Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Мотивация сотрудников является одним из самых главных вопросов руководителей и менеджеров по персоналу уважающих себя компаний. Что движет людьми, пришедшими в компанию? Какие цели - личные и профессиональные - они преследуют? Чем можно их заинтересовать? Считается, что в основе поведения всегда лежит мотивация, за исключением деятельности, основанной на безусловных рефлексах. Очевидно, что цели организации существенно отличаются от целей ее работников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

1. МОТИВАЦИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………..……………………..4
1.1. Сущность мотивации, ее виды и структура……………………………...…4
1.2. Мотивационные модели: содержательные и процессуальные……………6

2. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА КАК ЭЛЕМЕНТЫ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ……..…………………………..9
2.1. Стратегии управления человеческими ресурсами фирмы………………...9
2.2. Способы мотивации, факторы и принципы их воздействия на поведение людей……………………………………………………………………….…….10
2.3. Сущность экономической мотивации…………………………………..…16
2.4. Стимулирование труда как метод экономической мотивации……….....17

3. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ………...…………………………………….......21
3.1. Мотивация как функция управления туристической фирмой…………...21
3.2. Формы и методы стимулирования работников туристической фирмы…22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………...………………………28

Файлы: 1 файл

Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия.docx

— 101.99 Кб (Скачать файл)

При таком подходе ни один человек не принимает решения, кому сколько платить. Платит посредник  – система. Когда она платит, руководитель уходит от конфликта.

У руководителя компании встречается  еще два вида ситуаций, требующих  решений о стимулировании труда  и трудно поддающихся регламентации, - работа инновационных групп и вознаграждение генеральных директоров.

Под инновацией в данном случае имеется в виду разработка нового продукта, запуск нового бизнеса, освоение новой технологии работы, освоение нового рынка и другая новая, неизвестная работа, до сих пор  не выполняемая никем в организации, поэтому и стимулирование в ней  происходит по другим критериям, чем в обычной деятельности.

Изобретены различные  методы компенсации, побуждающие людей  работать за скромное вознаграждение, пока результаты не достигнуты, обещая, однако, большую награду в будущем. Традиционно человеку, успешно разрабатывающему новый продукт или развивающему новый рынок, на котором можно будет построить новый бизнес, обещают пост главы этого нового предприятия с соответствующим вознаграждением. Награда может быть очень крупной, однако обязательство связывает компанию только в случае успеха. Другой метод: обещать долю участия в прибылях (при возможности закрепления такого права в законодательном порядке). В любом случае следует помнить об одном: люди, берущие на себя инновационную задачу, рискуют. Наниматель, т.е. предприятие в целом должно разделять их риск, это означает, что им должно быть гарантировано возвращение на прежние места с прежним тарифом.

Сложность стимулирования труда  директората порождена несовпадением  целей собственника – увеличение стоимости компании и реально  нанятого управленца – генерального или любого другого директора. Такой  менеджер будет работать менее упорно, опаздывать, раньше уходить. Или выбивать для себя привилегии и льготы –  право ездить на шикарных машинах, на большие представительские расходы  и т.п. Или же искать популярности у своих партнеров, предоставляя им значительные скидки и соглашаясь на их требования. Это все есть результат  отделения управления компании от ее собственности. Выхода из этой ситуации три:

—   во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;

—   во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;

—   в-третьих, практиковать прямой контроль собственников – постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику.

Фактически для вознаграждения управляющего существуют схемы двух видов: либо вознаграждение менеджера  напрямую связывать с котировкой стоимости компании, либо с получаемой прибылью.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

По изложенному материалу  сделаны следующие выводы:

Главные рычаги мотивации  – мотивы и стимулы. Мотив – внутренняя побудительная сила, связанная с удовлетворением потребностей индивида. Стимул – более узкое понятие, чем мотив, подразумевающее материальную заинтересованность индивида в результатах своего труда.

Мотивация представляет собой  важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного  поведения людей по достижению собственных  целей и целей предприятия.

Выделяют трудовую, предпринимательскую  и хозяйственную мотивации. Трудовая мотивация побуждает человека к  удовлетворению своих потребностей посредством трудовой деятельности. Предпринимательская отличается целевой  направленностью, увеличением степени  риска при стремлении к удовлетворению потребностей, зависимостью от внешней  среды. Хозяйственная мотивация  объединяет эти две формы.

В теории мотивации выделяют категории «внутренняя» (естественная)  и «внешняя» (экономическая) мотивация. Мотивацию можно назвать внутренней, когда мотивы порождаются самим человеком, внешней, когда они возникают под влиянием внешнего субъекта.

Современные теории мотивации  подразделяются на содержательные и процессуальные. Содержательные теории основываются на определении потребностей и идентификации мотивов личности, побуждающих людей действовать вполне определенным образом. Процессуальные теории не оспаривают, что человек действует на основе мотивов и для удовлетворения потребностей, но сосредотачивают свое внимание на поведении людей с учетом их воспитания и познания

Наиболее известными содержательными  теориями мотивации являются теории А. Маслоу, Д. Мак-Клелланда и Ф. Герцберга. Среди процессуальных теорий мотивации наибольшую известность получили теория ожидания, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.

