Функции государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:47, реферат

Описание работы

На данном этапе идет активный процесс становления этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы. Эффективное функционирование госаппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны. В любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также система их взаимодействия. Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на каждом рабочем месте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....…..3
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.................5
1.1. Понятие и принципы государственной службы………….………….….…5
1.2. Основные функции государственной службы…….…………………….…9
2. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАСРТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…….………….…………………………………......11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…14

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 55.28 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....…..3

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ.................5

1.1. Понятие и принципы государственной службы………….………….….…5

1.2. Основные функции государственной службы…….…………………….…9

2. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАСРТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ…….………….…………………………………......11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………….13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….…14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На современном этапе по развитию законодательства о государственной службе уделяется особое внимание. Еще в декабре 1993 года при принятии новой Конституции кардинально изменилась как структура, так и функции органов государственной власти. Проводимые реформы привели к изменению государственного аппарата и его роли. Встала необходимость повышения профессионализма госслужащих, эффективности функций государственного аппарата и изучения новых аспектов и проблем государственной службы.

Основная функция государственной службы, и в этом ее суть, - служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать надежную связь государства и общества, государства и его граждан, в своей деятельности фактически выполнять демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления социальным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются ведущими для народного самосознания. Поэтому государственная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, формирования высокой нравственности каждого своего члена, развития науки, образования и культуры.

Ключевым в исполнении государственной службы является не только высокий профессионализм государственного служащего, но его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему государству

На данном этапе идет активный процесс становления этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

Эффективное функционирование госаппарата России, укомплектованного кадрами надлежащей компетенции и высокой квалификации, выступает одним из решающих факторов ускорения перехода к рыночной экономике и устранения многих кризисных явлений в жизни страны.

В любой системе управления должны быть четко определены функции и задачи каждого звена управления, каждого структурного подразделения, а также система их взаимодействия. Этого же требуют научная организация и научное сопровождение кадровой работы в государственной службе, как в целом, так и на каждом рабочем месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

1.1. Понятие и принципы государственной службы

 

Понятие "служба" имеет несколько значений: вид общественной деятельности людей; род деятельности служащего, место его работы; специфическое отношение к делу и т.д. Как правило, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности защитить чей-то интерес.

Общепринятого определения понятия "государственная  гражданская служба" в научной  литературе нет. Чаще всего встречаются  определения государственной гражданской  службы, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1 - Определения  понятия "государственная гражданская  служба"

В Федеральном  законе "О государственной гражданской  службе РФ" под государственной  службой понимается "профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; Федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; Субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, Федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федерального государственного органа; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Уставами, Законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий Государственных органов РФ".

Государственная гражданская служба - особый вид  профессиональной деятельности, и заниматься этой деятельностью можно лишь в  государственных органах, только государственные  органы наделены правом иметь государственных  служащих.

Государственная гражданская служба основывается на основополагающих принципах организации  и деятельности государственного аппарата, но ей присущи и специальные принципы.

Все федеральные  органы и органы государственной  власти субъектов РФ обязаны проводить  в жизнь принципы, указанные на рисунке 2. Государственные гражданские служащие обязаны руководствоваться ими в своей работе.

Рисунок 2 - Принципы государственной гражданской службы

В принципах  государственной гражданской службы закрепляются требования общества и других субъектов управления государственной гражданской службой к государственной гражданской службе и государственным гражданским служащим.

Важен принцип  верховенства Конституции РФ и федеральных  законов. Государственная гражданская служба субъектов РФ регулируется, помимо федерального законодательства, законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Лишь опираясь на федеральное законодательство субъекты Федерации, могут и должны иметь свое законодательство о государственной службе. В случаях, когда возникают коллизии в законодательстве о государственной службе, следует руководствоваться принципом верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами.

Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной гражданской  службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными органами государственной власти и  органами государственной власти субъектов  РФ. 

Принцип приоритета прав человека и гражданина это еще и конституционный  принцип. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Отсюда и  обязанности государственных гражданских  служащих признавать, соблюдать и  защищать права и свободы человека и гражданина придается ранг основного  принципа государственной гражданской  службы. Также важно, чтобы государственный гражданский служащий не только на словах, но и на деле защищал права и свободы человека и гражданина.

Принцип равного доступа к государственной  гражданской службе тоже является конституционным  и означает равный доступ граждан  к государственной гражданской  службе независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места  жительства, отношения к религии, убеждений, и т.п.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает государственных гражданских служащих быть постоянно готовыми к осуществлению должностных правомочий; знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функции и полномочия, предусмотренные законодательством должностными положениями и инструкциями; владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти; иметь общую и профессиональную подготовку; знать юридические и нравственно-этические нормы в сфере служебной деятельности.

