Французская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:50, доклад

Описание работы

История и современное состояние менеджмента во Франции

Файлы: 1 файл

Французская модель.docx

— 30.33 Кб (Скачать файл)

Фокусирование на формальной, письменной коммуникации — один из примеров в целом формальной структуры  во французских организациях. С самого начала своей карьеры в компании молодые французские менеджеры  уясняют необходимость соблюдения формальности во взаимоотношениях с  другими сотрудниками. То, что этот вид коммуникации является предпочтительным, может объясняться высоким уровнем  избегания неопределенности. Причем Францию можно рассматривать  как «образцовую модель использования... формализованных, письменных, строгих  правил... и т. д.» В такой среде  формальные процедуры, включая письменные правила и подробные инструкции, используются для повышения предсказуемости  и надежности организационных процессов  и операций. «Если вы стремитесь сократить ней определенность в  очень сложной организации, то формальные процедуры являются, очевидным, если не неизбежным решением». Кроме того, такой формальный подход снижает  риски типа личной безответственности и/или перекладывания ее на других.

Формальные управленческие структуры могут быть одной из причин жестких иерархических отношений  во французской организации, которая, как было выяснено в одном из сравнительных  исследований, включает большее число  уровней иерархии. Подсчитано, что  во Франции в 1,5-2 раза больше менеджеров, чем в немецких организациях. Эти  данные подтверждаются выводом Ж.-Л. Барсо и П. Лоуренса о том, что «Франция имеет давнюю традицию ... иерархической жесткости и индивидуального уважения власти». Эта организационная характеристика может быть связана с происхождением некоторых управленческих кадров из военной среды, где строгая иерархия является обязательной.

Подход к распределению  полномочий в организации, основывающийся на построении строгой иерархической  лестницы от низшего к высшему звену, и строгое разделение функций и обязанностей способствуют элитарному поведению и ориентированному на статус мышлению.

Формальная и бюрократическая  структура управления, наличие жестких  иерархических отношений во французской  организации нашли подтверждение  в исследовании А. Лорана, который  сравнил менеджеров с различными национально-культурным происхождением из девяти европейских стран и  США и рассмотрел их базовые представления  об организациях. Он идентифицировал ряд измерений, в том числе такие, как «организации как системы формализации ролей» и «организации как системы иерархических взаимоотношений». Лоран пришел к выводу о том, что французские менеджеры испытывают относительно большую потребность в формализации ролей. Данные Лорана также подтвердили приверженность французских менеджеров традиционному и классическому типу иерархии. Ориентированный на статус подход и представления французских менеджеров относительно их принадлежности к управленческим кадрам, которые подчеркивают их интеллектуальные способности и навыки, также влияют на другие характеристики французских структур управления.

Иерархические организационные  структуры во французских организациях, по мнению некоторых исследователей, с большей вероятностью способствуют уменьшению предельного объема ответственности (количество подчиненных, формально  подотчетных менеджеру). Они могут  привести к проблемам коммуникации и распылению контроля со стороны  высшего звена управления, а также  допустить «обход» менеджеров и  работников и сделать затруднительным  четкое различение служебных обязанностей между различными должностями и  уровнями в организации.

Лидерство и французская организация 

В соответствии с оценками Хофстеде Франция относится к числу стран с высокой дистанцией власти, в которых заметной является зависимость подчиненных от их руководителя. Франция имеет давние традиции иерархических отношений, почитания власти и централизации. Ключевым понятием во французской организации является власть (pouvoir), что в целом отличает Францию от организаций других стран, для которых таким понятием может быть порядок (Германия), равенство (скандинавские страны) и т. д

Классический имидж французской  иерархии включает централизацию, значительную власть руководителя и служебную  дистанцию между руководителем  и подчиненными. Французские компании — высокоиерархичные структуры во главе с генеральным директором-президентом (PDG), который принимает решения, руководит и контролирует политику компании. В одном лице PDG объединяет функции, которые в британских и американских фирмах выполняют председатель совета директоров и генеральный исполнительный директор или в немецких компаниях — председатель наблюдательного совета (Vorstandsvorsitzender) и технический директор. Он никому не подотчетен. Голосования по важным вопросам проводятся редко, если же какие-то из них обсуждаются, то без одобрения PDG решения не принимаются.

