Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:47, статья
поддержка малого бизнеса невелика
В 2010-2011 годах
в России действуют различные
программы государственной
В пору нынешнего экономического кризиса биржи труда многих городов России проводят специальные программы по уменьшению числа безработных, путём увеличения числа инивидуальных предпринимателей и одновременной поддержке малого бизнеса. С этой целью официально зарагестрированным безработным выдаётся безвозмездная субсидия на открытие и развитие своего дела. В разных городах сумма субсидии немного колеблется, но условия предоставления её - везде примерно одинаковы.
Размер субсидии определяется как размер пособия по безработице, выплачиваемый единовременно за год, то есть за 12 месяцев.
Каждый соискатель на получение субсидии проходит специальное тестирование на выявление "предпринимательской жилки", составляет и защищает перед комиссией с биржи труда свой бизнес-план, и, в случае одобрения комиссии - получает субсидию. Формат получения (наличными или на счёт в банке) в разных регионах - разный, сроки с момента одобрения до получения денег - тоже отличаются.
После этого вы должны зарегестрироваться как ИП или в иной форме официально открыть своё дело по всем правилам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Но через определённый (заранее оговоренный) отрезок времени вы обязаны предоставить на биржу труда документы, подтверждающие расходование вами полученных средств на те или иные действия, необходимые для функционирования вашего малого бизнеса.
Версия для печати Код для вставки в блог
Об этом заявил сегодня Дмитрий Медведев на встрече с главой Внешэкономбанка. Владимир Дмитриев рассказал Президенту о новой программе по поддержке предпринимателей.
По его словам, ВЭБ направил своим дочерним структурам дополнительные средства, и в конечном счете это позволит региональным банкам уменьшить процентную ставку для заёмщиков.
Дмитрий Медведев, Президент РФ: "Это важнейшая тема. Мы неоднократно её обсуждали на совещаниях с правительством, с участием банков, с Вашим участием в том числе. Конечно, эти решения не могут быть волевыми, они должны быть экономически проработанными, но, тем не менее, направленность очевидна. Мы должны последовательно заниматься снижением кредитной ставки для всей экономики, и особенно для субъектов малого и среднего бизнеса".
Владимир Дмитриев, председатель Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности" (Внешэкономбанк)": "Мы из этого исходим. И более того, расширяя продукты, мы одновременно создаём инфраструктуру, которая позволила бы расширять и объём финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, которые прибегают к нашей помощи".
Несмотря на удары кризиса, малому бизнесу России удалось продемонстрировать незначительный «демографический» прирост в 2%. Но, как показали итоги 2009 года, чтобы обеспечить бум «рождаемости» новых предприятий, особенно в сфере инноваций, необходимо создать широкую сеть инфраструктурной поддержки малого бизнеса на местах на всей необъятной российской территории. Такой вывод можно сделать по итогам прошедшего 23 декабря двадцать первого заседания Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации ФС РФ.
Председатель Совета
Федерации ФС РФ Сергей Миронов
отметил, что инфраструктура поддержки
малого бизнеса должна быть системой по
оказанию услуг предпринимателям по различным
направлениям бизнеса. «Это должна быть
именно система, оказывающая услуги бизнесу.
Сегодня все организации можно условно
поделить на три группы: имущественная
и финансовая инфраструктура поддержки,
инфраструктура поддержки инновационного
бизнеса, оказание различных информационных
и консультационных услуг. Но пока структур,
оказывающих поддержку бизнеса по всем
этим направлениям, очень
мало в России», - пояснил спикер СФ.
С. Миронов подчеркнул, что
сегодня предпринимателей в первую очередь
интересует финансовая поддержка. «Не
могу не признать, что банки так и не стали
надежным партнером и опорой для малого
бизнеса. Несмотря на весомую
господдержку банковской системы, деньги
либо не доходят до малого бизнеса, либо
банки выставляют неприемлемые условия
кредитования. В этой связи первоочередной
задачей становится создание финансовой
инфраструктуры небанковского сектора
кредитования для развития
малого бизнеса. Речь идет о микрофинансовых
организациях», - подчеркнул С. Миронов.
По его словам, и в этом вопросе
есть свои трудности: базовый закон до
сих пор не внесен в ГД и правила игры на
микрофинансовом рынке не определены.
«Фактически микрофинансовые
организации работают на российском рынке
на свой страх и риск. Они, как и предприниматели,
четко не понимают своих обязанностей.
