Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение принципов и выделение особенностей формирования финансовой стратегии предприятия, а также изучение методики формирования стратегии.
В рамках поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определяется место финансовой стратегии предприятия в его общей стратегии.
2. Рассматриваются основные составляющие финансовой стратегии предприятия.
3. Обобщается инструментарий формирования финансовой стратегии.

Содержание работы

Введение
1. Виды и особенности формирования финансовой стратегии предприятия
1.1 Место финансовой стратегии в общей стратегии предприятия
1.2 Принципы и особенности формирования финансовой стратегии предприятия
1.3 Последовательность разработки финансовой стратегии предприятия
2. Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»
2.1 Методика и инструменты формирования финансовой стратегии
2.2 Анализ формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл».
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

11.docx

— 47.46 Кб (Скачать файл)

- организацию и ведение  финансового учета предприятия  и сегментов деятельности на  основе действующих стандартов;

- составление финансовой  отчетности по предприятию и  сегментам деятельности в соответствии  с действующими нормами и правилами  с соблюдением требований стандартов;

- финансовый анализ деятельности  предприятия и его сегментов  (приоритетных хозяйственных и  географических сегментов, прочих  сегментов в составе нераспределенных  статей);

- финансовый контроль  деятельности предприятия и всех  его сегментов.

Финансовая стратегия - это  генеральный план действий предприятия, охватывающий формирование финансов и  их планирование для обеспечения  финансовой стабильности предприятия  и включающий в себя следующее:

- планирование, учет, анализ  и контроль финансового состояния;

- оптимизацию основных  и оборотных средств;

- распределение прибыли.

Важным условием определения  периода формирования финансовой стратегии  предприятия является предсказуемость  развития экономики в целом и  конъюнктуры тех сегментов финансового  рынка, с которыми связана предстоящая  финансовая деятельность предприятия, - в условиях нынешнего нестабильного (а по отдельным аспектам непредсказуемого) развития экономики страны этот период не может быть слишком продолжительным  и в среднем должен определяться рамками 3 лет. Условиями определения периода формирования финансовой стратегии являются также отраслевая принадлежность предприятия, его размер, стадия жизненного цикла и другие.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов, с помощью которых  определяются, например, направления  распределения прибыли. Такой подход успешно используется в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется  при выполнении следующих условий:

1) при взаимном уравновешивании  теории и практики финансовой  стратегии;

2) при соответствии финансовых  стратегических целей реальным  экономическим и финансовым возможностям  через жесткую централизацию  финансового стратегического руководства  и гибкость его методов по  мере изменения финансово-экономической  ситуации. [5; 104]

1.3 Последовательность разработки  финансовой стратегии предприятия

Разработка финансовой стратегии  предприятия состоит из нескольких этапов. С самого начала необходимо определить, на какой срок формируется  финансовая стратегия. В зависимости  от срока стратегии зависят и  цели финансовой деятельности, и степень  проработки финансовых планов. Долгосрочная финансовая стратегия описывает  принципы образования и использования  доходов, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования. Краткосрочная финансовая стратегия  разрабатывается в рамках долгосрочной финансовой стратегии, детализирует ее и описывает текущее управление финансовыми ресурсами. Долгосрочные и среднесрочные финансовые стратегические планы на 3-5 лет формируются в  укрупненном виде, а краткосрочные  финансовые планы на год прорабатываются  с большой степенью детализации.

Следующим этапом разработки финансовой стратегии следует определить цели финансовой деятельности. Финансовая стратегия является функциональной по отношению к корпоративной  стратегии компании, следовательно, она должна быть включена в структуру  общих стратегических целей компании. Как известно, главная финансовая цель - максимизация рыночной стоимости  при минимизации риска. Такая  цель может определяться как в  абсолютных, так и в относительных  показателях. Главная цель достигается, если у предприятия достаточно финансовых ресурсов, оптимальная рентабельность собственного капитала, сбалансированная структура собственного и заемного капитала. Главная финансовая цель детализируется на финансовые подцели, например:

- прибыль;

- величина собственного  капитала;

- рентабельность собственного  капитала;

- структура активов;

- финансовые риски.

Каждая цель должна быть четко сформулирована и выражена в конкретных показателях, например:

- рентабельность продаж;

- финансовый рычаг (соотношение  собственного и заемного капитала);

уровень платежеспособности;

- уровень ликвидности.

