Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 17:02, реферат
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. С помощью содержательных моделей делаются попытки определить, что мотивирует людей на рабочем месте (например, самореализация, ответственность или рост). К ним относятся теории Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клэлланда, Фредерика Герцберга.
Введение 3
1. Биография Фредерика Ирвина Герцберга 4
2. Теория Герцберга в системе теорий мотиваций 5
2.1. Результаты исследований Ф. Герцберга 5
2.2. Теория Ф. Герцберга 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Приложение А – Сравнительная характеристика мотивационных теорий. 10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО
СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра «Управление персоналом»
РЕФЕРАТ
ФРЕДЕРИК ИРВИН ГЕРЦБЕРГ
Руководитель:
________ Шендель Т.В.
_____________________________
Работал:
Красноярск
2012 год
Оглавление
Введение 3
1. Биография Фредерика Ирвина Герцберга 4
2. Теория Герцберга в системе теорий мотиваций 5
2.1. Результаты исследований Ф. Герцберга 5
2.2. Теория Ф. Герцберга 6
Заключение 8
Список использованной литературы 9
Приложение
А – Сравнительная
Вся деятельность человека
обусловлена реально
Содержательные теории мотивации основываются
на идентификации тех внутренних побуждений
(потребностей), которые заставляют людей
действовать так, а не иначе. С помощью
содержательных моделей делаются попытки
определить, что мотивирует людей на рабочем
месте (например, самореализация, ответственность
или рост). К ним относятся теории Абрахама
Маслоу, Дэвида Мак-Клэлланда, Фредерика
Герцберга.
Что касается теории Герцберга, то он здесь
выделяет гигиенические факторы и мотивации.
Гигиенические факторы связаны с окружающей
средой, в которой осуществляется работа.
Мотивации связаны с самим характером
и сущностью работы. Отсутствие или неадекватность
мотивации не приводит к неудовлетворению
работой, зато наличие их в полной мере
вызывает удовлетворение и мотивирует
работников на повышение эффективной
деятельности.
Таким образом, целью данного реферата является рассмотрение теории мотивации Ф. Герцберга.
Фредерик Ирвин Герцберг родился 17 апреля 1923 года, умер 19 января 2000 года. Он учился в Нью-йоркском Сити-колледже (City College of the City University of New York), но оставил учебу на последнем курсе, чтобы пойти в армию. Патрульный сержант, он стал одним из первых представителей союзнических войск, вошедших в концентрационный лагерь Дахау (Dachau concentration camp). Герцберг полагал, что впечатления от того, что он увидел в концлагере, и беседы с немцами, жившими в этом районе, вызвали его интерес к проблеме мотивации. Демобилизовавшись, Герцберг вернулся в Сити-колледж и окончил его в 1946 году, после чего прошел аспирантуру в Университете Питтсбурга (University of Pittsburgh), известном, в числе прочего, своими медицинскими исследованиями. В то же время он преподавал психологию в Университете Кейс Уэстерн Резерв (Case Western Reserve University) в Кливленде (Cleveland), а позже перешел в Школу бизнеса Университета штата Юта (University of Utah), где занимал должность профессора в области менеджмента. К середине 50-х он возглавил исследовательские работы в консалтинговой компании 'Psychological Service of Pittsburgh', предоставившей Герцбергу обширное поле действий для сбора данных.
Всю вторую половину 50-х годов прошлого века Герцберг посвятил разработке своих теорий и исследованиям, результатом чего в 1959 году стала двухфакторная теория мотивации, объясняющая факторы, благодаря которым работник испытывает удовлетворение от своего труда. Согласно этой теории, люди находятся под влиянием двух групп факторов: так называемых мотиваторов и гигиенических факторов.
