Государственное управление в ВОВ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:11, курсовая работа

Описание работы

В первые дни войны в сложных условиях поражений первого периода, неясности быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны была начата перестройка государственного управления.
В первый день войны 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении».

Содержание работы

1. ПЕРЕСТРОЙКА ВЫСШИХ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
– Ставка Верховного Главнокомандования
– Государственный Комитет Обороны
– Учреждение специальных учреждений
при СНК СССР
– Система планирования, Госплан СССР
2. СОВЕТЫ И ГОСУДАРСТАЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

3. ПОЛОЖЕНИЕ ПАРТИИ

4. МЕТОДЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

5. КАРАТЕЛЬНО-РЕПРЕССИВНЫЕ ОРГАНЫ

6. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ

Файлы: 1 файл

ГУ в ВОВ-1.doc

— 188.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
  1. Перестройка высших центральных  органов управления
 
………………………………..3
  • Ставка Верховного Главнокомандования
………………………………..3
  • Государственный Комитет Обороны
………………………………..4
  • Учреждение специальных учреждений
    при СНК СССР
 
.…………………………….....7
  • Система планирования, Госплан СССР
………………………………..8
  1. советы и государстаенное строительство
 
………………………………..9
 
  1. положение партии
 
………………………………10
 
  1. Методы  мобилизационной  политики
 
………………………………11
 
  1. карательно-репрессивные органы
 
………………………………15
 
  1. Идеологическая  работа
 
………………………………16
 
  1. Заключительные  выводы
 
………………………………19

 
    1. Перестройка высших и центральных  органов управления

В первые дни войны в сложных условиях поражений первого периода, неясности  быстро изменяющейся ситуации, отсутствия полной информированности руководства страны была начата перестройка государственного управления.

В первый день войны 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О военном положении».

29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к советским и партийным органам с директивой, в которой были изложены мероприятия государства по борьбе с захватчиками.

   С началом войны приняты правительственные постановления:

  • о мобилизации военнообязанных по 14 военным округам,
  • о введении в действие мобилизационных планов,
  • о переводе движения на железных дорогах на военный график.

   Первоочередной  задачей была перестройка  военного управления.

23 июня 1941 г. Постановлением СНК СССР  и ЦК ВКП(б) создана Ставка Главного Командования Вооруженных сил СССР под председательством Наркома обороны, Маршала Советского Союза С.К. Тимошенко.

С 8 августа после назначения И.В. Сталина Верховным главнокомандующим она стала называться Ставка Верховного Главнокомандования.

С 10 августа  рабочим органом Ставки стал Генеральный штаб из коллегиального органа Наркомата обороны. На Ставку было возложено руководство всей боевой деятельностью Вооруженных сил СССР.

Функции Ставки Верховного Главнокомандования:

    1. стратегическое планирование и осуществление военных операций;
    2. •руководство фронтами, армиями, их взаимодействием в выполнении боевых задач;
    3. снабжение армии боеприпасами, техникой, продовольствием, снаряжением и т.д.;
  1. кадровая политика, создание резерва армии и флота и др.

Военные округа западных районов были преобразованы  во фронты.

30 июня Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, СНК СССР и ЦК ВКП(б) был образован Государственный комитет обороны, » в руках которого сосредоточивалась вся полнота власти в государстве, его решения должны были беспрекословно выполняться всеми партийными, советскими, военными и комсомольскими органами, всеми гражданами СССР в соответствии с законами военного времени.

ГКО подчинена  Ставка.

Председателем ГКО был назначен И.В. Сталин.

В составе  ГКО было 5 человек, затем 9.

Всего в годы войны ГКО было принято почти 10 000 решений.

ГКО опирался на:

  • аппарат СНК СССР;
  • уполномоченных ГКО на местах, которыми, как правило, являлись секретари партийных комитетов крупных промышленных предприятий;
  • городские комитеты обороны - местные чрезвычайные органы, в функции которых входили:
    1. руководство оборонительными сооружениями,
    1. создание народного ополчения,
    2. организация производства и ремонта боевой техники и вооружения.

Там, где  они были созданы (Горький, Ростов, Севастополь, Сталинград, Тула и др. - всего около 60), деятельность исполкомов Советов прекращалась.

В состав городских комитетов обороны входили представители советских и партийных органов, руководящие работники органов НКВД и военного командования.

Рабочими  органами ГКО по военным вопросам были:

  • Наркомат обороны (руководил резервами и военными округами внутренних районов СССР);
  • Наркомат военно-морского флота (руководил флотами и флотилиями).

При ГКО  по мере надобности в ходе войны  создавались различные комиссии, комитеты, бюро, действовавшие в  зависимости от обстоятельств: временно или постоянно.

