Фундаментальное и прикладное в развивающемся научном познании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 02:04, реферат

Описание работы

Научные исследования и разработки представляют собой творческую деятельность. Их целью является увеличение объема знаний о человеке, природе, обществе, поиск новых путей применения этих знаний.
Научные исследования и разработки охватывают: фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработки.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Фундаментальные исследования и разработки
1.1 Фундаментальные исследования 3
1.2 Связь фундаментальных и прикладных исследований 3
1.3 Научно-исследовательская работа 4
Глава 2. Прикладные исследования и разработки
2.1 Прикладные научные исследования 5
2.2 Три этапа прикладных исследований 7
2.3 Опытно-конструкторские работы 15
2.4 Проведение испытаний 16
Глава 3. Фундаментальное и прикладное в развивающемся
научном познании.
3.1. Воздействие фундаментальных исследований на
разработку прикладных наук. 17
3.2 Участие фундаментальных и прикладных исследований
в развитии познания. 18
Заключение 21
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

2. Технологическое  развитие как бы подытоживает  развитие научных исследований  и закрепляется социальными преобразованиями  в жизни общества. Соответственно  Ф.Дайсон придавал важнейшее значение вопросам технологии. «Технология, – заявлял он, – это Божий дар. После дара жизни, быть может, это самый значительный дар, полученный человечеством от Бога. Технология – мать цивилизации, искусств и наук»

3. Вне технологических  преобразований невозможно рассматривать  развитие промышленного производства, а тем самым – и развитие  общества в целом.

  Фундаментальные  науки воздействуют на развитие  структуры познания тем, что в  их основе лежит разработка  базисных моделей бытия. Базовые  модели являются базовыми именно  потому, что на их базе возможен  расцвет более конкретных и  детальных моделей исследуемых  процессов. Эта «детализация» и  выражает прикладную ветвь научного  поиска.

3.2 Участие фундаментальных  и прикладных исследований в  развитии познания.

Рассматривая взаимоотношение фундаментальных и прикладных исследований весьма важно рассмотреть, как они включаются в общий процесс развития познания. Наука развивается широким фронтом, имеет сложную структуру, которую во многом можно уподобить структуре высокоорганизованных систем, прежде всего – живых систем. В живых системах есть подсистемы и протекающие в них процессы, которые направлены на поддержание самих систем именно в живом, деятельном, активном состоянии, а есть подсистемы и процессы, направленные на взаимодействие с окружающей средой, на осуществление метаболизма со средой. Аналогичным образом и в науке можно выделить подсистемы и процессы, ориентированные, прежде всего на поддержание науки в активном и деятельном состоянии, а есть подсистемы и процессы, ориентированные на внешние проявления науки, на ее включенность в иные виды деятельности. Разработка фундаментальных наук направлена, прежде всего, на внутренние потребности и интересы науки, на поддержание функционирования науки как единого целого и достигается это путем разработки обобщающих идей и методов познания, характеризующих глубинные основания бытия. Соответственно этому говорят о «чистой» науке, теоретической науке, о познании ради познания. Прикладные науки направлены вовне, на ассимиляцию с иными, практическими видами деятельности человека, и особо – на ассимиляцию с производством. Отсюда и говорят о практической науке, направленной на изменение мира.

      История науки достаточно богата  разработкой фундаментальных направлений  исследования. К таковым относятся: классическая механика – как  наука об основных свойствах  и закономерностях движения макротел; термодинамика – как наука  об исходных законах (началах) тепловых  процессов; электродинамика – как  наука об электромагнитных процессах; квантовая механика – как наука  об основных законах строения  и поведения материальных систем  атомного масштаба; генетика –  как наука об общих законах  наследственности биологических  систем и др. Весьма существенно, что разработка практически каждой  фундаментальной науки приводила  к всплеску прикладных научных  исследований в весьма широких  областях познания. После того  как были созданы основы классической  механики – законы динамики  материальной точки – началось  интенсивное ее применение в  исследованиях различных объектов  и систем. Так возникли механика  твердого тела, механика непрерывных  сред, гидромеханика и ряд других  направлений. Создание квантовой  механики привело к стремительному  успеху ее приложений к исследованиям  молекул, твердого тела, электромагнитных  процессов. Обширное поле приложений  имеет генетика – начиная от  генетики простейших организмов  и до генетики человека.