Можно выделить еще принцип защиты государственных  гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных  органов и должностных лиц, так  и физических и юридических лиц.

Таким образом, согласно действующему законодательству государственная гражданская служба осуществляется в государственных  органах, правовой статус которых определяется Конституцией РФ и законом, государственными служащими, правовой статус и властная деятельность которых также детально регламентируется законом и иными  нормативными актами. Все это придает  государственной гражданской службе параметры публично-правового института, имеющего решающее значение для формирования государственности, осуществления  государственной власти и воплощения социальной роли государства в обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные функции государственной службы

 

Под функциями  государственной гражданской службы понимаются самостоятельные и относительно обособленные основные виды государственно-служебных действий.

Исследователями выделяются следующие функции государственной гражданской службы, представленные в таблице 1. 

Таблица 1 - Функции государственной гражданской службы

Функция

Трактовка

Правоприменительная

Реальное претворение в жизнь Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства.

Правотворческая

Подготовка и принятие нормативных актов. Государственная гражданская служба проявляет себя также в процессе разработки законов в Федеральном Собрании.

Правозащитная

Обеспечение прав и свобод граждан.

Регулирующая

Разработка и исполнение государственной политики во всех областях жизни общества. Государственная гражданская служба проявляет себя при подготовке разнообразных конкретных программ государственной деятельности, принятии всех основополагающих политических решений и при их реальном осуществлении.

Организационная

Обеспечение практической реализации компетенции государственных органов, внутренней согласованности, их стабильного функционирования и эффективного влияния на процессы в обществе.


Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью  которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции  федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, - Постановлением Правительства РФ.

Под функциями  по принятию нормативных актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных  законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной  власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями  по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Рассмотрение  вопроса о функциях государственной  службы позволяет уяснить не только её основное назначение, но и выявить  нерешенные проблемы государственной  службы с целью ликвидации пробелов в правовом регулировании или  его недостатков, разработки направлений  и определения средств улучшения  государственной службы и её реформирования. Функции государственной службы обусловлены её внутренними свойствами и принципиальными чертами. В  самом общем виде можно констатировать, что функциями государственной  службы являются функции самого государства, ибо государственная служба есть осуществление целей и функций  государства, практическое исполнение служащими своих должностных  обязанностей и компетенции государственных  органов.

 

2. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАСРТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Проведенный в 2010 году статистический анализ позволяет выявить особенности кадрового состава Администрации Челябинской области и основные тенденции динамики его развития, а также оценить ситуацию, которая сложилась в настоящее время в кадровом корпусе государственной службы области, и на этой основе выявить уровень профессионализма и компетентности органов исполнительной власти Челябинской области.

Проведенные исследования показали, что общая численность чиновников, занятых в территориальных органах Администрации составляет около 1600 человек. При этом 78% государственных служащих имеют высшее образование. Вместе с тем каждый третий чиновник заканчивал, как правило, технические высшие учебные заведения, каждый четвертый имеет экономическое образование, а каждый пятый - юридическое.

Из этого можно сделать вывод, что в аппарате недостает юристов, экономистов, социологов, специалистов по работе с персоналом, организаторов государственной службы.

Государственные служащие, имеющие  стаж работы в органах исполнительной власти:

от 1 до 5 лет составляют - 61%,

от 5 до 10 лет -24%,

свыше 10 лет -15%.

Мировая практика свидетельствует о том, что для сохранения стабильности и преемственности управления важно сохранить часть старого профессионально-грамотного кадрового состава, даже в изменяющихся условиях. Однако необходимо помочь им приспособиться к новым требованиям и условиям работы, научить новым технологиям управления.

Из приведенных выше данных по области  видно, что около 15% работников пользуются старым багажом знаний и опыта, пытаются приспособиться к новым условиям, изменить соответствующим образом стиль и тактику своей деятельности. 

Многие государственные служащие пришли из производственной сферы. Это имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся: опыт хозяйственной работы; понимание практических задач и потребностей. Среди отрицательных можно назвать: вольная или невольная приверженность старым методам; сложности приспособления к изменяющейся ситуации.

          Как показали результаты анализа, основной проблемой для государственной службы Челябинской области является профессионализм, в особенности это касается руководителей среднего звена, а также специалистов всех уровней. Как видно из анализа, часть руководителей и специалистов среднего звена не имеют образования соответствующей специализации и соответствующего опыта для исполнения своих должностных обязанностей, а часть сотрудников не соответствует установленным требованиям ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» и Указу Президента «О квалификационных требованиях к должностям государственной гражданской службы».

Таким образом, проведенное исследование отразило необходимость обеспечения  повышения профессиональных качеств  государственных служащих субъекта Федерации. При этом важным является максимальное соблюдение принципа конкретности профессиональности знаний.

Информация о работе Функции государственной службы