По-русски в таких случаях говорят – слепой
стрижет лысого. Поэтому в первую очередь
необходимо в срочном порядке
принимать закон о микрофинансовых организациях»,
- заявил спикер.
Не менее важными он назвал
два других направления поддержки – инфраструктуру
сопровождения инновационных проектов,
венчурного финансирования и информационного
сопровождения малого бизнеса.
С. Миронов напомнил, что со
дня принятия закона о малом и среднем
бизнесе, давшего старт форсированному
созданию инфраструктур поддержки на
федеральном и региональном уровнях, прошло
2,5 года. Однако далеко не все регионы демонстрируют
успехи в этом вопросе. «Недостаток
объектов инфраструктуры поддержки малого
бизнеса, их разобщенность по-прежнему
является серьезной проблемой регионов.
Во многом это связано с тем, что организации,
оказывающие поддержку малому бизнесу,
сами нуждаются в поддержке
со стороны государства», - заключил С.
Миронов.
Директор департамента развития
малого и среднего предпринимательства
Министерства экономического развития
РФ Андрей Шаров начал свое выступление
с позитивной информации – по данным МЭР
на первое октября 2009 года,
количество малых предприятий выросло
на 2%. Представитель ведомства считает,
что этот результат был обеспечен во многом
реализацией программ, в том числе, программы
Минздравсоцразвития по вовлечению в
предпринимательство безработных граждан и лиц, находящихся под угрозой
увольнения. Тем не менее кризис не мог
не сказаться на приросте малых компаний,
поскольку в 2008 году он все-таки составлял
10%.
Касаясь вопроса
развития инфраструктур поддержки малого
бизнеса, А. Шаров развеял миф о том, что
через них удастся поддержать все 5 млн
283 тыс. 206 субъектов малого предпринимательства
России, сославшись на европейский стандарт,
по которому не более 15% малых компаний
пользуются тем или иным видом поддержки.
В то же время А. Шаров не стал отрицать,
что пока российский уровень поддержки
несопоставимо ниже.
Тем не менее, по его мнению,
по таким важным вопросам, как имущественная
и информационная поддержка, есть безусловный прогресс. В частности,
в 2010 году, помимо региональных объектов,
в распоряжении малого бизнеса поступят
3 тыс. объектов недвижимости федерального
значения. МЭР настаивает, чтобы имущество
федеральных объектов для малого бизнеса
было передано в управление
субъектов РФ. Таким образом проблема
передачи имущества в аренду малому бизнесу
получит более оперативное решение.
Еще одна позитивная новость:
если малые компании не успеют воспользоваться
правом выкупа арендуемого имущества,
а всего по России таковых
будет не менее 20 тыс., то действие закона
будет продлено.
А. Шаров отметил, что кризис
меняет отношение регионов к развитию
малого бизнеса. В 2009 году впервые в программе
финансовой поддержки малого бизнеса
приняли участие все без исключения
регионы РФ. В программе «грантовой» поддержки
приняли участие 65 регионов. До конца года
благодаря программе удастся создать
не менее 20 тыс. новых рабочих мест в малом
бизнесе. Показательно, что даже те стартующие
компании, которым не удалось получить грант, не отказываются от
регистрации бизнеса и реализуют задуманный
проект. Представитель МЭР заверил, что
эта программа будет продолжена и в 2010
году.
Он сообщил, что в 43 регионах
России работают программы микрофинансирования.
Кроме того, в 2009 году значительно
увеличена поддержка кредитованием малого
бизнеса – в 70 регионах созданы гарантийные
фонды, на капитализацию которых выделено
12 млрд рублей.
Скоро выйдет приказ МЭР, устанавливающий
стандарты деятельности фондов, понятные
для банков и заемщиков.
Единственные трудности, по
мнению А. Шарова, возникают с венчурным
инвестированием. Но и в этом направлении,
по его словам, есть успехи. Если раньше
с понятием инновации связывали такие
регионы как Томская, Новосибирская области,
Москва и Санкт-Петербург,
то в 2009 годы на инновационный прорыв вышла
небольшая компания из Республики Мордовия
, проект которой по импортозамещению
в области производства труб, куда было
вложено 40 млн рублей, увеличил рыночную
стоимость компании в 10 раз.
В заключение А. Шаров сообщил,
что приоритетом 2010 года станут программы
модернизации и инновационной направленности.
