Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 14:07, реферат

Описание работы

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Содержание работы

Введение..............................................................................стр. 3
Формирование жизненных ценностей и приоритетов....стр. 6
Ценностные ориентации.....................................................стр. 11
Становление профессиональных интересов.....................стр. 14
Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
Заключение...........................................................................стр. 20
Список использованной литературы..................................стр. 21

Файлы: 1 файл

Реферат. Тайм- менеджмент.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Мыслительная деятельность юношей более активна, появляется тяга к обобщениям, поиску общих принципов и закономерностей, стоящих за частными фактами. Широкие умственные интересы в данный период сочетаются с разбросанностью. Иногда юноши склонны преувеличивать свои умственные способности. Н.С. Лейтес отмечает у юношей значительное развитие теоретической мысли. У них развиваются творческие способности, интеллектуальная инициатива, способность ставить проблемы. В этом возрасте ещё больше увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов, в способностях обучаемых.

Студентам же по В.Г. Пэрри свойственны такие стадии мышления:

1. Начальный дуализм - интерпретация  мира авторитарным дуалистическим  образом, для которого характерен  поиск только одной истины, деление  мира на белое и черное, на  добро и зло. Это проявляется  в юношеском максимализме суждений  и резкости поведения;

2. Концептуальный релятивизм  — терпимость по отношению  к множеству соперничающих точек  зрения, возможность рассматривать  одно и то же явление (ситуацию) с разных позиций;

3. Самостоятельно выбранная  позиция и ответственность за  выбор собственных ценностей, взглядов  и своего образа жизни.

На основе формирования понятийного профессионального словаря, усвоения профессиональных знаний и умений к концу обучения в вузе формируется важное психологическое новообразование — профессиональное мышление. В юности и ранней взрослости активно формируется ещё одно когнитивное новообразование - практический интеллект. Основные характеристики практического интеллекта:

1. Предприимчивость —  способность в сложной ситуации  находить несколько вариантов  решений возникшей проблемы. Этому  способствует тренировка вероятностного  мышления, которая заключается в  том, что нужно взять типичную  жизненную проблемную ситуацию  и предложить как можно больше  альтернативных вариантов мышления. Если человек способен выдвигать  до 20 и более альтернатив, то можно  сказать, что он имеет развитое  вероятностное мышление и высокую  предприимчивость;

2. Экономность - способность  найти такой способ решения, который  с наименьшими затратами даст  наилучший результат;

3. Расчетливость - способность  заглядывать вперед, предвидя последствия  тех или иных решений и действий, точно определять результат и  оценивать, чего он может стоить;

4. Умение оперативно решать  задачи - динамическая характеристика  практического интеллекта, проявляющаяся  в количестве времени, которое  проходит с момента возникновения  проблемы до ее практического  решения.

Профессиональное самоопределение на этом этапе соотносится с ситуациями выбора молодыми людьми жизненного пути, перспектив, профессии, определения ими своих жизненных целей, планов, ориентаций. Осознание своего места в подростковый и юношеский период в системе общественных отношений создает предпосылки для реализации своих способностей в дальнейшем. Совпадение желания получить профессию, наличия соответствующих способностей и возможностей её получения закладывает основу обретения взрослой профессиональной идентичности уже в студенческом возрасте. Занятия учебно-профессиональной деятельностью в высшем учебном заведении максимально благоприятствуют возможности обретения взрослой профессиональной идентичности именно в период юношеского возраста. При этом в лучшем положении оказываются те студенты, чья профессиональная мотивация уже развивалась до поступления в вуз, и выбор специальности ими был сделан осознанно.

От первого к четвертому курсу обучения растет и социальная зрелость, и уровень профессионального самоопределения студентов. В то же время соотношение личностной зрелости и профессионального самоопределения неоднозначно. Так, девушки-студентки, в целом, характеризуются более развитыми показателями личностной зрелости: ответственностью, интернальностью, чувством долга и др., в то же время сформированность профессиональной мотивации выше у юношей, что объясняется различием их социальных позиций и социальных ожиданий от психологического будущего. Также студенты лучше ориентируются в своем прошлом и настоящем, чем в будущем, относятся к будущему более тревожно и их жизненные планы более дифференцированы для ближайшего будущего, в пределах года.

