Франчайзинг в сфере общественного питания РК: достоинства, недостатки, перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 20:22, статья

Описание работы

Открытие, поддержание и развитие собственного «дела» становиться все более популярном. Снижается общий объем трудящихся в секторе государственного управления, промышленного производства и как следствие все большее количество людей стремятся организовать собственный бизнес. Для тех, у кого он уже есть принципиально важным становиться удержание позиций на рынке, а так же развитие предприятия, расширение рынков сбыта и открытие новых перспективных направлений. Одним из решений в данной ситуации является франчайзинг.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 35.00 Кб (Скачать файл)

Франчайзинг в сфере общественного питания РК: достоинства, недостатки, перспективы развития.

Открытие, поддержание  и развитие собственного «дела» становиться  все более популярном. Снижается  общий объем трудящихся в секторе  государственного управления, промышленного производства и как следствие все большее количество людей стремятся организовать собственный бизнес. Для тех, у кого он уже есть принципиально важным становиться удержание позиций на рынке, а так же развитие предприятия, расширение рынков сбыта и открытие новых перспективных направлений. Одним из решений в данной ситуации является франчайзинг.

Казахстанский сектор франчайзинга увеличивается в среднем на 10-12% в год. Несмотря на кризис, сектор показывает стабильный прирост с 2002 года. Только за 2012 год открылись десятки новых франчайзинговых точек. На сегодняшний день в стране работают около 450 франчайзинговых систем, количество участников сети - от 1 до 10.

Особенно популярным является сектор общественного питания, так как в его организации  лежат большие материальные затраты, а купить действующий бизнес становиться оптимально возможным. Интерес к формату предприятий быстрого питания обусловлен современными тенденциями рынка общественного питания. Социально активная аудитория — бизнесмены, менеджеры среднего звена, молодежь — предъявляет к предприятиям общественного питания ряд требований, в числе которых не только качество, разнообразие и комфорт, но и быстрота выбора и обслуживания. Именно поэтому данный формат активно развивается и обогащается новыми направлениями.

По данным Агентства  по франчайзингу, в настоящее время  в Казахстане более 4 тыс. точек общепита, не считая совсем мелких. Из действующих 350 систем 12% работают по франшизе. Попытаемся разобраться кому и  насколько  выгодно развитие данного направления.

Рассчитаем какой объем  денежных средств уйдет на открытие кафе/ресторана, так сказать «с нуля»

Так, первоначальные инвестиции на оснащение ресторана  общей площадью 150 кв.м составят порядка 15 млн тг. Большая часть суммы — 34 процента — уйдет на стройку, на втором месте - 26 процентов — мебель, декор, внутренняя и внешняя навигация, на третьем мест по объемам расходов (20 процентов) идет оснащение технологическим оборудованием. Далее следуют затраты на лицензионные платежи (9 процентов), наем и обучение персонала (4 процента), проектирование и IT-оборудование (по 3 процента), согласования, разрешения и рекламную кампанию (по 1 проценту).

Итак, Первоначальные вложения при вышеприведенных условиях окупаются в течение 3-4 лет.

 В случае приобретения готовой товарной марки франчайзи получает «пакетом» комплекс услуг, которые при открытии собственного дела ему пришлось бы долго разрабатывать, действуя методом проб и ошибок. Франчайзер помогает «вести процесс» от начала до конца: проконсультирует, где и какое помещение для создания ресторана подобрать; какие поставщики оборудования и сырья предпочтительнее; окажет маркетинговую и рекламную поддержку. И, естественно, в течение всего срока действия договора коммерческой концессии франчайзер гарантирует консультативную поддержку. Чужой опыт стоит гораздо меньше (порядка 7-10 млн тг.), и окупается за 1-2 года.

Конечно, в каждом деле можно найти минусы. Есть свои недостатки и у покупки ресторанной  франшизы: стоимость ее может быть высока(в случае популярности бренда); ежемесячные отчисления франчайзеру накладывают определенные обязательства; торговую марку могут не знать в регионе; стандарты работы ресторанной сети, как правило, жестко прописаны, и возникают проблемы с внесением изменения во многие важные составляющие бизнеса; не все владельцы франшиз имеют четко выстроенную программу развития сети.

Тем временем процент  казахстанских франшиз ничтожно мал. В нашей стране на данный момент более 30 отечественных компаний заявили о предложении собственной франшизы. И это при активной поддержке различных государственных ведомостей и активном субсидировании и кредитовании.

Учитывая перечисленные факторы сегмент франчайзинга очень привлекателен для иностранных представителей, тем временем как казахстанские производители и предприниматели не могут предложить выгодной альтернативы на данном рынке.

По мнению KFC & Hardee’s, дополнительный толчок индустрии  питания может дать Таможенный союз и вступление Казахстана в ВТО. Индустрия HoReCA в целом и QCR (рестораны быстрого питания) станут еще более привлекательными. Тем более что международные игроки так же принимают во внимание наличие уже существующих на рынке международных конкурентов. В Казахстане рынок иностранного питания (в частности фастфуда) не так развит, как в других странах. Фастфуд-франшизы,  удовлетворяют спрос на 12–18%, то есть ниша фактически пустая. Специалисты прогнозируют рост числа иностранных франшиз в сфере общественного питания еще на 13% к 2015 г.

Т.о. Казахстан является экономически привлекательным для франчайзеров. Для «молодых» предпринимателей значительно увеличиться выбор предлагаемых брендов и альтернативные варианты инвестирования, тем временем как отечественный рынок продолжает стагнировать.

 


Информация о работе Франчайзинг в сфере общественного питания РК: достоинства, недостатки, перспективы развития