Функции и задачи контроллинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 21:37, реферат

Описание работы

Современная экономика требует новых подходов к управлению. Один из наиболее успешных среди них – контроллинг. Он выступает синтезом таких дисциплин (концепций), как управленческий учет и экономика предприятия, претерпевших изменение из-за включения в их инструментарий новых методов, средств и даже информационных технологий. Считается, что для формирования системы контроллинга необходимо создание независимой службы. Но есть примеры эффективного использования контроллинга различными подразделениями финансово-экономического блока предприятий.

Содержание работы

Введение
1. Сущность контроллинга
2. Виды контроллинга
2.1 Стратегический контроллинг
2.2 Оперативный контроллинг
3. Функции и задачи контроллинга
3.1 Функции контроллинга
3.2 Основные задачи контроллинга
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контроллинг.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

 

3.1 Функции контроллинга

     Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей.

К ним относятся: 
 
- поддержка процесса планирования; 
 
- учёт для целей управления; 
 
- контроль за реализацией планов, в том числе выявление и анализ отклонений; 
 
- оценка протекающих процессов и представление отчётности руководству; 
 
- выработка рекомендаций по возможным решениям и оценка последствий их реализации. 
 
     Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учёта на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, то есть в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.

     Таким образом, в рамках функций и задач контроллинга можно выделить методический, организационный, координационный и консультационный аспекты. 

     На объём реализуемых в организациях функций контроллинга влияют в основном следующие факторы: 
 
- экономическое состояние организации; 
 
- понимание руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга; 
 
- размер организации (численность занятых, объём производства); 
 
- уровень диверсификации производства, номенклатуры выпускаемой продукции; 
 
- сложившийся уровень конкуренции; 
 
- квалификация управленческого персонала; 
 
- квалификация сотрудников службы контроллинга.

 

3.2 Основные задачи  контроллинга

     В общем виде задачи контроллинга могут быть классифицированы по различным функциональным областям менеджмента. 
 
1. В области учёта задачи контроллинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Основные задачи в сфере учёта: сбор и обработка информации, разработка и ведение системы внутреннего учёта, унификации методов и критериев оценки деятельности организации и её подразделений. 
 
2. В области планирования поддержка процесса заключается в формировании и развитии системы комплексного планирования, разработке методов планирования, определении необходимой для планирования информации. Источников информации и путей её получения. 
 
Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), обеспечивает координацию отдельных планов на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий. 
 
Служба контроллинга не определяет что планировать, но разрабатывает технологию планирования, выполняя управленческую функцию ведения задачи планирования на предприятии. Ответственность за реализацию планов остаётся в компетенции линейных руководителей. 

Основные задачи контроллинга в области планирования: 
 
- информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок); 
 
- формирование и совершенствование всей “архитектуры” системы планирования; 
 
- установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования; 
 
- координация процессов обмена информацией; 
 
- проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость; 
 
- координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию; 
 
- составление сводного плана предприятия.

 
 
3. В области контроля и регулирования  контроль за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объём. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений. 
 
     Основные задачи контроля и регулирования: определение параметров, контролируемых во временном и содержательном разрезах; сравнение плановых и фактических показателей для измерения и оценки степени достижения цели; определение допустимых границ отклонений величин; анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений. 
 
4. В области информационно-аналитического обеспечения руководства в задачи контроллинга входят разработка “архитектуры” информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений аналитической информации. 
 
5. Специальные функции и задачи. В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.

Например: 
 
- сбор и анализ данных о внешней среде: рынки денег и капиталов, конъюктуры отрасли, правительственные экономические программы; 
 
- сравнение с конкурентами;  
 
- обоснование целесообразности слияния с другими фирмами или открытия (закрытия) филиалов; 
 
- проведение калькуляции для особых заказов; 
 
- расчеты эффективности инвестиционных проектов.

 

Заключение 

 
     Главное, на что обращают внимание многие практики – это то, что внедрение контроллинга обеспечивает успешную практическую реализацию всех функций менеджмента и способствует повышению конкурентоспособности. Так, служба контроллинга в информационном плане помогает при разработке ключевых плановых заданий (планов продаж, инвестиций и т.д.); координирует отдельные планы по времени и их содержанию; проверяет представленные планы с точки зрения возможности их реализации и на этой основе формируется годовой план предприятия.  
 
     Внедрение контроллинга активно способствует повышению качества и результативности управления за счет расстановки приоритетов (тайм-менеджмент). Современному менеджеру приходится принимать решения, исходя из огромного количества информации, которую порой просто невозможно в полной мере и в нужные сроки правильно оценить. Решению этой проблемы помогает контроллинг, поскольку он обеспечивает руководителей уже проанализированной, обобщенной информацией, относящейся непосредственно к проблеме, которую менеджеру предстоит решить. Кроме того, контроллинг предоставляет необходимые данные менеджменту практически сразу по востребованности, поскольку служба контроллинга ведет эту работу постоянно, каждодневно. 
 
      В качестве инструмента менеджмента контроллинг является системой информационно-аналитической и методической поддержки руководителей в процессе анализа, планирования, принятия управленческих решений и контроля по всем функциональным сферам деятельности компании.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 
 
1. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг: Учебник. - М.: Омега Л, 2009 
 
2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф Учебник. 2008-2011

 
3. Карминский А.М., Фалько С.Г. Контроллинг/ Учеб.пос.для вузов 2010 
 
4. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: “Дело”, 2008. 
 
5. Уткин Э.А. Стратегическое планирование/ Э.А.Уткин Учебник 2008-440с.

6. http://www.glossary.ru/ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест 

1. Что лежит в основе концепции контроллинга? 

А. адаптация целей 
Б. планирование целей 
В. создание системы контроля 
Г. все вышеперечисленное (стр.5)

2. Контроллинг можно определить как:

А. управленческую функцию  
Б. контрольную 
В. информационную 
Г. все вышеперечисленное (стр.6) 

3. Виды контроллинга: 
 
А. стратегический, информационный 
Б. стратегический, оперативный (стр.7) 
В. оперативный, системный 
 
4. Главная функция стратегического контроллинга: 

А. разработка целей 
Б. разработка планов 
В. разработка стратегий (стр.7) 
 
5. Из скольких фаз состоит процесс стратегического контроллинга? 
 
А. 4 
Б. 3 (стр.8) 
В. 5

6. Сколько областей контроллинга существует? 

А. 3 (стр.9) 
Б. 6 
В. 2

7. Обеспечение информацией   менеджеров оперативного контроллинга осуществляется 
 
А. в краткосрочный период (стр.9) 
Б. в долгосроный период 
В. ежемесячно  

8. Сколько основных подконтрольных  показателей существует? 
 
А. 4 
Б. 3 
В. 5 (стр.10)

9. Сколько функций контроллинга существует? 

А. 6 
Б. 5 (стр.12) 
В. 7 

10. Основные задачи контроллинга: 

А. сбор и обработка информации 
Б. разработка и ведение системы внутреннего учёта 
В. унификации методов и критериев оценки деятельности организации  
Г. все вышеперечисленное (стр.13)

 


Информация о работе Функции и задачи контроллинга