Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:22, реферат
Другим стимулом роста профессиональных качеств рабочей силы и проявления потенциальных способностей к труду служит конкуренция, обусловленная наличием на рынке труда свободной рабочей силы. Рынок труда влияет и на работодателей: появляется экономическая состязательность их между собой за привлечение лучших работников.
Актуальность данной темы в том, что в настоящее время в условиях развитой рыночной экономики трудовые ресурсы являются одним из важнейших аспектов теории и практики управления. В литературе по экономике и статистике труда термин трудовые ресурсы, также как и рынок труда широко распространен, который используется для нужд централизованного управления людскими ресурсами страны. Предмет исследования - трудовые ресурсы и рынок труда, как важнейшие составляющие социально-трудовых отношений. Цель работы - изучить деятельность рынка труда и понять смысл значения трудовые ресурсы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Пониятие трудовых ресурсов………………………………………………….4
2. Государственная система управления трудовыми ресурсами……………..10
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………...18
Трудовой кодекс РФ регламентирует трудовое поведение в различных ситуациях (прием на работу, увольнение, охрана труда, компенсации работникам, отпуска и т.д.) представителей администрации, наемных работников, профсоюзов. Закон о банкротстве предприятий в отдельных статьях регулирует отношения между трудовым коллективом и администрацией в случае санации (банкротства) предприятия, охватывая более узкий круг вопросов (выплата заработной платы и порядок увольнения). В законодательстве закреплены права и обязанности сторон и в таких вопросах, как защита от дискриминации, применение детского труда, безопасность, гигиена труда и др.
Программы подразделяются на
федеральные, призванные решать проблемы
общенационального или
Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена Федеральным Собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Федеральные законы в области
трудового законодательства принимаются
Государственной Думой. Совет Федерации
также обладает правами по участию
в законодательной
Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом. Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.
Деятельность Правительства
охватывает по существу все стороны
жизни общества. В сфере управления
экономикой оно разрабатывает федеральный
бюджет, программы экономического развития.
В сфере социальной политики - программы
социального развития и др. Правительство
формирует федеральные и
Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с применением трудового законодательства. Судебную власть представляют суды: Верховный, Высший Арбитражный и Конституционный, федеральные суды, а также Министерство юстиции.
Министерство юстиции
РФ обеспечивает реализацию государственной
политики, в том числе в социально-
- участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ (проводит экспертизу законов, разрабатывает проекты нормативных актов);
- государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан;
- организация и развитие системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан;
- сотрудничество с ассоциациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам;
- повышение квалификации кадров учреждений и организаций юстиции;
- участие в правовом просвещении граждан и др.
В решении ряда социально-трудовых
проблем важную роль играют также
различные организации
В профсоюзном движении России сейчас выделяются следующие организационные объединения:
- традиционные (официальные)
профсоюзы (ФНПР - Фонд
независимых профсоюзов России). В их структуру
входят
40 отраслевых профсоюзов и более 70 региональных
проф
объединений, насчитывающих более 65 млн
человек, что
составляет более 90% общего числа членов
профсоюзов
в России;
- альтернативные профсоюзы
демократической ориентации - объединяют
300-350 тыс. человек, входящих в 25 офици
ально зарегистрированных и столько же
незарегистриро
ванных альтернативных профсоюзов. Возникли
на волне массовых забастовок лета 1989
г.;
- локальные профсоюзы - немногочисленные, организационно обособленные в масштабах города (например, С.-Петербурга);
- профсоюзы работников негосударственного
сектора: их около 10, они объединяют до
3 млн человек, занятых в негосу
дарственном секторе, а также самих предпринимателей.
Эти
профсоюзы скорее содействуют развитию
предприниматель
ства, чем защищают права наемных работников.
Многие вопросы управления
трудовыми ресурсами
Центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда, занятости и социальных вопросов и одновременно координирующим работу по этим направлениям в Российской Федерации, является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, которое работает во взаимодействии с центральными органами федеральной исполнительной власти, субъектов Федерации и с общественными организациями. Это министерство, подведомственные ему организации, учреждения, предприятия и органы по труду и занятости населения субъектов Федерации образуют единую государственную систему управления социально-трудовыми вопросами в Российской Федерации.
