Функции массовой коммуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:28, реферат

Описание работы

Огромную роль в жизни людей играют средства массовых коммуникаций. Они оказывают огромное влияние на мышление людей, формируют общественное мнение. Информационные потоки могут сформировать отрицательное социально-психологическое настроение широких групп населения, разрушает веру людей в социальную справедливость и порядок, и институты его обеспечения. Специфика средств массовых коммуникаций в обществе проявляется, прежде всего в том, что они играют значительно большее функциональное значение, чем где бы то ни было, выступая не только инструментом комму-никации, социальной интеграции, но и социальных изменений.

Содержание работы

Введение
Понятие массовой коммуникации
История формирования функций массовой коммуникации
Информационная функция
Регулирующая функция
Культурологическая функция
Заключение
Используемая литература

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 20.17 Кб (Скачать файл)

 

Тема  работы: Функции массовой коммуникации.

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Понятие массовой коммуникации
  3. История формирования функций массовой коммуникации
  4. Информационная функция
  5. Регулирующая функция
  6. Культурологическая функция
  7. Заключение
  8. Используемая литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение  

Огромную  роль в жизни людей играют средства массовых коммуникаций. Они оказывают  огромное влияние на мышление людей, формируют общественное мнение. Информационные потоки могут сформировать отрицательное  социально-психологическое настроение широких групп населения, разрушает  веру людей в социальную справедливость и порядок, и институты его  обеспечения.  
Специфика средств массовых коммуникаций в обществе проявляется, прежде всего в том, что они играют значительно большее функциональное значение, чем где бы то ни было, выступая не только инструментом комму-никации, социальной интеграции, но и социальных изменений. Кроме того, массовым коммуникациям принадлежит главная роль, как средства политического манипулирования общественным сознанием, индивудуальным и групповым поведением.  
Начиная с 60-х годов и вплоть до 90-х во многих странах со-общалось о непрерывном росте числа преступлений, связанных с насилием – особенно среди подростков. В чем причина? Какие социальные силы привели к столь бурному росту насилия?  
Может быть, причиной роста насилия послужила увеличивающаяся пропасть между могуществом богатства и бессилием бедности? Или воспроизведение сцен насилия и сексуального принуждения в произведениях массовой культуры? Последний вопрос возникает в связи с тем, что всплеск физического и сексуального насилия совпал по времени с учащением появления в средствах массовой коммуникации кровавых и откровенно непристойных сцен. Является ли наблюдаемая связь просто случайным стечением обстоятельств?  
Для решения этих вопросов нам необходимо разобраться, что же такое средства массовой коммуникации, каковы основные закономерности психологии массовой коммуникации и определить негативное влияние средств массовых коммуникаций на общество.

 

 

Понятие массовой коммуникации

 

Массовая  коммуникация представляет собой систему, состоящую из источника сообщений и их получателя, связанных между собой физическим каналом движения сообщений. Такими каналами являются: А) печать (газеты, журналы, брошюры, книги массовых изданий, листовки, плакаты); Б) радио и телевидение — сеть широковещательных станций и аудиторий, имеющих радио— и телеприёмные устройства; В) кино, обеспеченное постоянным притоком фильмов и сетью проекционных установок; Г) звукозапись (система производства и распространения грампластинок, магнитофонных роликов или кассет); видеозапись.

Согласно  определению отечественного ученого  Б. Фирсова, «массовая коммуникация — процесс распространения информации с помощью технических средств (печать, радио, кинематограф, телевидение) на численно большие рассредоточенные аудитории».

Б. Фирсов выделяет в процессе коммуникации три фазы: 1) докоммуникативную, 2) коммуникативную и 3) послекоммуникативную. 

Первая  фаза характеризуется запросами  и ожиданиями аудитории. Вторая —  непосредственной реализацией этих запросов. Третья — использованием полученной информации.

Основная  функция массовой коммуникации заключается  в обеспечении взаимосвязи между  элементами общности (индивидами, социальными группами, классами) и между самими общностями с целью поддержания динамического единства и целостности данного социального образования.

Массовая  коммуникация, распространяя информацию о фактах, событиях, социальных и  культурных ценностях как международного, так и регионального характера, реализует свою основную функцию, решая  следующие социальные задачи: А) Создает и поддерживает общую «картину мира». Б) Создает и поддерживает «картину отдельной общности». В) Передает от поколения к поколению ценности культуры. Г) Предоставляет массовой аудитории развлекательную, тонизирующую информацию.

Массовая  коммуникация — это систематическое  распространение сообщений среди  численно больших, рассредоточенных аудиторий  с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История формирования функции массовой коммуникации

 

В 1948 г. Г. Лассуэлл выделил три основные функции массовой коммуникации: обозрение окружающего мира, что можно интерпретировать как информационную функцию; корреляция с социальными структурами общества, что можно толковать как воздействие на общество и его познание через обратную связь; передача культурного наследия, что можно понимать как познавательно-культурологическую функцию, функцию преемственности культур.

В I960 г. К. Райт выявил еще одну функцию массовой коммуникации -развлекательную. В начале 1980-x гг. специалист по массовой коммуникации Амстердамского университета Мак-Квейл назвал еще одну функцию массовой коммуникации -мобилизующую, имея в виду специфические задачи, которые выполняет массовая коммуникация во время различных кам-паний.

В отечественной психолингвистике выделяются четыре функции, типичные для радио и телевизионного общения: информационная; регулирующая; социального контроля; социализации личности - привитие личности тех черт, которые желательны для общества.

 

Информационная  функция

Информационная  функция заключается в предоставлении массовому читателю, слушателю и зрителю актуальной информации о самых различных сферах деятельности: деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Получая большой объем информации, люди не только расширяют свои познавательные возможности, но и увеличивают свой творческий потенциал. Знание информации дает возможность прогнозировать свои действия, экономит время. При этом заметно усиливается мотивация к совместным действиям. В этом смысле данная функция способствует оптимизации полезной деятельности общества и индивида.

 

Регулирующая функция

Регулирующая  функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и кончая контролем над обществом. Массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулировать и управлять общественным сознанием, фактически осуществлять функцию социального контроля. При определенных условиях эта функция служит целям «промывания мозгов».

Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно  пропагандируются СМИ как положительный  стереотип образа жизни, стиля одежды и т.п. Так происходит социализация индивида в соответствии с нормами, желательными для общества в данный исторический период.

 

Культурологическая  функция

Культурологическая  функция включает в себя ознакомление с достижениями культуры и искусства  и способствует осознанию обществом  необходимости преемственности  культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с  особенностями различных культур  и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности и в конечном счете способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие  массовой культуры, отношение к которой  в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить  широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями  является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования  воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исследование  комплекса проблем возникновения, развития и функционирования СМК  тесно связано с понятием эффективности  их деятельности.

С учетом приведенных выше характеристик  и основных функций массовой коммуникации ее социальная сущность сводится к  тому, что это - мощное средство воздействия  на общество с целью оптимизации  его деятельности, социализации индивида и интеграции общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

 

1. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. - М., 2002

2. Терин В.П. Массовая коммуникация. – М., 1999.

3. www.humanities.edu.ru/db/msg/2392

4. www.sociology.ru/coumassc.html

5. advsmi.bed-linen.ru/function_massmedia


Информация о работе Функции массовой коммуникации