Группа как объект и субъект организационного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:17, контрольная работа

Описание работы

Группа – объединение двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга, и воспринимают себя как «мы», т.е. как общество, которому они принадлежат.
Взаимодействие – предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов.
Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, получать их оценку самого себя, а также уважение и признание.

Файлы: 1 файл

Группа как объект и субъект ОП.docx

— 19.76 Кб (Скачать файл)

Группа – объединение двух или более людей, которые взаимодействуют друг с другом, влияя друг на друга, и воспринимают себя как «мы», т.е. как общество, которому они принадлежат.

Взаимодействие – предполагает действие индивидов на основе общих целей и интересов.

Чувство принадлежности необходимо человеку, чтобы реализовать его естественное стремление быть с другими людьми, получать их оценку самого себя, а также уважение и признание.

Классификация групп:

  1. По размеру: Большие; малые.
  2. По сфере совместной деятельности: Управленческие; производственные.
  3. По уровню развития: Высокоразвитые; слаборазвитые.
  4. По реальности существования: Реальные; условные.
  5. По цели существования: Целевые; функциональные; дружеские или по интересам.
  6. По периоду функционирования: Постоянные; временные.
  7. По вхождению индивида в группу: Референтные; нереферентные.
  8. По принципу создания и характеру межличностных отношений: Формальные; неформальные.

Управление  неформальными группами. В практике могут возникнуть ситуации, требующие как усилить неформальную группу, так и ослабить ее.

Для укрепления, усиления необходимо:

  1. нужно постараться уменьшить ее состав
  2. поощрять согласия с общими целями организации
  3. стимулировать конкуренцию с другими группами
  4. использовать групповые вознаграждения.

Для разрушения неформальной группы:

  1. увеличить группу
  2. поощрять несогласия с общими целями организации
  3. использовать дифференцированные вознаграждения
  4. не изолировать группу от влияния других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории  формирования групп:

  1. Теория близости: Люди стремятся быть связанными друг с другом в силу пространственной или географической близости.
  2. Теория равновесия: Люди объединяются в группы из-за схожего отношения к общезначимым для них целей и задач, к общим установкам и ценностям.
  3. Модель Хоманса: В процессе совместной деятельности, люди вступают во взаимодействие, которое способствует появлению чувств и эмоций в отношении друг друга, подчиненных и начальству.
  4. Теория обмена: Рассматривает последствия взаимодействия в процессе групповой деятельности в виде вознаграждений и затрат. Взаимодействие возникает в том случае, если в конечном итоге его результаты приведут к вознаграждению, превышающему затраты. Если вознаграждение удовлетворяет различные потребности индивида, то создается групповая сплоченность. Если же вознаграждение не оправдывает затраты, то это ведет к тревоге, утомлению и получению негативного опыта взаимодействия.

Стадии  развития групп:

1. Адаптация – начальный этап формирования группы, когда ее члены узнают и принимают друг друга, формируют задачи, выбирают нормы поведения и т.д. На этом этапе начинают появляться структура группы, статусы, роли, лидер.

2. Идентификация связана с формированием чувства принадлежности индивида к группе. Этот процесс происходит на 3-ех уровнях:

    • Эмоциональный
    • Ценностно-мировоззренческий
    • Поведенческий.

3. Интеграция – окончательно установлены роли и групповые нормы, т.е. когда объединение индивидов перешло в сплоченный коллектив.

4. Распад начинается с появления разобщности между ее членами и обуславливается двумя ситуациями:

  • Либо изначально поставленная цель достигнута, а какие-либо другие перспективы или цели отсутствуют
  • Либо становится очевидна невозможность достижения изначально поставленной цели.

Структура группы – схема взаимоотношений в группе между индивидами:

Размер (5-7человек), статус (формальный и неформальный), роль, групповые нормы, лидерство, сплоченность.

Групповое единомыслие – давление, оказываемое на сотрудников с целью заставить их приспособиться к нормам группы и склонить к компромиссу.

 

 

 

 

 

 

 

Причины группового единомыслия:

1. неспособность группы к рациональному анализу альтернатив или последствий принимаемого решения.

2. стремление отдельных членов группы быть воспринимаемыми как «командные игроки».

3. присоединение отдельных членов группы к точке зрения наиболее влиятельного человека, пользующегося авторитетом и упорно отстаивающим свою позицию.

Симптомы:

1. Иллюзия неуязвимости – вера в то, что каждое принимаемое группой решение ведет к положительным высоким результатам.

2. Иллюзия морали – оправдание решения высшими групповыми ценностями.

3. Рационализация – абстрагирование от негативных последствий или рисков принимаемого решения.

4. Негативное отношение к «чужакам» - отрицательное отношение к оппонентам или сомневающимся коллегам, что позволяет не обращать внимания даже на справедливую критику.

 5. Самоцензура – подавление оправданных сомнений под предлогом лояльности группы.

6. Прямое давление – резкая критика коллегами или руководством предложений, противоречащих установкам групп.

7. Иллюзия единодушия – обстановка, при которой молчание воспринимается как согласие.

Способы предупреждения:

1. Создание  условий для свободного высказывания  различных точек зрения по  поводу любого обсуждаемого вопроса.

2. Поощрение  дискуссий, дебатов в процессе  принятия решения.

3. Спокойное  выслушивание чужих мнений и  критики.

4. Предостережение  возможностей конфликтных ситуаций.

5. Разделение по времени процессов генерирования идей и их оценок.

6. Назначение одного человека из группы на роль «адвоката дьявола».

7. Участие в работе группы независимо  настроенных людей.


Информация о работе Группа как объект и субъект организационного поведения