Поэтому более широко будут задействованы
лизинговые механизмы для обновления
мощностей и компенсация затрат инновационных
компаний – оформление патента
за рубежом и т. п.
Президент Российской ассоциации
развития малого и среднего предпринимательства
Александр Иоффе обратил внимание на особую
важность вопроса развития инфраструктуры
поддержки и развития малого бизнеса.
Он выступил с предложением
провести научно-практическую конференцию
по этому вопросу.
"Необходимо дать определение,
что такое инфраструктура, каковы ее составные
части, элементы и задачи. Принципиальный
вопрос - инфраструктуру необходимо рассматривать
как систему организаций.
Сегодня нет единого понятия инфраструктуры"
, - считает А.Иоффе. Он пояснил: если на
этапе становления малого бизнеса под
этим словом подразумевались организации,
созданные для решения финансовых проблем
малого бизнеса, то позже под это понятие попали технопарки и бизнес-инкубаторы.
Но на самом деле инфраструктура необходима,
чтобы удовлетворять абсолютно все потребности
малых предприятий, работающих в различных
отраслях. Очевидно, что каким-то предприятиям
нужны в первую очередь деньги, а другим - необходимо обучить своих
сотрудников или продвинуть свой товар
на межрегиональные и международные рынки.
Поэтому, как определяет ее А.Иоффе, инфраструктура
- это система организаций, предоставляющих
финансовые, имущественные, консультационные,
обучающие и другие услуги
для малого бизнеса. Вся эта система как
на федеральном, так и региональном и муниципальном
уровнях должна иметь различные институты,
которые должны отвечать на любой запрос
предпринимателя.
По его мнению, важно определить,
какие элементы должны быть
на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях. Но на любом уровне каждый предприниматель
должен иметь инстанцию, где он может получить
ответ на интересующий его вопрос.
"У Москвы есть опыт создания
такой многоканальной системы
– сейчас в ней уже более 70 организаций,
и этот опыт можно и нужно использовать.
Более того, многие московские структуры
выполняют функции федеральных структур
- Система субконтрактации (работает в
более 30 регионах), Система ММЦ ( охватывает
более 60 регионов)", - заявил
А. Иоффе.
Не оставил без внимания А.
Иоффе еще один важный вопрос - проблему
поддержки промышленного малого бизнеса.
Здесь есть серьезные коллизии, связанные
с противоречием закона о поддержке МП
с другими федеральными законами. Идея, связанная с ЧГП по созданию имущественных
комплексов, вступает в противоречие с
Градостроительным кодексом, Земельным
кодексом и т.д. "По сути, мы губим на
корню инвестиционную инициативу МП создавать
имущественные комплексы типа технопарков
и промзон. Когда им говорят,
что есть единственная форма - аукцион
и платный доступ к земельным ресурсам,
начинается конкуренция с девелоперами,
которые больше заплатят, потом дороже
продадут, и можно считать, что никакой
инфраструктуры поддержки не будет",
- заключил А.Иоффе.
Президент Общероссийской
общественной организации малого и среднего
предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Сергей
Борисов сообщил, что сегодня главные
проблемы малого бизнеса возникают из-за
невыполнения законов на местах. По его
словам, можно констатировать
«саботаж ФЗ № 159 в регионах». «В огромном
количестве регионов и муниципалитетов
предприниматели были отлучены от возможности
выкупа арендуемых помещений. Каждое четвертое
предприятие столкнулось с нарушением
закона. В 18 регионах органы прокуратуры
зафиксировали грубые нарушения закона:
расторжение действующего договора аренды
и продажа имущества на аукционах, передача
муниципального имущества в ведение муниципальных
нужд. Фактически принятый закон сыграл
злую шутку с предпринимателями, ускорив действия муниципалитетов по
отбору имущества. В «лидерах» - Липецкая,
Московская, Ивановская, Тульская, Тверская
области, Камчатский и Красноярский края»,
- заявил С. Борисов.
Есть у президента ОПОРЫ вопросы
по нехватке мест в бизнес-инкубаторах. Он напомнил, что в Сингапуре, например,
предложение опережает спрос, но в России
все в точности наоборот. Кроме того, арендные
ставки в бизнес-инкубаторах слишком высоки.
По его прогнозам, инновационный
прорыв пока обеспечивается в любой сфере,
только не в области конкуренции.
А это тормозит процесс вовлечения предпринимателей
в инновационную деятельность.
Информация о работе Господдержка малого бизнеса (малого предпринимательства)