Государственное управление: методы, средства, технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 13:06, контрольная работа

Описание работы

Цель: рассмотреть особенности государственного управления
Задачи: 1. Определить понятие и сущность государственного управлении;
2.Охарактеризовать основные методы управленческой деятельности государства;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1. Понятие и сущность государственного управления………………………….4
2.Основные методы управленческой деятельности государства………………7
3. Средства и технологии государственного управления………………………17
Заключение………………………………………………………………………..19
Библиографический список………………………………………………………20

Файлы: 1 файл

СГМУ.doc

— 104.00 Кб (Скачать файл)

Тема 20: Государственное управление: методы, средства, технологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………………..3

1. Понятие и сущность  государственного управления………………………….4

2.Основные методы  управленческой деятельности государства………………7

3. Средства и технологии государственного управления………………………17

Заключение………………………………………………………………………..19

Библиографический список………………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности ГУ выступает социальность - наполненность ГУ общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.

Актуальность темы обусловлена  тем. что современное состояние государственного  управления тесно связано с происходящими преобразованиями в России. Стратегический курс проводимых реформ общества направлен на формирование рыночных отношений в экономике, что в свою очередь, отражается на политических и социальных институтах общества.

Государственное управление, существующее тысячелетия, не является стереотипной, инертной системой, имеющей аналоги, - оно постоянно претерпевает радикальные изменения и находится сегодня в стадии становления, апробирования его различных моделей.

Цель: рассмотреть особенности  государственного управления

Задачи: 1. Определить понятие и сущность государственного управлении;

2.Охарактеризовать основные методы  управленческой деятельности государства;

3. Выявить средства государственного управления

Для осуществления цели и выполнения задач были изучены  нормативно-правовые источники и учебная литература следующих авторов: Атаманчук Г.В., Лукьяненко В.И., Радченко А. И., Чиркин В.Е., и др.

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность государственного управления

 

Государственное управление как форма реализации прерогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе социального публичного управления является основной сферой действия и применения норм административного права. В узком организационном, административно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, которая осуществляется системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.

В широком же смысле государственным  управлением именуют деятельность любых государственных органов  всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием  деятельности как всего государства  в целом, так и любых его органов является определенное упорядочение общественных отношений[4,  с88].

Сущность государственного управления

Все виды государственной  деятельности по их месту в системе  реализации государственной власти, содержанию и формам выражения можно разделить на три группы.

Родовые консолидированные  формы государственной деятельности, осуществляемые государственными органами законодательной, исполнительной и  судебной власти, принято именовать  ветвями государственной власти. По своему внутреннему содержанию деятельность органов каждой из этих трех ветвей власти является сложной и консолидированной, так как включает в себя несколько форм, но лишь одна из которых есть главная и определяющая. Так, для представительных (законодательных) органов власти главным и определяющим видом их деятельности является законодательная, хотя Федеральное Собрание осуществляет свою деятельность и в иных видах, таких как импичмент, объявление амнистии, участие в решении кадровых вопросов о назначении на должность и освобождении от должности некоторых высших должностных лиц государства. Точно так же для органов исполнительной власти основной и определяющий вид деятельности – управленческая исполнительно-распорядительная деятельность, хотя они осуществляют и другие виды государственной деятельности: представительскую деятельность РФ в иностранных государствах, различные формы участия в законотворческой деятельности, разработке доктрин внешней и внутренней политики[4,  с.90].

Видовые специализированные формы государственной деятельности являются производными от трех родовых ветвей государственной власти. К ним относятся, например, реализация прокурорской власти, деятельность Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и его аппарата, органов Центризбиркома и некоторых других звеньев системы государственного аппарата. Осуществляемые этими органами специализированные виды государственной деятельности также предусмотрены в действующей Конституции РФ и в деталях регулируются специальными федеральными законами.

Функциональные формы государственной деятельности, содержанием которых являются специфические функции различных правоохранительных и иных государственных органов, осуществляющих следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, а также многочисленные и разнообразные специальные исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения.

Организацию всех вышеназванных  видов государственной деятельности сопровождает, обеспечивает или обслуживает  организационная управленческая деятельность, что усложняет полное определение предмета административного права, рассматриваемого в следующей главе.

Государственное управление как основная, определяющая форма  реализации исполнительной власти и  вид государственной деятельности имеет ряд признаков. Главный из них, отражающий суть и социальное предназначение государственного управления, заключается в практически организующем характере этого вида государственной деятельности. Предназначение государственного управления состоит в желании, умении и способности органов исполнительной власти организовать практическое исполнение общих предписаний и норм федеральных органов и субъектов Федерации, указов Президента РФ, а также актов руководителей субъектов Федерации, указов Президента РФ.

Второй признак государственного управления – его непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления в самом широком смысле этого слова. Все другие виды государственной деятельности, связанные с реализацией законодательной, судебной, прокурорской и других разновидностей государственной власти, носят прерывистый характер, тогда как государственное управление осуществляется постоянно, непрерывно. Завершается один цикл управленческого процесса, начинается, продолжается и завершается другой[4,  с91].

Третьим признаком государственного управления является исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной  деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти[4,  с92].