Топ-менеджеры во Франции полагают, что свои высокие посты в служебной иерархии они занимают благодаря их интеллектуальным способностям. Поэтому они должны принимать все ключевые решения и быть в курсе всех дел, чтобы иметь возможность контролировать решения, принимаемые менеджерами более низкого уровня.

Для французских менеджеров и руководителей имеют значение титулы, а также разного рода знаки  и символы, подчеркивающие их власть и ответственность — размещение офисов, титулы и имена на дверных  табличках, формальные процедуры доступа  к руководителю организации через  секретарей и комнаты ожидания. Структурная  иерархия, например в L'Air Liquide, видна в расположении кабинетов: президент компании и его ближайшее окружение располагаются на самом верхнем этаже здания головного офиса, вице-президенты занимают следующие два этажа ниже, еще ниже располагаются менеджеры и т. д. вплоть до цокольного этажа, где находится машинописное бюро.

Принцип сосредоточения всей полноты власти в руках лидера является неотъемлемой частью французской  модели управления. Это не означает, что французы слепо повинуются центральной  власти. Как раз наоборот: существует постоянное напряжение между потребностью в сильной власти, с одной стороны, и индивидуальными протестами против нее — с другой.

Обстановка во французских  компаниях на первый взгляд кажется  весьма демократичной. Начальник всегда обращается к подчиненным на «ты», может похлопать по плечу. На самом  деле французская деловая культура автократична — решения всегда принимаются руководителем единолично. Однако ошибки легко прощаются, особенно если менеджер занимает высокий пост.

«Существует, вероятно, очень  мало стран, — пишет М. Райхлен, — где умеют заставить бюрократическую структуру работать эффективно. Франция, несомненно, принадлежит к их числу. В последние годы во Франции, как и в других странах, было много разговоров о создании более плоской иерархии, стимулирующей персонал и повышающей гибкость. Без сомнения, сегодня все это вынуждает бюрократию

Принятие решений 

В различных исследованиях  структур управления отмечается, что  процесс принятия решения во французских  организациях отличается высокой степенью централизации.

Французские управленцы, принимающие  решения, придают особое значение рациональным аспектам своих действий и мышления. Рациональность при этом рассматривается  как идеал, который часто соотносится  с картезианством. Картезианский  метод состоит из нескольких простых  правил. Первое правило состоит в  том, что сначала необходимо найти  стартовую точку, которая была бы настолько очевидна, что не оставляла  бы места для сомнений. Второе правило  гласит, что двигаться следует  от простых элементов к более сложным, и делать это следует дедуктивным, строго контролируемым способом без перепрыгиваний. Далее необходим последовательный обзор проблемы, позволяющий убедиться в том, что все возможности были приняты во внимание. Декартовским идеалом в науке был математический способ анализа причинно-следственных зависимостей, и сам Декарт не признавал интуицию и эмоции в качестве возможных средств проникновения в суть проблем.

Для описания некоторых особенностей процесса принятия решений во французской  организации можно использовать общую модель процесса, состоящую  из девяти последовательных этапов: 1. Осознание и выявление симптомов  затруднений —» 2. Идентификация  проблемы —» 3. Формулировка проблемы —»4. Поиск альтернатив —» 5. Оценка альтернатив —» 6. Выбор альтернатив  —»7. Начало действий —» 8. Реализация решения —» 9. Контроль.

Исследования показали, что  французы тратят больше времени на этапах 4 и 5, на поиск и оценку альтернатив, т. е. они склонны к логическому  анализу в соответствии с картезианским  идеалом. Французские менеджеры  стремятся найти новые, неординарные и индивидуальные решения, чему есть следующие объяснения. Во-первых, это  может отражать настроения потребителей во Франции, которые зачастую не приемлют стандартизированные решения. Во-вторых, еще в школьный период от французов  требуется проявление интеллектуальных способностей. В школе, как впрочем, и в других сферах общественной жизни, это то, что ценится и обеспечивает престиж, почет и уважение. Ж.-Л. Барсо и П. Лоуренс отмечают, что «давней традицией французского общества является высокий престиж интеллекта, интеллектуальных способностей. Там, где Америка возвеличивает деньги, Германия — труд, а Великобритания — кровное родство, Франция возносит умственные способности людей.