Разработка финансовой стратегии  подразумевает разработку не только целей, но и разработку плана действий по достижению этих целей. Руководство  компании должно знать, как текущая  ситуация соотносится со стратегическими  целями компании. Необходимо регулярно  контролировать достижение стратегических целей. Для контроля осуществления  стратегии стратегические цели разбиваются  на конкретные стратегические задачи, решить которые нужно в определенный период времени. Контроль достижения стратегических целей осуществляется путем решения  тактических задач. Установленные  финансовые цели группируются по направлениям, образуя финансовую политику предприятия.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия осуществляется по следующим этапам, представленным на рис.2:

Рис. 2. Основные этапы организации процесса разработки финансовой стратегии предприятия

Определение общего периода  формирования финансовой стратегии  зависит от ряда условий. Главным  условием его определения является продолжительность периода, принятого  для формирования общей стратегии  развития предприятия - так как финансовая стратегия носит по отношению  к ней подчиненный характер, она  не может выходить за пределы этого  периода (более короткий период формирования финансовой стратегии допустим).

Исследование факторов внешней  финансовой среды и конъюнктуры  финансового рынка предопределяет изучение экономико-правовых условий  финансовой деятельности предприятия  и возможного их изменения в предстоящем  периоде. Кроме того, на этом этапе  разработки финансовой стратегии анализируется  конъюнктура финансового рынка  и факторы ее определяющие, а также  разрабатывается прогноз конъюнктуры  в разрезе отдельных сегментов  этого рынка, связанных с предстоящей  финансовой деятельностью предприятия.

Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия  ставит своей целью повышение  уровня благосостояния собственников  предприятия и максимизация его  рыночной стоимости. Вместе с тем, эта главная цель требует определенной конкретизации с учетом задач и особенностей предстоящего финансового развития предприятия.

Конкретизация целевых показателей  финансовой стратегии по периодам ее реализации обеспечивает динамичность представления системы целевых  стратегических нормативов финансовой деятельности, а также их внешняя  и внутренняя синхронизация во времени.

Разработка финансовой политики по отдельным аспектам финансовой деятельности - это наиболее ответственный этап. В отличие от финансовой стратегии  в целом, финансовая политика формируется  лишь по конкретным направлениям финансовой деятельности предприятия, требующим  обеспечения наиболее эффективного управления для достижения главной  стратегической цели этой деятельности.

Разработка системы организационно-экономических  мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии предусматривает  формирование на предприятии «центров ответственности» разных типов; определение  прав, обязанностей и меры ответственности  их руководителей за результаты финансовой деятельности; разработка системы стимулирования работников за их вклад в повышение  эффективности финансовой деятельности и т.п.

Оценка эффективности  разработанной финансовой стратегии  является заключительным этапом разработки финансовой стратегии предприятия.

Таким образом, разработка финансовой стратегии по наиболее важным аспектам финансовой деятельности позволяет  принимать эффективные управленческие решения, связанные с финансовым развитием предприятия.

2. Формирования финансовой стратегии  нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»

Охватывая все формы финансовой деятельности предприятия, а именно: оптимизацию основных и оборотных средств, формирование и распределение прибыли, денежные расчеты и инвестиционную политику, финансовая стратегия исследует объективные экономические закономерности рыночных отношений, разрабатывает формы и способы выживания и развития при новых условиях.

Схема разработки финансовой стратегии  предприятия представлена на рисунке 3. [2; 87.]

Рисунок 3. Разработка финансовой стратегии  предприятия

2.1 Методика и инструменты формирования финансовой стратегии предприятия

Разработке финансовой стратегии предприятия предшествует анализ финансового состояния предприятия. Финансовый анализ на предприятии состоит  из собственно анализа, синтеза и  выработки мер по улучшению финансового  состояния предприятия. Основными  исполнителями финансового анализа  на предприятии должны быть финансовые менеджеры.

Оптимизация основных и  оборотных средств предполагает то, что финансисты выбирают вариант использования имеющихся фондов: на приобретение основного капитала или увеличение текущих активов, или сокращение пассива, или на уплату собственникам. При принятии решения необходимо сравнить стоимость нового капитала с дополнительной стоимостью или с размерами сокращения расходов, к которому приведет его использование.

Распределение чистой прибыли  может быть осуществлено посредством  образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления  и резервного фонда либо непосредственным её распределением по отдельным направлениям. В первом случае предприятие должно составить сметы расходования фондов потребления и накопления в виде дополнения к финансовому плану. Во втором случае распределение прибыли  отражается непосредственно в финансовом плане.

Налоговое планирование означает совокупность плановых действий, объединенных в систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и  минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического  планирования организации.