В рамках предварительного анализа, который осуществлялся психологической службой Питсбурга под руководством Ф. Герцберга в 1957 г., на основе обзора более чем 2000 документов, т. е. фактически всего того, что было издано по данному вопросу с 1900 по 1955 г., была проведена классификация проблемных областей, касающихся отношения людей к своей работе. Цель этого анализа заключалась в том, чтобы получить четкий ответ на вопрос: "Чего ожидают работники от выполнения своих служебных обязанностей?". В общей сложности было проведено 15 исследований, в которых приняло участие 28000 служащих. Последним необходимо было указать, что их удовлетворяет в работе, а что - нет. Опираясь на полученные данные, исследователи выдвинули предположение о существовании некоторых факторов, влияющих на удовлетворенность и неудовлетворенность работников процессом трудовой деятельности. Исследовали двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивирующих факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Результаты показали, что респонденты испытывали чувство удовлетворенности главным образом в случае достижения успеха, признания и одобрения результатов работы, возложения на них высокой степени ответственности, возможности творческого и делового роста, а также выполнения работы как таковой. На возникновение же чувства неудовлетворенности, как правило, оказывали влияние внешние факторы, а именно: политика фирмы, степень непосредственного контроля, межличностные отношения в коллективе, заработная плата, условия работы. Поэтому в рамках теории, построенной на основе данного исследования, факторы удовлетворенности, которые касаются содержания работы, были названы мотивирующими факторами, а факторы неудовлетворенности - гигиеническими, поскольку они связаны с контекстом выполнения этой работы.
Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости с точки зрения обуславливающих их факторов – это два различных процесса. Т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворённости и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворённости, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворённость.
Вот как Ф. Герцберг
описывал соотношение между
Теория Герцберга имеет много общего с теорией Маслоу. Факторы условий труда Герцберга соответствуют физиологическим потребностям, потребностям в безопасности и уверенности в будущем. Его мотивации сравнимы с потребностями высших уровней пирамиды Маслоу. Но в одном пункте эти две теории резко расходятся. Маслоу рассматривал факторы условий труда как нечто, что вызывает ту или иную линию поведения. Если менеджер дает рабочему возможность удовлетворить одну из таких потребностей, то рабочий в ответ будет работать лучше. Герцберг считает, что рабочий начнет обращать внимание на факторы условий труда, когда сочтет их несправедливыми.
Сравнение основных теорий мотивации приводится в Приложении А.
Согласно теории Герцберга, наличие факторов условий труда не будет мотивировать работников. Оно только предотвратит возникновение чувства неудовлетворенности работой. Для того чтобы добиться мотивации, руководитель должен обеспечить наличие мотивирующих факторов. Многие организации попытались реализовать эти теоретические выводы посредством программ "обогащения" труда: работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений ее непосредственному исполнителю. "Обогащение" труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость при выборе решений, отсутствие монотонности и рутинности операций, ответственность за данное задание, создать ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Хотя концепция "обогащения" труда весьма успешно используется во многих ситуациях, она подходит для мотивации не всех людей. Для того чтобы использовать теорию Герцберга эффективно, необходимо составить перечень мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.
Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают многие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, удовлетворяет свои социальные потребности. Вместе с тем такой человек может считать болтовню с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оказаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных более низких норм выработки.
Заключение
Герцберг внес существенный вклад
в изучение трудовой мотивации. Он расширил
концепцию иерархии потребностей Маслоу
и сделал её более применимой к
трудовой мотивации. Герцберг также
обратил внимание на значение некоторых
факторов, относящихся к работе,
для мотивации трудовой деятельности,
которыми ранее несправедливо
Двухфакторная теория мотивации Ф. Герцберга успешно эмпирически подтверждалась и так же успешно опровергалась. Тем не менее теория была признана многими учеными и повлияла на развитие многих других теорий.
Впоследствии исследователям стало понятно, что для того, чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассмотреть многочисленные поведенческие аспекты личности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.
Теория Маслоу |
Теория Мак-Клелланда |
Теория Герцберга |
Потребности делятся на первичные
и вторичные и представляют пятиуровневую
иерархическую структуру, и котором
они располагаются в |
1. Три потребности, мотивирующие
человека – это потребности
власти, успеха и принадлежности
(социальная потребность) |
Потребности делятся на гигиенические
факторы (фрустраторы) и факторы
мотивации. |
1 Н.Багиев. Маркетинг: терминологический словарь
2 Энциклопедия менеджмента
3 Фредерик Герцберг. Двухфакторная теория мотивации