Функции и теории мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 23:36, реферат

Описание работы

Активность живых существ - основной способ существования. У животных активность заложена в инстинктах (сохранения жизни, продолжения рода и пр.). Поведение человека определяется двумя факторами: побудительным и регулятивным, потребностями и мотивами. Понятия потребности и мотивы в науке неоднозначны.

Содержание работы

Введение
Функции и теории мотивации
Классификации видов
Свойства и закономерности
Нарушения
Индивидуальные способности
Методы изучения
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

общепсихология лера не удалять.docx

— 28.36 Кб (Скачать файл)

- Мотив отличается от  цели. Цель - это предвиденный результат, а мотив побуждение к достижению цели. Но возможен сдвиг мотива на цель (см. ниже)

- Приобретают конкретное  содержание в зависимости от  способа удовлетворения

- Мотивы - осознанные побуждения (некоторые ученые считают мотивами  и неосознанные)

- Изменяются в связи  с изменением условий жизни и деятельности личности, ее развития, обучения и воспитания

- Может изменяться в  процессе деятельности, и, напротив, при сохранности мотива может  изменяться выполняемая деятельность

- Различаются по силе

 

Сдвиг мотива на цель - цель, ранее побуждаемая к осуществлению каким-то мотивом, может приобрести самостоятельную побудительную силу, то есть стать мотивом. Например. Первоначально ребенок выполняет требование (цель) (уступать место старшим) ради общения с матерью, ее одобрения. Со временем при правильном воспитании это действие приобретает самостоятельную побудительную силу (становится мотивом, целью).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НАРУШЕНИЯ

Неудовлетворенные потребности, нереализованные намерения могут приводить к нервно-психическим расстройствам, если человек не смог использовать физиологические и психологические механизмы саморегуляции. Клиники выделяют три формы нервно-психические расстройств: невростению, истерию и невроз навязчивых состояний.

Невростения может быть вызвана невростеническим конфликтом. Это противоречие между завышенными стремлениями личности и ее возможностями. К невростении предрасположены люди с сильными влечениями, которые не в состоянии их достаточно адекватно удовлетворить. Для человека с невростенией характерны легкая возбудимость при быстрой истощаемости, изменчивость эмоций, устойчивое, часто пониженное настроение.

Истерия возникает в результате конфликта между чрезмерно завышенными требованиями к другим людям и заниженными к себе, а также противоречивыми потребностями (между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями). Для истерии наиболее часты двигательные расстройства, расстройства болевой чувствительности, сенсорики, речи.

Невроз навязчивых состояний часто бывает обусловлен жизнью без определенных целей. В результате у человека повышается раздражительность, утомляемость, нарушается сон, появляются вегетативные расстройства, навязчивые идеи, часто в виде фобий.

Потребности людей отличаются разной выраженностью:

- модальностью (в чем нужда),

- силой (степенью потребностной напряженности),

- остротой (степенью переживания  неудовлетворенности).

Выраженность потребностей зависит от типа телосложения, темперамента, пола и пр. Так, пикникам (см. Словарь) требуется частое употребление пищи, людям с сильной нервной системой - больше двигательной активности, мужчинам свойственно испытывать потребность в риске, соперничестве и т.д.Мотивы каждого человека образуют определенную, ему лишь присущую структуру, иерархическую пирамиду, на вершине которой могут быть самые разные мотивы.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Объективными являются экспериментальные методы изучения мотивов и потребностей.

В качестве примера приведем исследование мотивов школьников, проведенное в лаборатории Л.И. Божович (1969). В эксперименте использовались две методики «Светофор» и «Секундомер». В первой методике определялось время реакции на различные световые сигналы (синий, желтый, белый, малиновый), каждый из которых связывался с определенным мотивом: завоевать лучшее место для звена, завоевать звание его командира. Сравнение (по секундомеру) времени реакции при разных мотивах позволило судить об индивидуалистических или коллективистических побуждениях.

Диагностические

Психологами разработано значительное количество конкретных методик для изучения потребностей, мотивации и мотивов поведения человека. Более 70 таких методик представлены в книге (Ильин Е.П., 2002).

- методика «Диагностика мотивационной структуры личности»,

- методика «Направленности  личности»,

- методика «Потребность  в достижении»,

- методика «Мотивация  успеха и боязнь неудачи»,

- методика «Мотивация  аффилиации»,

- методика «Познавательные  потребности»,

- методика «Оценка потребности  в одобрении» и др.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Гамезо M.B., Герасимова B.C., Машурцева Д.А., Орлова Л.М.

 

Общая психология: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. М.В. Гамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.


Информация о работе Функции и теории мотивации