Формы организации инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.
Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...
3
Теоритические основы организации инновационной деятельности
на предприятии………………………………………………………………….
Содержание понятия «инновация»………………………………………..

5
5
1.2 Классификационные признаки инноваций и их функции……………….
11
1.3 Организация инновационной деятельности на предприятии……………
13
2. Анализ инновационного развития ОАО «Бузулук-мука»…………………
2.1 Общая характеристика ОАО «Бузулук-мука»……………………………
16
16
2.2 Анализ продукции ОАО «Бузулук-мука»………………………………..
19
2.3 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО
«Бузулук-мука»…………………………………………………………………

20
Рекомендации по совершенствованию инновационной
деятельности предприятия ОАО «Бузулук-мука»……………………………

25
Заключение……………………………………………………………………...
29
Список использованных источников…………………………………

Файлы: 1 файл

К.р. Формы организации инновационной деятельности.docx

— 79.80 Кб (Скачать файл)

Для раскрытия относительно сильных и слабых сторон компании составим SWOT-анализ, который иначе называют еще матрицей первичного стратегического анализа. Он поможет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы.

Сильные стороны (Strengths) - преимущества организации;

Слабости (Weaknesses) - недостатки организации;

Возможности (Opportunities) - факторы  внешней среды, использование которых  создаст преимущества организации  на рынке;

Угрозы (Threats) - факторы, которые  могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

Применение SWOT-анализа позволит систематизировать всю имеющуюся информацию и, видя ясную картину «поля боя», принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса.

Сильные стороны:

  • высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия;
  • высокое качество выпускаемой продукции;
  • современная упаковка (по некоторым видам продукции);
  • положительный имидж предприятия;
  • наличие собственной сбытовой сети;
  • ОАО «Бузулук-мука» традиционно берет на себя доставку своей продукции до розничных торговых точек по 150 маршрутам в Бузулуке и прилегающих к Бузулуку районах Оренбургской области;
  • надежные связи с поставщиками;
  • хорошая репутация у покупателей;
  • в интересах малоимущих слоев населения выпускается из муки второго сорта новый сорт хлеба «Урожайный»;
  • широта ассортимента;
  • высокая производственная мощность;
  • дипломы и призовые места в конкурсах «Лучшие товары России» и «Лучшая продукция Оренбургской области»;
  • лидирующие позиции на рынке;
  • новые здания и сооружения;
  • большая территория предприятия.

Слабые стороны:

  • низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия;
  • сезонная текучесть кадров;
  • возрастание себестоимости продукции;
  • не развитая инновационная деятельность в компании;
  • не использование инновационного потенциала предприятия;
  • недоиспользование производственных мощностей.

Возможности:

  • снижение издержек и улучшение качества за счёт автоматизации и механизации производства;
  • разработка и продвижение новых товаров и ассортиментных групп;
  • выход на новые рынки или сегменты рынка;
  • государственная политика и поддержка инновационной деятельности;
  • совершенствование в сфере инноваций;
  • сокращение некоторых видов расходов за счет инновационной деятельности;
  • объединение с другими предприятиями.

Угрозы:

  • влияние финансового кризиса;
  • активизация сетей влечёт за собой сложности по формированию полноценной продуктовой линейки продукции ОАО «Бузулук-мука» на полках. В настоящий момент доля товарооборота по хлебобулочной группе в торговых точках данного типа составляет около 42,7% от общего оборота, по бисквитно-кремовой группе - 73,9% от общего оборота;
  • производство хлебобулочной продукции «ближе к покупателю» - выпечка в супермаркетах;
  • конкурирующие предприятия, которые для удержания и развития своей доли предлагают торговым точкам работу через различные акции, бонусы и скидки, копируя ассортимент ОАО «Бузулук-мука»;
  • обострение ценовой конкуренции за счёт увеличения предлагаемых скидок, условий поставки продукции;
  • отраслевые риски: риск цен на сырьё (зерно), на хлеб и хлебобулочные изделия;
  • инфляция: основным риском для общества, связанным с инфляцией, является увеличение на затраты бисквитно-кремовой продукции;
  • повышение цен на сырьевую базу, что значительно повлияет на ценовой диапазон конечного продукта;
  • качество основного сырья;
  • влияние сетевой розницы;
  • неплатёжеспособность сетевых магазинов и как следствие - закрытие данных торговых организаций;
  • возможность появления новых конкурентов;
  • старение оборудования предприятия;

Swot - анализ показал, что  сильной стороной предприятия  является широко распространенный и известный бренд ОАО «Бузулук-мука» не только в Бузулукено и в области. Продукция ОАО«Бузулук-мука» отличается от продукции конкурентов прежде всего своим качеством, большим разнообразным ассортиментом, своей доступностью. Для того, чтобы угрозы развития конкурентов не снизили силу бренда, необходима постоянно рекламная поддержка и возможность создания союза или общества пекарей с выгодными условиями для ОАО «Бузулук-мука».

Следовательно, для ОАО  «Бузулук-мука» необходимо работать над усилением позиций бренда с одновременным решением слабых сторон и развитием инноваций на предприятии.

 

 

3. Рекомендации  по совершенствованию инновационной  деятельности предприятия ОАО  «Бузулук-мука»

 

Развитие инновационной  деятельности - одно из основных путей  получения высокого уровня прибыли. Инновационная деятельность способствует и формирует положительный имидж предприятия в целом, повышает все его хозяйственно-экономические показатели. Для того чтобы сократить негативные процессы, ухудшающие развитие инновации, на рассмотренном предприятии необходимо реформировать инновационную политику, под которой понимается комплекс, мероприятий касающихся стимулирования разработки, управления, реформирования и контроля процессов инновационной деятельности в сфере техники, производства и персонала.