Для управления труда персонала  предприятия используют два различных  подхода к управлению, разработанных  Д. Макгрегором: “Теория X” и “Теория Y”. “Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам. “Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.

Выделяют следующие параметры  работы, которые влияют на “психологическое состояние”, определяющее отношение  людей к работе: разнообразие умений и навыков, целостность работы, важность работы, автономия, обратная связь.

Соответственно, для того чтобы стимулировать внутренней мотивации подчиненных необходимо совершенствование следующих параметров работы: повышение разнообразия умений и навыков, повышение целостности  работы, повышение важности работы, увеличение автономии, усиление обратной связи.

Внешняя (экономическая) мотивации труда основана на экономическом поощрении труда работников. Задача менеджера, в случае применения экономической мотивации, заключается в разработке премиальной схемы выплат за производительность, системы сдельной оплаты или трудовых соглашений.

Стимулирование труда  является одним из методов экономической  мотивации. Выделяют две формы стимулирования труда: материальное и нематериальное стимулирование.

Материальное стимулирование труда - совокупность форм и методов  обеспечения и повышения материальной заинтересованности работников в достижении определенных индивидуальных и коллективных результатов.

Различают денежное и неденежное материальное стимулирование.

Материальное денежное стимулирование - материальное стимулирование, регулирующее поведение людей на основе использования  различных видов денежных поощрений  и санкций.

Материальное денежное стимулирование проявляется в следующих формах: заработная плата, бонусы, участие в  акционерном капитале, участие в  прибыли, дополнительные выплаты.

Материальное неденежное стимулирование – это материальное стимулирование работников, основанное на использовании тех благ, которые являются дефицитными или не могут приобретаться за деньги. Оно включает в себя: льготное кредитование, стипендиальные программы и обучение в организации, медицинское обслуживание и страхование, программы жилищного строительства, программы, связанные с воспитанием и обучением детей.

Нематериальное стимулирование труда включает в себя:

- моральное стимулирование (вручение наград, грамот, вымпелов, размещение фотографий на досках  почета, публичные поощрения);

- стимулирование свободным  временем;

- организационное стимулирование (наличие творческих элементов  в труде, возможность участия  в управлении, продвижение по  службе, творческие командировки).

Что касается мотивации и  стимулирования персонала туристической  фирмы, то главная роль здесь отводится  работе менеджера, который должен:

—   Во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Эти критерии, сведенные воедино, формируют у него какую-то свою, личную философию, представляющую собой основу для выбора им своего поведения;

—   Во-вторых, создать атмосферу благоприятную для мотивации сотрудников;

—   В-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей (эффективно), он должен четко себе представлять, что от него ждут. 

Для отождествления  интересов работника и предпринимателя применяются три эффективные системы, призванные стимулировать наемного работника:  

1. Тарифная система (отношения специалист – работодатель);

2.  Контрактная (результирующая) система (отношения исполнитель – менеджер)

система участия в прибылях (отношения член организации –  собственник)

В целях оценки качества труда работника руководителем  предприятия проводится периодическая  аттестация работника. Результаты данной аттестации, а также сложность  выполняемых работником функций  учитываются при определении  размера оклада данного работника. 

Для стимулирования труда  инновационных групп используют обещание большего вознаграждения в  будущем (например, пост главы нового предприятия с соответствующим  окладом или доля участия в  прибылях). 

Стимулирование труда  директората решается тремя путями:

—   во-первых, поставить вознаграждение управляющего в зависимость от результатов его деятельности;

—   во-вторых, наладить непрямой дисциплинарный контроль;

в-третьих, практиковать прямой контроль собственников – постоянное слежение за функционированием компании, жесткую кадровую политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.     Агамирова Е.В. Управление персоналом в туризме и гостинично-ресторанном бизнесе: Практикум. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2006. – 176 с.;

2.     Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Практикум / Н.И. Кабушкин, В.И. Малашенко. – Мн.: БГЭУ, 2005. – 137 с.;

3.     Оганесян И.А. Управление персоналом организации.- Мн.: Амалфея, 200. – 256 с.;

4.     Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы. - М.: Экономика, 1993;

5.     Смирнов В.С. Менеджмент в туризме: Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 331 с.;

6.     Управление персоналом: Учебное пособие / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: ИП "Экоперспектива", 2000. – 320 с.;

7.     Эффективный менеджер: Мотивация вашего коллектива./ Учебное пособие “The Open University”, 1999;

8.     Мисникова Л.В. Мотивация труда: виды, направления гармонизации.// Белорусский экономический журнал. 2004 г. № 2.

 


Информация о работе Формы и методы стимулирования труда персонала предприятия