Функции менеджеров в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мира, предлагает иное определение. "Управление -это особый виде деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации.

Файлы: 1 файл

менеджмент.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

1.Функции менеджеров  в управленческой деятельности.

 

УПРАВЛЕНИЕ - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

             Питер Ф. Друкер, которого многие считают ведущим теоретиком в области управления и организации в мира, предлагает иное определение. "Управление -это особый виде деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу". Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. И, наконец, именно управление в большей степени, чем что-либо другое, объясняет самый значимый феномен нашего века: взрыв образования. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации. Практически все люди, имеющие образование выше средне школьного, во всех развитых странах мира в Соединенных Штатах эта цифра составляет более 90% - проведут всю свою жизнь в качестве служащих управляемых организаций и не смогут жить и зарабатывать себе на жизнь вне организаций».

 В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решения по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях. Предполагается, что принимаемые менеджером решения являются обоснованными и вырабатываются на базе использования новейших методов управления: многовариантных расчетов с помощью компьютерной техники.

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение  и употребляется применительно:

- К организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;

- К руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);

- К руководителю по отношению к подчиненным;

- К администратору любого уровня управления, организующего работу в соответствии с современными методами.

Процесс управления состоит  из четырех взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля.

 Таким образом, планирование, организация, мотивация и контроль  представляют собой четыре основные функции менеджера.

 Рассмотрим каждую  из них несколько подробнее. 

ПЛАНИРОВАНИЕ. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей функция планирования отвечает на три следующие основные вопроса:

1. Где мы находимся в настоящее время?

2. Куда хотим двигаться?

3. Как мы собираемся сделать это?

Посредством планирования руководство  стремится установить основные направления  усилий и принятия решений, которые  обеспечат единство цели для всех членов организации. Другими словами, планирование - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. Планирование в организации не представляет собой отдельного одноразового события в силу двух существенных причин. Во-первых, хотя некоторые организации прекращают существование после достижения цели, ради которой они первоначально создавались, многие стремятся продлить существование как можно дольше. Поэтому они заново определяют или меняют свои цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут разворачиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.

ОРГАНИЗАЦИЯ. Организовывать - значит создавать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работы выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая и работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей. Поступая таким образом, они соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю.

МОТИВАЦИЯ. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно  составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого смысла, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом. Руководители всегда осуществляли функцию мотивации своих работников, осознавали они это сами или нет. Раньше считалось, что мотивирование - это простой вопрос, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен за прилагаемые усилия. На этом основывался подход к мотивации школы научного управления.

 Исследования в области  поведенческих наук продемонстрировали  несостоятельность чисто экономического подхода. Руководители узнали, что мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

 В настоящее время  мы понимаем, что для того, чтобы  мотивировать своих работников эффективно руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

КОНТРОЛЬ. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию  отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль - это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля: Установление стандартов - это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана.

2.Понятия «менеджер»  и «предприниматель».

 

Современный менеджер выступает  в системе общественного производства как: управляющий, дипломат, лидер, воспитатель, инноватор.

 Менеджеры - это определенная  категория людей, социальный слой  тех, кто осуществляет работу  по управлению. Менеджер – обязательно  занимает постоянную должность, является наемным работником и в его подчинении находятся люди. Менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

 Термин "менеджер" имеет  широкое распространение и употребляется  применительно:

-к организатору конкретных  видов работ в рамках отдельных  подразделений или программно-целевых групп;

-к руководителю предприятия  в целом или его подразделений  (управлений, отделений, отделов);

-к руководителю по отношению к подчиненным;

-к администратору любого  уровня управления, организующего  работу в соответствии с современными методами.

 

  Менеджеры и их функции

 

 Генри Минцберг в своей работе “Природа управленческого труда” сформулировал следующие основные качества преуспевающего лидера:

 

 Искусство быть равным, т.е. способность установить и поддержать систему отношений с равными себе людьми.

 Искусство  быть лидером – способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью

 Искусство разрешать конфликты – способность выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, урегулировать неприятности, порождающиеся психологическими стрессами

 Искусство обрабатывать информацию – способность построить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать.

 Искусство принимать нестандартные управленческие решения – способность находить решение проблем, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны.

 Искусство распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов.

 Искусство быть предпринимателем (дар) – способность идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации. Искусство самооценки – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию. Предпринимательство - это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемой физическими или юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск на постоянной основе.

              Предпринимательская деятельность, осуществляемая физическими лицами, относится к индивидуальной или частной предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, относится к коллективной предпринимательской деятельности. Обе формы предпринимательской деятельности основаны как на собственности капитала и имущества, принадлежащего субъектам предпринимательской деятельности, так и на финансовых средствах, привлекаемых со стороны. В этой и другой форме предпринимательской деятельности может применяться и не применяться наемный труд работников. Предприниматель – это человек, который осуществляет бизнес, создавая новое дело, реализуя некоторые нововведения, вкладывая собственные средства в новое дело, принимая на себя риск. Предприниматель - это лицо, которое вкладывает собственные средства в организацию дела и принимает на себя личный риск, связанный с его результатами.

                В содержание понятия "предпринимательство" входит такое понятие, как "бизнес". Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации –определенной продукции или услуг. Управление бизнесом – это управление коммерческими и хозяйственными организациями, приносящими доход. Бизнес - это дело, деловая активность, направленные на решение задач, связанных в конечном счете с осуществлением на рынке операций обмена товаров и услугами между экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся в рыночной практике форм и методов конкретной деятельности. Бизнес - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых коммерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода. Субъект в бизнесе именуется бизнесменом или коммерсантом.

 

 

Различие между  предпринимателем и менеджером

Предприниматель

Руководитель (менеджер)

1. Человек, осуществляющий  инициативную деятельность на свой страх и риск под свою ответственность. Занятие постоянной должности не обязательно

1. Наемный работник, обладающий  специальной профессиональной подготовкой в теории и практике управления, занимающий определенную должность в организации. Характерна формальная ответственность за результаты деятельности организации

2. Выполняет предпринимательские  функции (разработка новых идей, организация нового дела и т. п.). Инновационный момент – основа деятельности предпринимателя

2. Выполняет управленческие  и, частично, предпринимательские функции. Инновационный момент присутствует в деятельности менеджера

3. Свободен в действиях, самостоятелен в целях

3. Обеспечивают  достижение  целей, диктуемых собственниками  капитала


 

Как видно, хороший предприниматель  вовсе не обязательно является хорошим  руководителем, способным эффективно осуществлять все управленческие функции, поскольку их выполнение требует  не только специальных знаний, но и  особых, отличных от предпринимательских способностей.

          Отметим следующий интересный факт: изначально управлением занимался собственник имущества,  и только в XIX веке произошло выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности.  В современной экономике России с развитием малого и среднего бизнеса появились менеджеры-совладельцы (владеющие пакетом акций управляемого предприятия) и менеджеры-предприниматели (частные собственники, лично управляющие предприятием).

Информация о работе Функции менеджеров в управленческой деятельности