  Рассматривая  функционирование фундаментальных  наук в структуре развивающегося познания, следует подчеркнуть, что воздействие фундаментальной теории на развитие познания не есть просто дедуктивный процесс выведения новых следствий из основных посылок теории. Каждая прикладная область исследования характеризуется своими специфическими понятиями и законами, раскрытие которых происходит на базе особых экспериментальных и теоретических средств. Понятия и законы фундаментальной теории служат основой для выбора направленности и обоснования прикладных исследований.    Более того, каждая фундаментальная наука оказывала существенное воздействие на всю систему мировоззрения своей эпохи, на выработку основных понятий философского мышления. Абсолютизация особенностей некоторых фундаментальных наук исторически приводила даже к появлению целых философских направлений. Так, разработка классической механики породила механистическое мировоззрение, которое в истории человеческой мысли сыграло, как отметил  С.Вайнберг, «несомненно, героическую роль».

     4.При анализе воздействия фундаментальных  наук на развитие прикладных  исследований весьма важно учитывать  и обратные связи.

Расширение области приложений не остается бесследным для самих фундаментальных наук. Напротив, разработка новых приложений стимулирует и разработку фундаментальных наук. Эта особенность познания уже ярко проявляется при анализе развития первой фундаментальной научной теории естествознания – классической механики. После открытия Ньютоном основных законов механики расширение области ее приложений сопровождалось разработкой все более абстрактных и обобщенных форм их математического выражения.

    Разработка  новых фундаментальных наук на  базе развития прикладных исследований  порождает трудности теоретико-познавательного  порядка. Обычно фундаментальные  теории имеют массу приложений и на каком из них произойдет новый прорыв в развитии фундаментального знания – заранее предсказать необычайно трудно. Здесь действует своего рода естественный отбор в форме общественно-исторической практики, которая накладывается на отдельные прикладные исследования.

    5. Развитие фундаментальных наук, как уже отмечалось, прямо не  связано с запросами практики, и их опережающее развитие  служит необходимой предпосылкой  развертывания научно-технического  прогресса. В таком случае встают  весьма ответственные вопросы, –  каковы же источники, движущие  силы развития фундаментальных  наук? При рассмотрении таких  вопросов довольно часто отмечается, что движет действиями человека  в этих случаях всеобъемлющее  его любопытство, внутренне присущий  ему интерес преступить границы  неизвестного. Можно сказать, что  развитие фундаментальных наук  направлено не только на познание  окружающего его мира, но и  на возбуждение и удовлетворение  одной из важнейших духовных  потребностей человека, потребности  познания, в структуру которой  входит любопытство человека. Любопытство  – это проявление живого интереса  к жизни, и если оно движет  жизнью, то оно также нуждается  в своем развитии и культивировании. Подобные потребности человека  не отягощены повседневными материальными  и меркантильными интересами, а  потому они требуют полной  его самоотдачи – полной отдачи  сил, способностей, вдохновения и  умения «вписываться» в творческие  коллективы. «В фундаментальной  науке, – пишет В.Вайскопф, – возникает объединение молодых людей, привыкших биться над необъясненными явлениями и готовых находить новые решения связанных с ними вопросов. Они приучены работать в самых напряженных условиях, открыто соревнуясь с мировой научной общественностью»

 7. Удовлетворение и развитие потребности познания характерно и для развития прикладных наук, хотя здесь речь идет о более частных вопросах и проблемах. Удовлетворение потребности познания происходит на базе совершенствования научного метода, его теоретического и экспериментального начал.