Органы государственного управления исполняют требования законов и  других общих предписаний президентской и правительственной власти через систему исполнительно-распорядительных управленческих действий, которые выражаются в принимаемых ими административно-правовых актах и организационно-исполнительских действиях. Они исполняют законы, распоряжаясь.

 

1.Основные методы  управленческой деятельности государства

 

Методы управления — это способы  и приемы целенаправленного воздействия  на участников управленческих отношений  с целью реализации функций управления и решения поставленных задач[5,  с108]. Речь идет о тех способах и приемах, которые используются субъектами управляющего воздействия в процессе анализа и оценки управленческой ситуации, поиска и использования различных правовых и организационных форм воздействия на сознание и поведение людей, отношения и связи, в которые они вступают в рамках своей повседневной жизни. Говоря же о методах государственно-управленческой деятельности, имеют в виду способы и приемы властно-управленческого воздействия на социум и его отдельные сегменты в процессе реализации полномочий государства по упорядочению общественных отношений.

Выбор того или иного  метода управления находится в прямой зависимости как от особенностей правового статуса субъекта управления, так и от специфики управляемого объекта. Существенное влияние оказывают социально-политические, экономические и иные условия, характерные для государства и общества на разных этапах их развития. Речь, в том числе, идет о целях и функциях государства, о режиме властвования. Так, становление рыночных отношений, процессы демократизации, расширение рамок самостоятельности хозяйствующих субъектов предопределяют возрастающую значимость экономических методов управляющего воздействия, повышение роли методов компромисса, поиска консенсуса, установления договорных отношений и т.д[5,  с.109].

Однако какой-то абсолютной детерминированности (предопределенности) выбора методов управления нет и  быть не может. Для успешной реализации даже одних и тех же полномочий, но в разной обстановке, как правило, приходится использовать разные методы, искать наиболее подходящие в данный момент средства. В одних случаях достаточно критического замечания и рекомендации, а в других даже наказания мало. Все решает целесообразность, правовые возможности, профессионализм управленцев, их готовность к решению поставленных задач и даже психологический настрой управляемого объекта.

Главной отличительной  чертой указанных методов и средств  является то, что они используются от имени государства, носят официальный  характер, применяются в строго установленном  процессуальном порядке.

В зависимости от того, на кого направлено и кому адресовано то или иное управленческое действие, различаются две основные группы методов:

а) методы, обеспечивающие организацию работы аппарата управления;

б) методы, обеспечивающие управляющее воздействия на внешние объекты управления[5,  с.110].

Методы первой группы в основном сводятся к приемам  и способам подготовки и принятия управленческих решений (способы изучения конкретной управленческой ситуации, сбор и анализ статистических, социологических и иных данных, использование приемов научного исследования обстановки и т.п.). К этой же группе могут быть отнесены методы материального и морального стимулирования персонала, воспитательные методы, методы контроля и применения санкций.

Содержание методов второй группы определяется правовым статусом объекта управляющего воздействия. Соответственно этому управление осуществляется путем:

 а) непосредственного  воздействия на подчиненный (подведомственный) объект;

б) координации деятельности различных участников управленческих отношений;

 в)взаимодействия различных субъектов в процессе реализации договоров и соглашений или на основе установления общего порядка деятельности; г) согласования, консультирования и т.п.

Различают также методы централизованного, децентрализованного и субсидиарного управляющего воздействия.

1. Метод централизованного  (субординационного) воздействия.  Он используется органами государственной  власти на властно-императивных  началах по кругу объектов  их юрисдикции и в объемах  соответствующей компетенции. Например, в сфере управления государственным имуществом, защиты государственной безопасности и национальных интересов, при определении предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов. К этому классу методов следует отнести методы дозволения, запрета, принуждения, возложения ответственности[7,  с.78].

2.Метод децентрализованного  (диспозитивного) взаимодействия (метод  координации и согласованных  действий). Этот метод позволяет  осуществлять управление посредством  согласования (в форме, например, заключения договоров, принятия совместных актов и т.п.), поддержки органами государственной власти инициативы снизу. При этом имеется три возможных варианта регулирования общественных отношений:

 а) дозволение совершать  известные действия правового характера;

 б) наделение определенными  правами участников общественных  отношений, урегулированных нормами  права; 

в) предоставление лицам, участвующим в определенных взаимоотношениях, возможности выбора варианта своего поведения по своему усмотрению[7, с.79].

3. Метод субсидиарного (вспомогательного, косвенного) воздействия применяется  как дополняющий к традиционно  принятым формам управления. Например, государственная служба Российской  Федерации регулируется в основном  императивными методами публичного  права — конституционного и административного. А вот по целому ряду позиций она субсидиарно регулируется с помощью диспозитивного метода, который присущ, например, трудовому и гражданскому праву. Для достижения необходимых результатов в экономической сфере государство прибегает как к методам прямого императивно-административного воздействия (например, квотирования и лицензирования), так и методам косвенного (субсидиарного) воздействия. Чаще всего они носят экономический, бюджетно-налоговый, финансово-валютный характер[7,  с.80].

В качестве субсидиарных методов можно рассматривать  также прогнозирование, программирование, консультирование, моральное и материальное стимулирование, убеждение и воспитание.

Информация о работе Государственное управление: методы, средства, технологии