Основными задачами Федеральной службы по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ являются: выработка политики в социально-трудовой сфере; координация всей работы в социально-трудовой сфере в стране; разработка основных направлений социальной политики правительства; подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда; формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений; участие в заключении генерального и отраслевых (тарифных) соглашений; регулирование рынка труда, занятости населения и др.
Федеральная служба по труду
и занятости занимается разработкой
и осуществлением государственной
политики в области занятости
населения и проведением
К Федеральной службе по труду и занятости относится ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, организации и нормирования труда, повышения квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.
Международная организация труда (МОТ) - трехсторонняя организация, в которой представлены работники, работодатели и государственные органы с равными правами в процессе принятия решения. Результаты этой деятельности ежегодно обсуждаются на трехсторонней конференции труда.
Цели МОТ - выработка соглашений,
международных конвенций в
Заключение
Государственную систему
управления трудовыми ресурсами
России можно охарактеризовать с
двух сторон: с точки зрения тех
задач, функций, процессов, выполнение
которых она должна обеспечить и
для решения которых создана;
и с точки зрения организационно-структурного
состава, т.е. наличия органов
По составу и характеру задач государственная система управления трудовыми ресурсами в ее нынешнем виде охватывает достаточно широкий круг проблем, включая научные исследования и их практическую реализацию в сферах социально-трудовых отношений в Российской Федерации, мотивации и оплаты труда, организации и нормировании труда, изучения и регулирования занятости населения и его миграции, трудового законодательства, охраны и условий труда, уровня жизни, социального партнерства, профессионального обучения и повышения квалификации и т.д.
Основными направлениями
совершенствования
- проведение глубокого всестороннего анализа проблем управления трудовыми ресурсами страны с точки зрения их формирования, использования, развития, занятости, миграции. Необходимость в таком анализе объясняется тем, что в условиях рыночной экономики происходит определенное перераспределение объема задач в области социально-трудовых отношений между федеральными и региональными органами управления. Некоторые вопросы, например в области оплаты и мотивации труда, в значительной степени находятся в компетенции самих предприятий и организаций;
- тщательное изучение и анализ направлений исследований таких организаций, как НИИ труда и социального страхования, Всероссийский центр охраны и производительности труда, находящихся в подчинении Министерства здравоохранения и социального развития РФ, с целью определения и более четкого разграничения направлений их исследований и разработок, устранения дублирования и переориентации их деятельности на рыночные условия хозяйствования [6].
Список использованных источников
1. Уткин, Э. Л. Курс менеджмента [Текст] : учеб. пособие / Э. Л. Уткин ; Москва : Изд-во Март, 2006. – 650 с.
2. Мескон, М.Х. Основы менеджемта. [Текст] : учеб. пособ. для вузов / М.Х. Мескон; Москва : изд-во Альберт, 2008. – 702 с.
3. Рофе, А.И. Теоретические основы экономики и социологии труда [Текст]: учебник для студентов вузов / А.И. Рофе, А.Л. Жуков, под общ. ред А.И. Рофе.- Москва : изд-во МИК, 2010.- 326 с.
4. Гончаров, В. В. Менеджмент [Текст] : учебник / В. В. Гончаров ; Мурманск: Изд-во Мисанта, 2003. - 624 с.
5. Латфуллин, Г.Р. Теория организации [Тект]: учебник для вузов / Г.Р. Латфаллин, А.В. Райченко, под ощб. ред. Г.Р Латфуллин.- Санкт-Петербург : изд-во Амфора, 2009. – 400 с.
6. Поршнева, А.Г. Управление организацией [Текст]: учебник / А.Г. Поршнева, З.П. Ру мянцев, под общ. ред. А.Г. Поршнева.- Москва : изд-во ИНФА-М, 2009. – 669 с
Информация о работе Государственная система управления трудовыми ресурсами