 

Заключение

 

Фундаментальная наука - это наука ради науки. Это часть научно-исследовательской деятельности без определенных коммерческих или других практических целей. Естествознание - пример фундаментальной науки. Оно направлено на познание природы, такой, как она есть сама по себе независимо от того, какое приложение получат его открытия: освоение космоса или загрязнение окружающей среды. И никакой другой цели естествознание не преследует. Это наука для науки, т.е. познания окружающего мира, открытия фундаментальных законов бытия и приращения фундаментальных знаний.

Прикладная наука - это наука, направленная на получение конкретного научного результата, который актуально или потенциально может использоваться для удовлетворения частных или общественных потребностей.

У фундаментальной и прикладной науки различные методы и предмет исследования, различные подходы и угол зрения на социальную действительность. У каждой из них свои критерии качества, свои приемы и методология, свое понимание функций ученого, своя собственная история и даже своя идеология. Иными словами, свой мир и своя субкультура.

Сколько дает практике фундаментальная наука?

Фундаментальная и прикладная науки - два совершенно разных типа деятельности. Вначале, а это происходило в античные времена, расстояние между ними было незначительным и почти все, что открывалось в сфере фундаментальной науки сразу же или в короткие сроки находило применение на практике.

Архимед открыл закон рычага, который немедленно был использован в военном и инженерном деле. А древние египтяне открывали геометрические аксиомы, в буквальном смысле не отрываясь от земли, поскольку геометрическая наука возникла из нужд земледелия.

Постепенно расстояние увеличивалось и сегодня достигло максимума. На практике воплощает менее 1% открытий, сделанных в чистой науке.

В 1980-е годы американцы провели оценочное исследование (цель таких исследование - оценка практической значимости научных разработок, их эффективности). Более 8 лет дюжина исследовательских групп анализировали 700 технологических инноваций в системе вооружений. Результаты ошеломили публику: у 91% изобретений в качестве источника значится предшествующая прикладная технология, и только у 9% - достижения в сфере науки. Причем из них лишь у 0,3% источник лежит в области чистых (фундаментальных) исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 1. Ю.И. Ребрин Основы экономики и управления производством. Конспект лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000. 145 с.

 2. Гражданский кодекс РФ. Глава 38 ГК РФ

 3. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Организация и порядок выполнения      НИР

 4. Mauksch H.O. Обучение прикладной социологии: возможности и препятствия//Прикладная социология: роли и действия социологов в разнообразных параметрах настройки / Эд. H.E.Freeman, Дины R.R., Росси П.Х и Уайт В.Ф. - Сан-Франциско и т.д.: Jossey-басовый Publischers, 2003

5. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 2005. – С. 405.

 6. Бир Ст. Кибернетика и управление производством. - М.: Наука,2002

 7. Друкер П. Задачи менеджмента в XXI веке. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – С. 353

 8. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Соч. 2-е изд. т. 20. - С. 89

 9. Blaug M. Ugly Currents in Modern Economics. In: Facts and Fictions in Economics. Models, Realism and Social Construction. - P. 36

 10. Леонтьев В. Экономические эссе. – М.: Политиздат, 2009. - С. 64

 11. Ф. Дайсон. Век двадцать первый // Природа, 2008. №4. С. 86.

12. Вайнберг С. Мечты об окончательной теории. М., 2004. С. 134.

13. См.: Вестник Академии наук СССР, 2003, №2. С. 34.

14. Гинзбург В.Л. Замечания о методологии и развитии физики и астрофизики // Диалектика в науках о природе и человеке. Диалектика – мировоззрение и методология современного естествознания. М., 2008. С. 106.

15. Вайскопф В. Физика в двадцатом столетии. М., 2000. С. 252.

 

 


Информация о работе Фундаментальное и прикладное в развивающемся научном познании