Государственная система управления трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время в условиях развитой рыночной экономики трудовые ресурсы являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления. В литературе по экономике и статистике труда термин трудовые ресурсы, также как и рынок труда широко распространен, который используется для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. Предмет исследования - трудовые ресурсы и рынок труда, как важнейшие составляющие социально-трудовых отношений. Цель работы - изучить деятельность рынка труда и понять смысл значения трудовые ресурсы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пониятие трудовых ресурсов………………………………………………….4
2. Государственная система управления трудовыми ресурсами……………..10
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18

Файлы: 1 файл

реферат упрв персонал.docx

— 36.72 Кб (Скачать файл)

Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных  ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон  о банкротстве предприятий в  отдельных статьях регулирует отношения  между трудовым коллективом и  администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий  круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В  законодательстве закреплены права  и обязанности сторон и в таких  вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.

Программы подразделяются на федеральные, призванные решать проблемы общенационального или межрегионального масштаба (например, Программа содействия занятости населения РФ, Программа  поддержки малого предпринимательства), региональные (например, Программа  развития экономики и культуры малочисленных  народов Севера), отраслевые (например, Программа санации неперспективных  и особо убыточных шахт и разрезов угольной промышленности России), частные (например, программа самозанятости).

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области  трудового законодательства принимаются  Государственной Думой. Совет Федерации  также обладает правами по участию  в законодательной деятельности, но они имеют иной характер, чем  у Госдумы. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять  федеральные законы, принятые Госдумой. Значительную роль в осуществлении  парламентского контроля играют комитеты палат. Комитеты и комиссии палат - органы, способствующие эффективной деятельности парламента, реализации его компетенции через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

Деятельность Правительства  охватывает по существу все стороны  жизни общества. В сфере управления экономикой оно разрабатывает федеральный  бюджет, программы экономического развития. В сфере социальной политики - программы  социального развития и др. Правительство  формирует федеральные и отраслевые министерства, службы и агентства  и в их числе как специализированные на вопросах труда и управления трудовыми  ресурсами (Федеральная служба по труду  и занятости Министерства здравоохранения  и социального развития РФ), так  и образовательные, научные. В состав отраслевых и иных министерств и  ведомств входят подразделения по управлению кадрами, трудом, оплатой труда и  т.п.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.

Министерство юстиции  РФ обеспечивает реализацию государственной  политики, в том числе в социально-трудовой области. Его задачами являются:

- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);

- государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;

- организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;

- сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;

- повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;

- участие в правовом просвещении граждан и др.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют также  различные организации профсоюзов (при заключении коллективных договоров, генерального и отраслевых (тарифных) соглашений и др.). Через профсоюз работники и работодатели договариваются по следующим вопросам: форма, система, размер оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты; механизм регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции; занятость работников; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, а также отпусков; меры по улучшению условий и охраны труда; медицинское и социальное страхование; интересы работников при приватизации предприятий и ведомственного жилья; техника безопасности и охрана здоровья работников на производстве.

В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные  объединения:

- традиционные (официальные) профсоюзы (ФНПР - Фонд 
независимых профсоюзов России). В их структуру входят 
40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных проф 
объединений, насчитывающих более 65 млн человек, что 
составляет более 90% общего числа членов профсоюзов 
в России;

- альтернативные профсоюзы демократической ориентации -  объединяют 300-350 тыс. человек, входящих в 25 офици 
ально зарегистрированных и столько же незарегистриро 
ванных альтернативных профсоюзов. Возникли на волне массовых забастовок лета 1989 г.;

- локальные профсоюзы - немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города (например, С.-Петербурга);

- профсоюзы работников негосударственного сектора: их около 10, они объединяют до 3 млн человек, занятых в негосу 
дарственном секторе, а также самих предпринимателей. Эти 
профсоюзы скорее содействуют развитию предприниматель 
ства, чем защищают права наемных работников.

Многие вопросы управления трудовыми ресурсами рассматриваются  с учетом международных соглашений, конвенций и других документов в  области труда, которые являются обязательными для государств - членов МОТ, каковым является и Россия.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению  единой государственной политики в  области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения  и социального развития РФ, которое  работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и  с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.

 

Основными задачами Федеральной  службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального  развития РФ являются: выработка политики в социально-трудовой сфере; координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране; разработка основных направлений социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения и др.

Федеральная служба по труду  и занятости занимается разработкой  и осуществлением государственной  политики в области занятости  населения и проведением организационных  мероприятий по ее реализации; разрабатывает  государственные программы занятости  на основе прогнозов (программ, планов) экономического развития с участием представителей организаций, предпринимателей (работодателей) и представителей трудящихся; осуществляет методическое руководство  разработкой программ занятости; контролирует реализацию программ занятости, руководствуясь в своей деятельности Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

К Федеральной службе по труду и занятости относится  ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации  и нормирования труда, повышения  квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Международная организация  труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.

Цели МОТ - выработка соглашений, международных конвенций в области  труда для последующей их ратификации  государствами - членами МОТ; создание системы контроля и наблюдения за выполнением принципов и стандартов, устанавливаемых конвенциями в  области трудовых отношений; разработка проектов и программ по оказанию помощи мелким предприятиям в целях роста  занятости населения в странах  третьего мира; изучение и анализ тенденций  и выработка направлений развития систем профессионального обучения в мире; проведение международных конференций, семинаров по вопросам трудовых отношений (социальное партнерство, условия и оплата труда, трудовое законодательство. занятость населения и т.д.) и др [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Государственную систему  управления трудовыми ресурсами  России можно охарактеризовать с  двух сторон: с точки зрения тех  задач, функций, процессов, выполнение которых она должна обеспечить и  для решения которых создана; и с точки зрения организационно-структурного состава, т.е. наличия органов государственной  власти и управления, исследовательских  и учебных институтов и организаций, призванных выполнять эти задачи и функции.

По составу и характеру  задач государственная система  управления трудовыми ресурсами  в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные  исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений  в Российской Федерации, мотивации  и оплаты труда, организации и  нормировании труда, изучения и регулирования  занятости населения и его  миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального  обучения и повышения квалификации и т.д.

Основными направлениями  совершенствования государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются:

- проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;

- тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны и производительности труда, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Уткин, Э. Л. Курс менеджмента [Текст] : учеб. пособие / Э. Л. Уткин ; Москва : Изд-во Март, 2006. – 650 с.

2. Мескон, М.Х. Основы менеджемта. [Текст] : учеб. пособ. для вузов / М.Х. Мескон; Москва : изд-во Альберт, 2008. – 702 с.

3. Рофе, А.И. Теоретические основы экономики и социологии труда [Текст]: учебник для студентов вузов / А.И. Рофе, А.Л. Жуков, под общ. ред А.И. Рофе.- Москва : изд-во МИК, 2010.- 326 с.

4. Гончаров, В. В. Менеджмент [Текст] : учебник / В. В. Гончаров ;  Мурманск: Изд-во Мисанта, 2003. - 624 с.

5. Латфуллин, Г.Р. Теория организации [Тект]: учебник для вузов / Г.Р. Латфаллин, А.В. Райченко, под ощб. ред. Г.Р Латфуллин.- Санкт-Петербург : изд-во Амфора, 2009. – 400 с.

6. Поршнева, А.Г. Управление организацией [Текст]: учебник / А.Г. Поршнева, З.П. Ру мянцев, под общ. ред. А.Г. Поршнева.- Москва : изд-во ИНФА-М, 2009. – 669 с

 

 

 


Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами