Функции инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 16:21, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ.docx

— 26.72 Кб (Скачать файл)

ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Инновационный менеджмент является одной из форм общего, функционального менеджмента, объектом которого выступают процессы инновационно-технологического развития. Другими словами, инновационный менеджмент представляет собой систему, совокупность систематизированных знаний по современному менеджменту о методах создания трудоемких инноваций и их эффективности.

Выделение функций в инновационном менеджменте обусловлено разнообразием управленческой деятельности в цепи: идея - научные исследования - разработки - проектирование - производство - реализация инноваций. 
Под функциями менеджмента понимается вид деятельности, которая необходима для реализации общих задач управления инновациями. 
В теоретических трудах и в практической деятельности есть несколько подходов к классификации функций инновационного менеджмента. 

 К функциям, которые отражают содержание инновационной деятельности, относятся:

  1. прогнозирование (предвидение); 
  2. координация; 
  3. организация; 
  4. стимулирование (активизация); 
  5. контроль.

Названные функции определяют предметные сферы управленческой деятельности, каждая из которых направлена ​​на решение специфических и разнообразных вопросов взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы, требующих осуществления большого количества конкретных заходов.

  1. Прогнозирования.

 Функция прогнозирования (от греч. Prognosis - предвидение) в инновационном менеджменте направлена ​​на разработку прогнозов научно-технического развития на длительную перспективу. Под прогнозом понимается научно обоснованное мнение о возможных изменениях технико-экономического, технологического, социального состояния объекта управления в целом и его отдельных частей. Прогноз - это итог выводов, эмпирических данных и обоснованных предположений о направлениях развития в будущем. Особенностью прогнозирования инноваций является его альтернативность и многовариантность направлений в создании инноваций. Альтернативность означает возможность выбора одного решения по взаимоисключающих возможностей. Для составления прогноза о будущем состоянии объекта необходимы научные исследования закономерностей и тенденций развития общества, научно-технического прогресса, социальных потребностей, технических возможностей отрасли, предприятия и экономической деятельности. 
При разработке прогноза от специалистов требуется соблюдение объективности и научной добросовестности и недопущения субъективизма в оценке прошлого, настоящего и будущего. Следовательно, прогнозирование - это не только функция современного менеджмента, основанная на исследовании, но и стиль функционирования всей системы инновационного управления, определенный тип организации деятельности управленческого персонала (требования, ответственность, нормативы, мотивация). Прогнозирование невозможно без творчества, а творчество невозможно отделить от понятия «исследования». В этом процессе важное значение имеет правильное определение тенденций, которые намечаются, видение будущего развития организации. 
Перед началом прогнозирование всегда ставится цель прогноза. Постановка цели может начинаться с вопроса:  
Тезис. Куда можно попасть из данной точки и которые будут угрозы?  
Антитеза. Куда и для чего мы желаем двигаться с данной точки?  
Синтез. Куда можно попасть из данной точки и какой путь вероятный?  
Видение определяет цель, которая, в свою очередь, вытекает из определенной стратегии, показывает, где организация планирует оказаться в определенное время. На рис. 6.6 показаны эти процессы. 
 
Основной задачей функции прогнозирования является поиск эффективных путей развития исследуемого объекта на основе всестороннего ретроспективного анализа и изучения тенденций его изменений.

 В системе инновационного управления прогноз обеспечивает решение таких важных задач:  
определение возможных целей и приоритетных направлений развития прогнозирующего объекта; 

  • оценка экономических последствий реализации каждого из возможных вариантов развития объектов прогноза; 
  • определение мер, необходимых для обеспечения внедрения одного из вариантов прогноза; 
  • оценка необходимых ресурсов для осуществления намеченных программой мероприятий по развитию объекта. 
  • Существует большой арсенал методов прогнозирования, это: методы экстраполяции, экспертные (эвристические методы), метод сценариев, метод Дельфи, метод Монте-Карло, метод коллективной генерации идей и т.д.
  • Прогнозирования инноваций - это способ определить ход событий в будущем, исходя из того, что происходило в прошлом
  1. Координация.

