Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2012 в 14:40, курсовая работа
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты.
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики.
1. Введение
2. Этапы формирования Российского менеджмента
3. Проблемы современного менеджмента
4. Заключение
5. Списки используемой литературы
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.ВИТТЕ
Дисциплина «Основы менеджмента ч.2»
Курсовая работа
Тема: «Формирование российского менеджмента: этапы, проблемы, особенности»
Студента(ки) дистанционной формы обучения
Москва, 2012
Оглавление
1. Введение
2. Этапы формирования Российского менеджмента
3. Проблемы современного менеджмента
4. Заключение
5. Списки используемой литературы
Введение
Менеджмент - это вид деятельности человека, который имеет общие и специфические черты.
Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие "болезни", как: спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж; уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса; отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией; нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва; не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.
В настоящее время важно не "слепое" копирование зарубежного опыта, а творческая переработка и учет специфики позиций современной РФ, а также учет особенностей российской истории предпринимательства. Это важно для анализа современного состояния и проблем развития менеджмента. Современное социально-экономическое состояние характеризуется глобальным кризисом, экономический источник которого - банковская система США. Поскольку США определяет объем мировой валюты, контролирует до 40% мирового потребления энергетических ресурсов, то менеджмент других стран, в том числе и в РФ, в большой степени зависит от современного неформального экономического лидера.
Этапы формирования Российского менеджмента
Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.
Современная наука менеджмента выделяет четыре подхода, которые вписали существенный вклад в развитие теории и практики управления:
1) Подход с позиций выделения различных школ в менеджменте заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь менеджмент рассматривается с четырех различных точек зрения: это школы научного менеджмента, административного менеджмента, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки менеджмента, или количественных методов.
2) Процессный подход рассматривает менеджмент как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
3) В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких, как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
4) Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов менеджмента определяется ситуацией.
Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.
Проблема менеджмента такой огромной страны, как Россия, постоянно была трудным делом и ей пытались заниматься и решать с 18 в.. Следуя литературе, можно перечислить русских экономистов - А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях с 1730 г. по 1740 г.), исключительный русский ученый М.В. Ломоносов, министр П.А. Столыпин. Последний с 1906 г. совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. П.А. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.
В СССР теория менеджмента с поставленной задачей построения социализма принципиально отличалось и связано с именами А.А. Богданова, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, Н.А. Амосова. Главная мысль - классовый подход. В частности, следуя А.К. Гастеву, была сформулирована и обоснована концепция, получившая название "трудовые установки". Внедрением методики трудовых установок в практическую дело занимался Центральный институт труда (ЦИТ).
Поскольку система менеджмента после Великой Отечественной войны начала "пробуксовывать", с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. К сожалению, тот самый опыт менеджмента оказался неудачным.
Под влиянием успехов модельного менеджмента в США, в СССР 1960-ых годах появилась самостоятельная ветвь менеджмента экономикой - экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Это связано с именами академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории менеджмента производством, но она вступала в противоречие с политическими и классовыми основами Советского общества.
Множество последующих реформ связано с очевидными проблемами эффективного менеджмента в СССР. С 1965 г. по настоящее пора, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы менеджмента народным хозяйством. Это:
- Реформа системы менеджмента экономикой 1965 г.
- Реформа системы менеджмента 1979 г.
- Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г.).
Хотя на последнем этапе к реформам подключились специальные комиссии - комиссия под руководством академика А. Г. Аганбегяна, которая предложила три альтернативных варианта перехода к рынку:
-внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
-быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
-создание системы менеджмента на основе регулируемой рыночной экономики.
Этот вариант совершенствования системы менеджмента соответствовал предложениям правительства.
А также другая специальная комиссия под руководством академика С. Шаталина с программой "500 дней", под другим названием "шоковая терапия", результат менеджмента был скорее неудачным, поскольку привел к провальным 90-тым годам.
В настоящее время вследствие глобального кризиса в РФ наблюдается неустойчивость всего механизма менеджмента. Поэтому особенно важно анализировать предыдущий опыт менеджмента в условиях нестабильности и проектирование этого опыта на сегодняшний день и будущий прогноз.
Проблемы современного менеджмента
Причинами отставания российских компаний от зарубежных конкурентов по эффективности управления являются не только, отсталые технологические уклады, но и отсутствие прозрачности бизнеса, недооценка роли постоянного развития и повышения качества всех своих подсистем. Нам представляются наиболее важными следующие аспекты развития менеджмента всех уровней управления:
• повышение прозрачности деятельности и бизнеса за счет перехода на международные стандарты финансовой отчетности и формирование эффективных механизмов контроллинга;
• непрерывное совершенствование стратегии процессов управления, и в первую очередь планирования, организационной структуры, информационных систем, менеджмента качества;
• оптимизация всех внутренних бизнес-процессов;
• усиленное стимулирование инновационных процессов (модернизация всех, и в первую очередь информационных, подсистем, бизнес-процессов и производственного оборудования, разработка новых товаров и услуг);
• постоянная оценка и поощрение компетентных сотрудников, создание условий для максимизации их вклада в развитие соответствующей системы, обеспечение их непрерывного обучения;
• существенное концептуальное изменение видения объектов стратегического планирования персоналом, которое состоит в изменении соотношения между социальным, групповым и индивидуальным. Основными носителями фундаментальных конкурентных преимуществ системы становится не столько труд как социальное явление, сколько отдельный человек или группа людей, являющаяся носителем специфического неотторжимого знания. В современных условиях выигрывают те системы (предприятия), на чьей стороне лучшие создатели и их лучшие исполнители;
• обеспечение безопасности, реализация закона самосохранения системы. В современных условиях на первый план выходят разделы стратегии,связанные с безопасностью и целостностью функционирования (систем) предприятий.
Первая главная проблема российского менеджмента - проблема качества в системе управления.
В России мало людей, имеющих реальный опыт управленческой работы в условиях рыночной экономики. Проблемой российского менеджмента качества заключается в том, что экономические условия в стране отличаются от тех условий, в которых рождались принципы западного менеджмента качества. Говоря другими словами, это инструмент для решений проблем, которые пока не встали перед нашими производителями. А применение инструмента не по назначению приводит к получению иных, нежели ожидаемые, результатов.
Анализ ситуации показывает, что наиболее востребован и плодотворно развивается менеджмент качества на тех предприятиях, которые ориентированы на производство продукции для иностранного потребителя. Будучи географически расположенными в России, они вынуждены играть по западным правилам. Для предприятий, ориентированных на потребителя из нашей страны или ближнего зарубежья, ситуация более свободная: они могут себе позволить применять инструменты обеспечения прибыльности, не связанные с удовлетворенностью покупателя.
В настоящее время российский бизнес становится все более цивилизованным. Откаты как механизм обеспечения заказов и своеобразной лояльности потребителя уходят в тень, теряя свою надежность и привлекательность. Впереди у этого способа управления отношениями с клиентами и поставщиками лишь рост рискованности, а значит, падение уровня приемлемости и применимости. Рынок насыщается товарами и услугами, некоторые его сферы уже практически полностью заняты существующими игроками, и в них весьма высок уровень конкуренции. Предприятиям не остается ничего иного, как искать конкурентное преимущество в индивидуализации своей продукции (услуг), т. е. включаться в борьбу за потребителя.
Еще одна серьезная проблема на пути распространения принципов современного менеджмента качества - это компетентность руководителей предприятий в вопросах собственно управления.
Информация о работе Формирование российского менеджмента: этапы, проблемы, особенности