Третье объяснение связано  с деятельностью менеджеров, особенно среднего звена, конкуренция между  которыми дает возможность выделиться кому-то именно за счет демонстрации своего интеллекта путем выдвижения необычных  и оригинальных способов решения  проблемы. Более того, как общепризнано, во Франции интеллектуальность предполагает абстрактное, концептуальное мышление, владение математическими методами анализа. Во французском обществе профессии  и должности ранжируются по степени  абстрагирования, и интеллектуальная деятельность не является исключением. Чем больший уровень теоретического знания и абстрагирования требуется, тем более престижными и благородными они (профессии и должности) являются.

Так, например, финансы могут  считаться более благородным  занятием, чем производство, электротехника — более престижной областью деятельности, чем механика и т. п. Ф. Д'Ирибарн проводит параллель между этим различением по уровню абстрагирования и теоретического знания и тем, что существовало в Средние века между духовными и мирскими занятиями. Будучи инженером по образованию, он задает полемический вопрос: что может быть благороднее «чистой» математики, т. е. математики, которая не имеет практического применения и прикладного характера? Чем ближе к фундаментальной науке и соответственно чем дальше от прикладной науки, тем выше может быть положение в общественной иерархии Самая престижная инженерная школа, Ecole Polytechnique, вообще гордится тем, что она не имеет дела с подготовкой специалистов — инженеров (как в университете).

Исследования показывают, что на этапе 6 в модели принятия решений («Выбор альтернатив») французский  руководитель редко делегирует полномочия по принятию решений тем менеджерам и специалистам, которые непосредственно  осуществляли поиск и оценку альтернатив  на предшествующих этапах. Было бы упрощением представлять картину таким образом, что менеджеры среднего звена  изучают проблему, ищут альтернативные решения, включая их оценку, в то время как руководители и менеджеры  высшего звена принимают решения, a менеджеры низшего звена — претворяют в жизнь принятые решения, реализуют их. В действительности это может означать, что решение не обязательно отражает предпочтения тех, кто выполняет инструкции и указания, исходящие в соответствии с принятыми решениями от вышестоящих руководителей и менеджеров.

Во французской модели процесса принятия решений этапы 7 («Начало  действий») и 8 («Реализация решения»), вероятно, могут быть слабым местом. Это может объясняться тем, что  реализация и претворение в жизнь  принятых решений рассматривается  не как «благородная» деятельность в терминологии Д'Ирибарна, а больше как рутинная, «мирская» работа, которая не обеспечивает престижа и которую предпочтительнее передать нижестоящим менеджерам и специалистам. Из-за традиционного разделения труда на интеллектуальную деятельность и практическую работу французские менеджеры меньше ориентируются на выполнение и реализацию решений, последнее становится уделом нижестоящих уровней управления. Однако этот факт уравновешивается очень плотным контролем на всех уровнях (этап 9 в модели процесса принятия решений).

Отличительные черты французской  модели менеджмента, будучи ее конкурентным преимуществом, однако, могут превратиться в недостатки в условиях глобальной конкуренции. Например, в некоторых  компаниях молодые менеджеры, пришедшие  после окончания престижных и элитных учебных заведений, нередко уклоняются от перевода в зарубежные подразделения и филиалы, опасаясь того, что их образовательные характеристики не будут должным образом оценены за границей. Ряд крупных французских компаний (JJsinor-Sasilor, Thomson, Groupt Bull) после приобретения зарубежных активов, особенно в США, испытали серьезные проблемы в обеспечении рентабельности.

Французская модель демонстрирует  сочетание сильных и слабых сторон. В частности, то внимание, которое  уделяется интеллектуальным способностям менеджеров, помогает в реализации НИОКР, но при этом меньше подходит в ситуации, когда необходимо быстрое  реагирование на быстро меняющуюся среду  бизнеса на некоторых рынках, а  планирование по принципу «сверху вниз»  оказывается слишком громоздким. Тем не менее, французская модель менеджмента в целом гармонична и последовательна, со своей ясной  логикой и правилами, понятными  целями и результатами.


Информация о работе Французская модель менеджмента