Функция координации в инновационном менеджменте означает процесс согласования деятельности всех звеньев системы управления, аппарата управления подразделений НИОКР и отдельных специалистов. Координация обеспечивает единство отношений субъекта и объекта управления. 
Координация в сложных социально-экономических системах имеет противоречивые тенденции: с одной стороны, системе необходима свобода выбора поведения, а с другой - необходимо применять управленческие действия, чтобы изменить первоначальное состояние системы до нужного результату. 
Координация является основой структуры организации, которую обычно определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Без взаимосвязей и фактического взаимодействия частей не может быть организационного целого. Именно связи является условием взаимодействия. Связи между подразделениями организации, ее частями осуществляются через каналы коммуникации. Связи - это выявление отношений, а не какие-то действия. Связи различаются не тем, что происходит в их рамках, а тем, как реализуются отношения координации. Эффективная координация является функцией двух переменных: прав и информации. В организации различают различные типы связей, среди которых чаще всего анализируются такие пары связей: вертикальные и горизонтальные; линейные и функциональные, формальные и неформальные. 
Вертикальные связи соединяют иерархические уровни организации и ее подразделений. Они формируются в процессе проектирования организации, действуют постоянно, отражаются на всех возможных схемах, признают распределение полномочий, то есть указывают «кто есть кто» в организационной иерархии. Вертикальные связи являются каналами передачи распорядительной и отчетной информации и создают стабильность в организации. 
Горизонтальные связи - это связи между подразделениями, равными по положению в иерархии. их главное назначение - способствовать эффективному взаимодействию всех подразделений организации в соответствии с ее целей и задач. Горизонтальные связи реализуются с помощью различных методов, среди которых для управления инновациями приемлемыми являются: метод прямых контактов между теми, кто причастен к проблеме, метод создания целевых групп и команд, которые подробно рассматриваются в главе 9. Таким образом, функция координации создает основу интеграции инновационных процессов, инновационной деятельности в единый производственный процесс, создает условия для снижения уровня возможной конфликтности, что повышает эффективность организации в ее взаимодействии с внешней средой.

 

 
3. Организация

 Сущность этой  функции в инновационном менеджменте  заключается в обеспечении выполнения  плановых заданий и объединение  людей, совместно реализующих инновационные  планы, программы, проекты на базе  соответствующих правил и процедур.      К последним относится создание органов управления, соответствующей организационной структуры управления, установление взаимосвязей между подразделениями, распределение информации по подсистемами менеджменту. 
Функция организации обеспечивает рациональное сочетание в пространстве и времени всех элементов инновационного процесса, делает возможным эффективное выполнение плановых заданий и определяет условия, в которых они будут выполняться. Это важно, поскольку организация нуждается гибкости и динамичности в зависимости от тематики НИОКР. Современной теории и практике инновационного менеджмента присуще достаточно большое разнообразие форм и видов организации инноваций. 
Важной составляющей функции организации является распределение ответственности, риска и полномочий субъекта управления инновациями. 
При организации инновационной деятельности, как правило, сначала формируется научно-производственная структура фирмы, а затем как производная от нее строится структура управления инновациями. их типология и условия использования рассмотрены в разделе 9. 
Следует заметить, что организация инновационных процессов может иметь формальный и неформальный характер. Формальная организация инноваций базируется на методически обоснованных расчетах и ​​закрепляется в нормативных актах, положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационного процесса. 
Неформальная организация - это спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения между структурными подразделениями и исполнителями в процессе инновационной деятельности. Неформальные взаимоотношения и сотрудничество ученых, специалистов могут давать значительные научные и практические результаты в инновационной сфере.

 
4. Стимулирования.

Функция стимулирования в инновационном менеджменте выражается в побуждении работников к заинтересованности в результатах своего труда по созданию и реализации инноваций. 
Стимулирования предусматривает создание системы моральных и материальных поощрений для сотрудников организации в повышении профессионального уровня, продвижении по службе, улучшении психологического климата, что позволяет повысить производительность как индивидуальной, так и коллективной работы, обеспечить конкурентоспособность и процветание организации в долгосрочной перспективе. 
Главной предпосылкой успешного менеджмента в инновациях является гармонизация отношений между людьми - участниками инновационной деятельности на предприятии (организации), создание и поддержание благоприятного производственного и психологического климата. Это в значительной степени достигается различными средствами мотивации труда исполнителей.

5. Контроль.

 Функция контроля - одна из важных функций инновационного  менеджмента. Она заключается в  проверке организации инновационного  процесса, плана выполнения создания  новинок, реализации инноваций. Методы  контроля широко варьируют в  зависимости от типа производства  и выпускаемой продукции.

Задачами инновационного контроля являются: 

  • «Сбор и систематизация информации о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;  
    оценка полученных результатов деятельности; 
  • анализ причин отклонения и факторов, влияющих на результат деятельности; 
  • подготовка и реализация решений, направленных на достижение намеченных целей.

В системном подходе контроль выполняет функцию обратной связи в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи является обязательным условием завершенности системы управления. Принципиальное значение для организации контроля имеют следующие признаки: цель контроля, предметная область, масштабы и формы контроля.

ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ: 
Стратегический контроль лежит в основе деятельности высшего уровня менеджмента и предполагает учет, оценка и анализ результатов разработки и реализации перспективных концепций инновационного развития. Он осуществляется как на стадии формирования и разработки инновационной стратегии, так и в процессе ее реализации. Стратегический контроль концентрирует внимание на жизненно важных аспектах инновационного процесса: научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. 

Оперативный контроль нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет целью обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью ИП затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.

ПРЕДМЕТЫ КОНТРОЛЯ:

Финансовый контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности. Объектами контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние ИП, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной структурой. Наряду с общим контролем по ИП он обязательно организуется по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется в рамках целостной контроллинговой системы.

 

Административный контроль инноваций также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок.


Информация о работе Функции инновационного менеджмента