Политика в области  ценных бумаг определяет основные направления  фондового инвестирования. Совокупность инвестиций предприятий в ценные бумаги образует портфель ценных бумаг  или инвестиционный портфель.

Внешнеэкономическая деятельность фирмы - это одна из сфер её хозяйственной  деятельности, связанная с выходом  на внешние рынки и функционированием  на внешних рынках.

Оптимизацией безналичных  расчетов занимается финансовая служба предприятия, которая влияет на выбор  форм расчетов исходя из задач ускорения  платежей, минимизации нежелательной  задолженности, воздействия на поставщиков  при нарушении условий контрактов.

Конкретные возможности  ценообразования в значительной степени предопределяют финансовую политику фирмы. Цена является объектом энергичной конкуренции, результаты которой  во многом предопределяют и финансовые итоги рыночной деятельности.

Формирование и реализация финансовой стратегии как основы финансового планирования предприятия  базируются на использовании инструмент

финансового управления (финансовый анализ, бюджетирование, финансовый контроль);

- рынка финансовых услуг  (факторинг, страхование, лизинг).

Финансовая стратегия  включает в себя методы и практику формирования финансовых ресурсов, их планирование и обеспечение финансовой стойкости предприятия. Всесторонне  учитывая финансовые возможности предприятий, объективно оценивая характер внешних  и внутренних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся  на рынке. Финансовая стратегия предусматривает  определение долгосрочных целей  финансовой деятельности и выбор  наиболее эффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны подчиняться  общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости  предприятия.

В процессе разработки финансовой стратегии особое внимание отводится  производству конкурентоспособной  продукции, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости  продукции, формированию и распределению  прибыли, эффективному использованию  капитала и т. п. [7]

2.2 Анализ формирования  финансовой стратегии нефтяной  компанией ОАО «ЛУКойл»

Фирма создана в 1991 г. «на  обломках» рухнувшей административно-командной  системы управления народным хозяйством. Вместе с ней была ликвидирована  централизованная интегрированная  схема управления нефтегазовым комплексом [8].

Хотя отдельные звенья технологической цепочки подчинялись  отдельным ведомствам (Миннефть, Миннефтехимпром, Комитет по нефтепродуктам, Миннефтегазстрой), все нити управления нефтегазовым комплексом сходились в Госплан СССР, где разрабатывались плановые балансы добычи, переработки и распределения нефти и нефтепродуктов по установленным сверху ценам. Распад СССР и разрушение интегрированной схемы управления нефтегазовым комплексом болезненно сказались на его развитии. Резко снизились объемы добычи и переработки нефти, нарушились сложившиеся десятилетиями производственно-хозяйственные и транспортные связи.

Необходимость перестройки  многопродуктовых отраслей добычи, переработки и сбыта в интегрированную отрасль, охватывающую весь спектр продукции комплекса («от скважины до бензоколонки») стала особенно острой. Только такая перестройка создавала условия для рационального использования невозобновляемых ресурсов. В соответствии с этой концепцией в начале 90-х годов в ходе приватизации и акционирования были образованы самостоятельно функционирующие вертикально интегрированные нефтяные компании. Одним из первых предприятий такого типа была компания «ЛУКойл».

В настоящее время в  состав ОАО «ЛУКойл» входят 7 нефтедобывающих объединений, два НПЗ, 8 крупных региональных сбытовых предприятия. Филиалы, совместные и дочерние предприятия компании работают более чем в 30 регионах России и 16 иностранных государствах. Сегодня «ЛУКойл» контролирует почти пятую часть нефтяного рынка России, имеет широкое представительство на рынках в государствах СНГ и странах Балтии.

Спектр деятельности фирмы  очень широк. Это геологоразведка  и подготовка запасов, добыча нефти, её транспортировка на отечественные  НПЗ, переработка нефти и производство нефтепродуктов, поставки нефти и  нефтепродуктов российским потребителям и на экспорт [].

Кроме основной производственной и финансово-хозяйственной деятельности в перечисленных выше областях, «ЛУКойл» осуществляет формирование рациональной с ее точки зрения рыночной инфраструктуры путем включения в состав компании в качестве дочерних предприятий акционерных банков, торговых домов, специализированных машиностроительных предприятий, геологоразведочных организаций, научно-исследовательских центров, финансово-инвестиционных компаний, акционерных страховых обществ. Масштабы деятельности фирмы на российском нефтяном рынке представлены в табл. 7.2.1 [10].

Информация о работе Формирования финансовой стратегии нефтяной компанией ОАО «ЛУКойл»