Постоянные  органы:

  1. Оперативное бюро ГКО, образованное в декабре 1942 г. и осуществлявшее контроль текущей работы:
  • всех наркоматов оборонной промышленности,
  • черной и цветной металлургии,
  • электростанций,
  • угольной,
  • нефтяной и химической промышленности,
  • наркомат путей сообщения.

Оно же:

  • согласовывало производственные планы этих наркоматов,
  • наблюдало за их выполнением,
  • устанавливало порядок снабжения оборонных предприятий сырьем, материалами и оборудованием.

Между членами Оперативного бюро были распределены обязанности по руководству важнейшими участками оборонной промышленности.

  1. Транспортный комитет, с февраля 1942 г. занимался координацией работы всех видов транспорта - железнодорожного, речного, морского, воздушного и автомобильного.

ГКО установил жесткий контроль за распределением ресурсов. В его протоколах обнаруживаются решения, подтверждающие это.

Так, за хищение (воровство) продовольствия, так же как и оружия, боеприпасов, обмундирования, ГКО установил «высшую меру наказания - расстрел с конфискацией всего личного имущества».

За отпуск продовольствия и военного имущества  сверх установленных норм виновные подвергались лишению свободы не менее 5 лет с удержанием стоимости утраченного или испорченного имущества.

Структуры управления военного времени замыкались на И.В. Сталине, который был:

  • Генеральным секретарем ЦК ВКП (б),
  • Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.),
  • Председателем ГКО,
  • Верховным Главнокомандующим и главой Ставки Верховного глав командования (с 8 августа 1941 г.),
  • Наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.).

Коллегиальные по своему характеру органы практически  не работали полном составе. Таким образом, централизация управления была предельной.

Постановлением  СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 июня 1941 г. создан Совет по эвакуации под председательством Н.М. Шверника (заместители А.Н. Косыгин, М.Г. Первухин).

В октябре 1941 г. образован Комитет по эвакуации продовольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности.

Поскольку задачи эвакуации были сопряжены с налаживанием производства на местах (в восточных районах Сибири, Средней Азии), размещением людей, их трудоустройством и снабжением, они были долговременными.

В декабре 1941 г. создано но Управление по делам эвакуации при СНК СССР.

Перед этими органами была поставлена важнейшая задача: перебазирование материально-технической базы и населения из западных республик и областей на Урал и в Сибирь.

Эта задача была успешно  выполнена. Уже с июля 1941 г. перемещенные заводы оборонной промышленности и смежных отраслей начали прибывать в крупные центры Поволжья - Горький, Куйбышев, Саратов и другие города. В 1941-1942 гг. на Урал, в Сибирь, в Среднюю Азию было эвакуировано около двух тысяч предприятий и 11 млн человек. В конце 1941 г. была пройдена критическая точка сокращения производства, и в течение 1942 г. валовая продукция промышленности увеличилась более чем в 1,5 раза.

В августе 1943 г. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации» были определены меры по скорейшему решению этих задач. Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

В целом за годы войны  был учрежден целый  ряд специальных  учреждений при СНК СССР (Рис.1):

 
 

 
 
 

Рис. 1. Органы государственного управления при СНК СССР, созданные в годы войны

Осенью 1941 г. были созданы два новых Наркомата:

  • Наркомат танковой промышленности, руководивший эвакуированными танковыми заводами и объединенными с ними машиностроительными предприятиями,
  • Наркомат минометного вооружения, возникший на базе реорганизованного Наркомата общего машиностроения.

На  Совинформбюро была возложена задача освещения важнейших событий на фронте и в тылу, разоблачения враждебной пропаганды. В его компетенцию входили также составление и опубликование военных сводок по данным Главного Командования Вооруженных Сил СССР и распространение материалов для зарубежной прессы и радио.

Постановление СНК СССР 1 июля 1941 г. «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени» предусматривало представить народным комиссарам Союза ССР право:

«1. Распределять и перераспределять материальные ресурсы  наркомата, в том числе излишки материалов и оборудования, между отдельными предприятия и строительствами в соответствии с ходом выполнения плана и поступлением оборудования и материалов по выделенным наркомату фондам.

2. Разрешить  директорам предприятий и начальникам  строек для выполнения производственных планов и заказов по договорам выдавать из своих ресурсов другим предприятиям необходимые материалы...».

В середине октября 1941 г. многие наркоматы были эвакуированы. Резко сократилась численность управленческого аппарата, который переводился на круглосуточный режим работы.

В целом  государственный аппарат функционировал на основе усилие централизации, замены коллегиальности единоначалием, выборного начала кооптацией. Над исполнением устанавливался жесткий контроль с применением санкций, соответствующих военному времени.

Советская система планирования на основе жесткого контроля и повышенной ответственности за выполнение планов использовалась с первых дней войны. На третий квартал 1941 г., уже через неделю после начала войны был разработан военно-хозяйственный план. В августе такой план был разработан на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г.

Информация о работе Государственное управление в ВОВ