Инновационная политика должна основываться на приоритетах экономической политики, включая в себя:

  • законодательную базу регулированной деятельности;
  • систему стимулирования инновационного персонала;
  • создание научной инфраструктуры.

Для создания благоприятного инновационного климата на наш взгляд, необходимы следующие меры:

  • разработка концепции развития инновационной деятельности;
  • формирование нормативно-правовых основ инновационной деятельности;
  • информационное обеспечение в виде единого и доступного инновационного банка данных;
  • развитие образования и подготовка кадров для инновационной деятельности.

В целях совершенствования  управления инновационными процессами на предприятии необходима систематизированная  программа действий руководителей с чётким указанием конкретных целей, ресурсного обеспечения, сроков, структур, непосредственно ответственных за реализацию действий по соответствующим направлениям, способна создать действенный механизм управления инновационными процессами.

Нормативные акты, издаваемые на предприятии, должны чётко определять объёмы финансирования, структуру управления, взаимодействие различных уровней организационной структуры.

В процессе развития инновационного потенциала значительную роль должен играть так называемый отдел инновационного развития. В структуру данного  отдела должны входить подразделения, имеющие специальный статус, соответствующую организационную структуру, специально подготовленный персонал и чётко определённые функции. По существу это должен быть орган комплексного планирования и координации инновационной деятельности на предприятии, важной задачей которого должно стать формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей как наращивание инновационного потенциала области, так и выход инновационной продукции на рынки.

Систематическая циркуляция на предприятии новейшей технологической информацией должны содействовать созданию атмосферы нацеленности на инновации.

Развитие инновационной  деятельности напрямую зависит от обеспечения её высококвалифицированными профессиональными кадрами, адекватно реагирующими на запросы инновационного развития промышленного производства.

В организационном плане, после механизма обновления системы  управления уровней предприятия, в  организационном плане в первую очередь необходимо создание особого  организационного звена структуры  управления - инновационного подразделения, которое способствовало бы восприятию нового как благоприятной возможности.

Работа инновационного подразделения  должна охватывать такие направления, как сбор и обобщение информации об инновациях, разработка стратегических программ и перспективных решений, планирование нововведений, адаптация производственного процесса к нововведениям и др.

Создание собственного инновационного подразделения соответствует мировой  практике внутрифирменного предпринимательства. Достоинства такого способа организации инновационной деятельности заключаются в том, что можно приблизить научно-исследовательский поиск к возможностям исходного производства и нуждам конечного потребителя, привлечь высококвалифицированные научные кадры и быть более уверенными в сохранении коммерческой тайны.

К работе инновационного подразделения  необходимо привлекать работников, способных к новаторству, персональной ответственности, анализу производственно-хозяйственной деятельности, организации инновационных мероприятий. Работник, ответственный за деятельность инновационного подразделения должен быть лицом, достаточно авторитетным на предприятии.

Структура показателей инновационной  деятельности предприятия включает в себя кадровый потенциал, затраты  на инновации и финансовое обеспечение  инновационной деятельности, результаты инновационной деятельности в виде выпуска инновационной продукции и услуг.

Мы предлагаем следующие основные мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «Бузулук-мука»:

Создать отдел по инновационному развитию, в функции которого входила бы разработка проекта по внедрению инновационных технологий и др. Предприятию необходимо внедрить элементы цивилизованного менеджмента, ввести в штат специалистов в области менеджмента организации, оформить должностную инструкцию, в которой конкретно указать область деятельности специалистов, обеспечить их рабочими местами и всем необходимым для осуществления своих полномочий (персональный компьютер, программное обеспечение, интернет-коммунникации);

Создать новую систему  мотивации персонала к инновационной  деятельности.

Внедрение отдела инновационного развития в организационную структуру ОАО «Бузулук-мука» является необходимым и очень важным по отношению к дальнейшему развитию инновационной деятельности предприятия.

Планируемый результат при  реализации инновационного проекта:

  • за первый год - 40 рационализаторских предложений со стороны специалистов и сотрудников, то есть каждое предложение даст средний экономический эффект 20 000 рублей. Общий эффект составит 800 000 рублей;
  • за второй год - 60 рационализаторских предложений со стороны специалистов и сотрудников, то есть каждое предложение даст средний экономический эффект 20 000 рублей. Общий эффект составит 1 200 000 рублей;
  • за третий год - 90 рационализаторских предложений со стороны специалистов и сотрудников, то есть каждое предложение даст средний экономический эффект 20 000 рублей. Общий эффект составит 1 800 000 рублей.

Происходит рост показателей, тем самым эффективность от внедрения  инновационных технологий очень  значительна и принесет значительную прибыль предприятию, независимо от того, какие затраты и расходы понесёт предприятие по внедрению данного проекта.

В соответствии с этими  затратами и доходами предприятие  в любом случае не будет нести  убытки. Продолжительное время (3 года) потребуется для того, чтобы окупить  проект, а далее будет происходить  основной рост финансовых показателей всего предприятия. Предприятие будет всё более и более устойчиво по отношению к внешней среде, будет развиваться. Ожидаемые поступления от внедрения проекта будут способствовать развитию организации в целом, а следовательно данный проект эффективный и прибыльный.

Информация о работе Формы организации инновационной деятельности