занятые основной производственной деятельностью, представляют промышленно-производственный персонал (ППП), к которому относятся все занятые в производственной деятельности и обслуживании производства работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов, вычислительных центров. Кроме того, предприятие может иметь персонал непромышленных подразделений — работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях. 2

Работники ППП  подразделяются на две основные группы — рабочие и служащие.

Промышленно - производственный персонал подразделяется по месту в  производственном процессе наследующие категории:

  • Рабочие. Они делятся на основных и вспомогательных. Основные рабочие осуществляют производство профилирующей продукции предприятия. Вспомогательные - обслуживают производство.
  • Инженерно - технические работники (ИТР). К этой категории относятся специалисты, осуществляющие подготовку и управление производственным процессом.
  • Административно - управленческий персонал (АУП). Названная категория специалистов осуществляет управление предприятием. Они обеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения.
  • Младший обслуживающий персонал. Данную категорию составляют специалисты не принимающие непосредственное участие в производственном процессе, но обслуживающие его. Это уборщики, кладовщики, гардеробщики и так далее;
  • Охрана. Данная категория специалистов обеспечивает безопасность предприятия, сохраняя его материальные ценности от хищений и стихийных бедствий, обеспечивая неприкосновенность информации, составляющей коммерческую тайну предприятия.

В зависимости от характера  трудовой деятельности кадры предприятия  подразделяются по профессиям, специальностям и уровням квалификации.

Профессия подразумевает  особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических  знаний и практических навыков. Примерами профессий и специальностей могут быть: для рабочих - токарь (профессия) делится но специальности: токарь - карусельщик, токарь - расточник и другие; для АУП - экономист (профессия) делится на специальности: плановик, финансист, маркетолог и так далее.

Специальность — это вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические  особенности и требует от работников дополнительных специальных знаний и навыков.

Работники каждой профессии и специальности различаются  по уровню квалификации. Квалификация характеризует степень овладения работником тон или иной профессией, специальностью и отражается в квалификационных (тарифных) разрядах и категориях. Тарифные разряды и категории — это одновременно и показатели, характеризующие степень сложности работ.

По уровню квалификации специалистов каждой категории можно  разделить на четыре группы. Так  для рабочих эти группы будут, по мере возрастания квалификации, называться:

  • неквалифицированные рабочие, не имеющие специальной подготовки;
  • малоквалифицированные, то есть рабочие прошедшие подготовку в течение короткого времени;
  • квалифицированные рабочие прошли подготовку, как правило, с отрывом от производства, в течение двух - трех лет;
  • высококвалифицированные, то есть прошедшие длительную подготовку и имеющие большой опыт работы.

Показателем квалификации специалиста является разряд. Тарифный разряд в наиболее распространенной в России единой тарифной системе (ЕТС) изменяется от 1 (низшая квалификация) до 18 (высшая квалификация). В этой системе все работники не зависимо от категории имеют единую систему оценки квалификации.

В этой системе рекомендуется  присваивать:

  • от 1 до 2 разрядов - неквалифицированным и малоквалифицированным рабочим, МОП, служащим;
  • от 2 до 8 - квалифицированным и высококвалифицированным рабочим и служащим;
  • от 9 до 12 - высококвалифицированным служащим и отдельным рабочим, ИТР и АУП не имеющим специального образования и молодым специалистам, закончившим вузы, но не имеющими практического опыта работы;
  • от 13 до 15 - высококвалифицированным специалистам и специалистам высшей квалификации;
  • от 16 до 18 - руководителям предприятий.

Профессиональный и  квалификационный состав предприятия  зависит от особенностей и сложности  производственного процесса. Основными  факторами, определяющими его являются:

  • уровень механизации и автоматизации производства;
  • тип производства (массовый, серийный и единичный);
  • размеры предприятия;
  • организационно - правовая форма предприятия;
  • сложность и наукоемкость продукции;
  • отрасль и другие.

 Другими  качественными характеристиками трудовых ресурсов являются:

  • образование;
  • возраст;
  • квалификация;
  • профессиональная компетентность;
  • интеллектуальный потенциал.

В современных  условиях к труду работников предъявляются  также более широкие требования, среди которых особое значение приобретают:

  • изобретательность, рационализация, новаторство;
  • разносторонность;
  • быстрое овладение новыми знаниями и постоянное саморазвитие;
  • чувство долга и ответственности;
  • желание трудиться стремление к получению морального удовлетворения от работы;
  • высокая самодисциплина;
  • стремление к профессиональному росту;
  • умение работать в коллективе и др.

 Повышение  качественного уровня трудовых  ресурсов осуществляется путем  разработки и реализации взвешенной  кадровой политики.3

Подготовка  кадров способствует повышению качества рабочей силы и осуществляется на основе профессиональной ориентации и  профотбора, первичного обучения; повышения  квалификации; переподготовки.

 

1.2 Специфика управления персоналом на предприятии торговли

 

 На современном этапе наиболее эффективным оказывается торговый аппарат, а также сферы бизнеса ориентированные не только на увеличение сбыта, но и на нужды рынка. Решение этих вопросов требует коллективной работы, не возможной без поддержки многих сотрудников фирмы и в частности руководства, которое вовлекается в процесс продаж, особенно в критических ситуациях. Грамотное управление персоналом в сфере торговли требует учета всех особенностей труда на предприятии торговли и в сфере малого бизнеса.

Информация о работе Формирование резерва кадров