Тем не менее, не менее важную роль играет характеристика самой деятельности, соотношение деятельности и человека, в которых соответственно в центр ставится человек, если деятельность подбирается к человеку, либо деятельность, если человек обучается этой деятельности. Первый – оригинальность. Второй соответствен студентам-выпускникам: когда знаний в определённой деятельности недостаточно, а опыта мало.

 

5. Профессиональные и личные цели и ценности.

Ценности придают смысл деятельности, жизни, - это сетка координат профессиональной карьеры.

Понятие "ценность" пришло в психологию из философии (аксиологии) и социологии. Ценности возникают и рассматриваются в отношениях человека к окружающему миру, к другим людям. Личность смотрит на мир через призму своих ценностей, выражая пристрастное к нему отношение.

С позиций представлений о личности как о целостной структуре обозначается общий контекст выделения ядра этой структуры. Л.И. Божович отмечает, что "целостная структура личности определяется, прежде всего, ее направленностью". В основе направленности лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека иерархическая система мотивов, которая и обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Направленность личности может проявляться в разных сферах ее жизни и деятельности. Однако, наиболее глубокой, фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношения человека к себе и обществу. Ориентация на себя или на других определяет разное личностное развитие.

Анализ строения личности, проведенный Н.И. Непомнящей, с позиций целостного подхода привел к выделению важнейшей "обобщенной формой фиксации личностного опыта, а именно, "ценностности". Н.И. Непомнящая подчеркивает тот факт, что ценностность обладает большей обобщенностью, чем соответствующие ей потребности, мотивы, интересы, так как отражает наиболее общие для данного человека отношения к миру. "Ценностность включает взаимосвязь выделенности, то есть избирательной значимости для субъекта определенной стороны действительности и содержания образа Я".

Ценность - один из компонентов психологической структуры личности. Она характеризует сферу действительности, наиболее значимую для субъекта, определяет содержательные особенности других компонентов психологической структуры личности, особенности ее развития.

Регулирующая функция ценностей выражается в том, что при определенном соотношении регуляторных качеств образов значимых других, которые наполнены для индивида ценностным содержанием, возникает такая ситуация, когда субъект принимает жизненно важную цель, цель продуктивной активности, захватывающую и моменты самоизменения, роста личности. В дальнейшем ценности в совокупности с идеалами становятся звеньями процесса саморегуляции личности, исходным пунктом личностного развития.

Профессиональные ценности, ценности образования могут быть приняты студентом с опорой на их носителей - педагогов. Направленность продуктивной активности существенным образом может определяться тем, насколько сами педагоги выступают в качестве носителей тех сторон культуры, профессии и жизни в целом, которые могут стать субъектно представленными ценностями студентами, их референтности для личностной сферы студентов.

Ни один ветер не будет попутным,

если не знаешь, куда плыть.

Как корабль назовется, так корабль поплывет.

Многие люди думают, что самое важное для их успеха как личностей - это понять что-то. Понять суть теории, понять новую концепцию, даже прочитать и понять, как нужно "правильно действовать" - предполагая, что это понимание нового даст им все необходимое.

Всех нас в школах и институтах обучали тому, что знание - это сила. А прочие нематериальные понятия и характеристики собственной личности не затрагивались вовсе. И, соответственно, их наличию или культивации не уделяется внимания. Это - основная причина того, что у нас очень много людей с развившимся интеллектом, и очень мало людей самореализовавшихся, еще меньше людей самореализовавшихся разносторонне.

Немногие сознают, что понимание - это лишь часть дела. Для успешной самореализации нужно гораздо больше. Личность, ориентированная на самореализацию, постоянно сталкивается с тремя главными бичами. Это: страх (действовать), сомнение (в собственных силах, в терминах коучинга - ресурсах) и беспокойство (за будущее). Все эти три бича в разной степени знакомы большинству из нас. Кто-то от природы мало подвержен этим бичам или какому-то из них. И эти люди и добиваются такого, о чем большинство только мечтает, да и то мечтает недолго, а придумывает себе сотню оправданий, чтобы было не так обидно.

Возможно проводить осознанную работу над этими тремя бичами в процессе работы над собственными целями. Первое - максимально снизить риски будущих действий. Второе - создать резервы в важных областях жизни для минимизации страха ошибиться. И третье - созидание поддерживающей структуры на период действий. Необходимо подумать о препятствиях, которые могут возникнуть на пути к цели.

