Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:24, доклад
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
За последние годы государственное
регулирование цен
Выплата дотаций отдельным
Установление для
Установление твердых оптовых и розничных торговых наценок и накидок к отпускным ценам изготовителя.
Установление твердых
Установление для предприятий-
Ограничение уровня рентабельности предприятий-немонополистов.
Установление
Установление предельного
Установление коэффициентов
Рекомендации по применению единой номенклатуры издержек производства и обращения, а также единого порядка формирования финансовых результатов, имеющих юридическую силу.
Декларирование повышения
Применение административного регулирования цен и тарифов возможно только на продукцию естественных монополий: энергетика, ж.-д. транспорт, связь, коммунальное хозяйство, в которых создание конкурентной среды экономически неэффективно, крайне затруднительно и технически невозможно.
В странах с развитой рыночной экономикой
конкурентная среда, основанная на устойчивом
товарном предложении, поддерживает относительную
стабильность цен, делает невозможным
для отдельного производителя или
посредника произвольное резкое повышение
цен. Строго говоря, в этих странах
практически нет свободного ценообразования,
а есть конкурентное ценообразование,
дополненное государственным
В странах с динамичной, сбалансированной рыночной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию. Как только на рынке создаются условия для конкуренции, государственное регулирование цен зачастую отменяется. Значительное влияние на уровень и динамику цен оказывает налоговая система. От размера налогов прямо зависит динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены, тем шире инфляционный размах. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. С другой стороны, государство, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Отсюда, для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшать налоговые ставки.
Прямые методы контроля за ценами не должны противопоставляться косвенным, а должны сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры по косвенному воздействию на процессы ценообразования в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, при помощи "замораживания" или "блокирования" их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства вмешивается в решения предприятий и фирм относительно уровня цен на продукцию.
Эффективность различных методов
зависит от правильного выбора условий
для их применения. Получивший распространение
в нашей экономике метод
Эффективность государственного регулирования цен во многом зависит от его взаимодействия с другими мерами воздействия на экономику. Так, блокирование цен, введение фиксированных цен, изменение налоговых ставок на прибыль, как правило, должны сочетаться с регулированием заработной платы.
Одним из важных направлений государственного
регулирования цен является контроль
за ценами на продукцию предприятий-
При нарушении антимонопольного законодательства,
выражающимся в необоснованном завышении
свободных цен на продукцию предприятий-
В тех случаях, когда предприятия-монополисты
допускают нарушение
В России за последние годы регулирование цен государством было введено по продукции, которая в конечном счете определяет общий уровень и динамику цен, а также по отдельным социальным товарам и услугам. Цены же на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, даже при их монопольном производстве, формируются только исходя из реального спроса без каких-либо ограничений их уровней рентабельности и цен.
В Российской Федерации разработан
и действует определенный порядок
применения экономических санкций
за нарушение государственной
К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся:
завышение государственных регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, в том числе фиксированных цен и тарифов, предельных уровней рентабельности, предельных коэффициентов повышения цен и тарифов;
завышение установленных надбавок к ценам и тарифам, начисление непредусмотренных надбавок, а также непредставление установленных скидок;
применение свободных оптовых цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня.
Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях экономики России осуществляется Инспекцией но ценам Департамента цен Министерства экономического развития и торговли РФ и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе России, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На предприятиях торговли и общественного питания контроль за ценами осуществляется также органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей в установленном порядке.
Предприятие, самостоятельно выявившее
нарушение государственной
Суммы, полученные в результате нарушения
государственной дисциплины цен
и подлежащие изъятию в доход
бюджета, определяются как разница
между фактической выручкой от реализации
продукции, работ и услуг по завышенным
ценам и тарифам и стоимостью
этой продукции, работ, услуг по ценам
и тарифам, сформированным в соответствии
с действующим
Государство в своей регулирующей деятельности использует правовые формы принуждения и распоряжается огромными экономическими ресурсами. Государственный инструментарий регулирования включает такие важные средства, как: государственный бюджет, систему государственных банков и государственный сектор экономики. Через них государство воздействует на функционирование хозяйства, стимулируя экономический рост и НТП, поддерживая внешнеэкономическую деятельность компаний.
Взаимодействие между
Цены находятся в тесной взаимосвязи
с другими переменными
Информация о работе Государственное регулирование экономики и цен