Цель представляет собой будущий результат, отражает представления человека о своем будущем, для достижения которого он планирует что-то сделать сегодня. Представления человека о будущем связаны с его желанием или нежеланием, идентичностью, самоактуализацией. Человек ставит цели для того, чтобы оказаться в желаемом будущем. Чтобы достичь желаемого будущего, цели должны быть ясные, четкие, сформулированные в позитивном ключе и в форме конкретного результата. Важно иметь представление о том, что человеку даст знать, что цель достигнута. Для прояснения целей, можно обсудить вопросы:

Как вы представляете себе завтрашний день? Ближайшее будущее? Будущее достаточно отдаленное?

Как вы представляете себя в 20, 30, 40 лет?

Чего бы вы хотели достичь в жизни: в ближайшем будущем, в далеком будущем?

Перечислите пять важнейших жизненных целей, которых вы хотите достичь в жизни.

Значимые аспекты работы над собственными целями:

Осознать реалии сегодняшней ситуации, определить точку, в которой человек находится относительно обозначенной цели. Рассматривая весь опыт, который его в эту точку привел - достижения и ошибки, принять их.

Создание творческой атмосферы генерирования идей, возможностей реализации своих целей.

Создание условий для обретения веры в себя, свои возможности, способности.

Замечать все свои успехи, ценить себя, уважать. "Давайте похвастаемся тем, что мы сделали за время, пока не виделись!" (сначала может этого и не быть, затем появляются мелочи и т.д.)

Достигать - нельзя останавливаться!

Не сдаться, не подменять цели (пусть хоть маленькими шагами).

Достигнешь - и как ты с этим будешь жить?

Базовые условия для изменений:

1.      Осознанная потребность в изменениях.

2.      Понимание текущей ситуации.

3.      Ясность в отношении того, что менять и на что.

4.      Четкое видение последствий.

5.      Создание плана конкретных действий.

6.      Оценка.

Человек оценивает свой результат в зависимости от своей самооценки. Человек с высокой самооценкой стремится к высокому результату, бывает разочарован тем, что ему удалось достичь. При оценке своих способностей как скромных, получив сравнительно средний результат, человек может оценивать его как высокий применительно к самому себе. Человек оценивает результат в зависимости от того, сколько усилий и времени он потратил на его достижение. Если потрачено столько усилий и времени, сколько является соразмерным полученному результату, то человек испытывает удовлетворение. Если потрачено меньше, человек может испытывать радость от неожиданной радости. В случае, когда потрачено очень много усилий, времени, человек чувствует не только удовлетворение, но и усталость, разочарование.

 

Заключение

Проблема исследования профессиональных и личных ценностей является актуальной, так как, во-первых, нет единого подхода к трактовке понятия профессиональных ценностей; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях и поступках людей.

Именно через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми мотивами деятельности и превратиться в убеждения.

Развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Ценность не существует в пространственно-временной, каузальной действительности, однако ее значение, ее идеальное долженствование уже свидетельствует о том, что она значима для человека, должна представлять его цель.

Оценка социального бытия должна производиться по-иному, в частности, с учетом того, насколько ценностная ориентация человека соответствует истинному человеческому бытию, в каком направлении движется человек, на какую ценностную систему он опирается в своей деятельности.

Так как ценность значима лишь для человека, так как лишь он видит ее и вносит ее в действительность, осуществляет ее, то связь человека и ценности не нужно представлять таким образом, как будто ценность создана человеком произвольно или представляет собой простое выражение его общественно-исторического положения. Говорить о ценности, искать ее можно лишь

Чтобы добиться хороших результатов, выбирая профессии типа «человек -- человек», необходимо обладать некоторыми важными качествами и способностями, основными из которых являются организаторские и коммуникативные.

У представителей профессиональной группы «человек-человек» приоритетными являются общечеловеческие ценности, такие как забота о других людях, стремление к общению и взаимодействию с людьми, стремление к личностному росту.

 

 

Список использованной литературы

  1. http://xreferat.ru/78/1642-1-formirovanie-zhiznennyh-cennosteiy-i-prioritetovr.html
  2. http://vu.tuit.uz/?go=clectures/view/43/lecture/661&ajax
  3. http://www.tsogu.ru/university/subdivisions/teachworkdep/kurator/kurator-studentu/professionalnye-i-lichnye-tseli-i-tsennosti/
  4. http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00127390_0.html

 

 


Информация о работе Формирование жизненных ценностей и приоритетов