Групповая динамика в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 21:11, реферат

Описание работы

Целью работы является достижение понимания групповой динамике в менеджменте, рассмотрение ее применения на практике в современной системе управления.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Объяснение сущности формальных групп;
Рассмотрение неформальных групп и их характеристик;
Формулировка основных факторов, влияющих на интенсивность работы группы.

Файлы: 1 файл

менеджмент реферат.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА»

_________________________________________________________________

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу: «Менеджмент»

на тему: «Групповая динамика в менеджменте»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3-го курса 

факультета  «Высшей школы 

спортивной  и туристской индустрии»

Тонких Валерия  Анатольевна

 

      ___________________

(Подпись)

 

 

 Руководитель:

к.э.н.,

профессор Пихало Владимир Тимофеевич

 

      ___________________

(Подпись)

 

 

Москва, 2012

Оглавление

 

 

Введение

Данная работа обращена к теме «Групповая динамика в менеджменте». Актуальность этого вопроса обуславливается тем, что в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, оказывающих сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность, и каждый руководитель должен знать их и взаимодействовать с ними. Ещё одним необходимым условием эффективности управления в наше время является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты и комиссии, созданные самими руководителями, а также умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчинёнными.

Целью работы является достижение понимания групповой динамике в менеджменте, рассмотрение ее применения на практике в современной системе управления.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Объяснение сущности формальных групп;
  2. Рассмотрение неформальных групп и их характеристик;
  3. Формулировка основных факторов, влияющих на интенсивность работы группы.

          Основными источниками для написания работы послужили учебники   по менеджменту Виханского О.В., Наумова А.И., а также Герчиковой И.Н. и основы менеджмента Мескона М., Альберта М., Хедоури Ф..

 .

 

  1. Формальные группы, их характеристика

Формальные  группы – это группы, созданные по воле руководства для

организации производственного процесса, главной функцией которых является выполнение конкретных задач и достижение определённых целей. В организации существует три типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и комитеты.

Командная группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчинённых, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями. Президент компании и старшие вице-президенты – вот типичная командная группа.

Второй тип формальной группы – это рабочая (целевая) группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.

Третий тип формальной группы – комитет. Комитет – это группа внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. Иногда эти комитеты называют советами, целевыми группами, комиссиями или командами. Но во всех случаях здесь подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает комитет от других организационных структур. Имеются два основных типа комитетов: специальный и постоянный. Специальный комитет – это временная группа, сформированная для выполнения определённой цели. Постоянный комитет – это перманентно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель. Чаще всего постоянные комитеты используются для предоставления организации консультаций по вопросам непреходящей важности.

Все командные и рабочие группы, а также комитеты представляют собой блоки, образующие организацию как систему. Организация в целом сможет эффективно выполнить свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из её структурных подразделений определены таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга. Кроме того, группа влияет на поведение отдельной личности. Таким образом, чем лучше понимает руководитель, что же представляет собой группа и факторы её эффективности, и чем лучше он владеет искусством эффективного управления группой, тем больше вероятности, что он сможет повысить производительность труда этого подразделения и организации в целом.

  1. Неформальные группы, их характеристика

Неформальная организация — это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Неформальная организация — это сеть неформальных групп, для образования которых благоприятна трудовая среда. У неформальных групп много общего с формальными, в которые они оказываются вписанными. У них имеется иерархия, лидеры и задачи. Специфика в том, что неформальная организация является спонтанной реакцией на неудовлетворенные индивидуальные потребности.

Приведём основные характеристики неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

Социальный контроль. Важной характеристикой неформальной группы является контроль за соблюдением норм поведения её членами. Социальный контроль может быть значительно шире чисто формального соблюдения норм поведения и распространяться на форму одежды, приемлемую музыку, танцы, язык жестов, финансы, потребности человека. Чтобы укрепить соблюдение норм, группа может применять жесткие санкции к тем членам группы, кто их нарушает, включая различные формы наказания вплоть до исключения из группы.

Сопротивление переменам. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников могут привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. С другой стороны, такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

Неформальные лидеры. Это члены группы, которые из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение в неформальной группе — лидерское. Неформальный лидер получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Лидер имеет две первостепенные функции: помогать группе в достижении ее целей и поддерживать и укреплять ее существование.

  1. Факторы, влияющие на эффективность работы группы

Рассмотрим  общие факторы, влияющие на эффективность  работы группы. Группа сможет более  или менее эффективно идти к достижению своих целей в зависимости  от влияния следующих факторов: размера, состава, групповых норм, сплочённости, конфликтности, статуса и функциональной роли её членов.

Размер. Исследования показывают, что фактически на собрания в группу приходят от 5 до 8 человек. По мере увеличения размера группы, общение между её членами усложняется, и становится более трудным достижение согласия по вопросам, связанные с деятельностью группы и выполнением её задач.

Состав членов группы имеет немаловажное значение для эффективности работы группы, и может быть рассмотрен с точки зрения пола, возраста, профессии, личностных качеств и интеллектуального уровня членов группы. Для решения многих социальных и производственных проблем предпочтительнее смешанные группы по полу, возрасту, профессии, так как они позволяют рассмотреть проблему с разных точек зрения, проанализировать больше альтернатив ее решения и выработать более качественные решения. Близость личностных качеств членов группы также нельзя считать фактором эффективности, так как включение в группу непохожих личностей часто сулит большую результативность. Также следует признать, что интеллектуальный уровень группы должен быть различным для выполнения операций с преимущественно физическим или умственным трудом.

Групповые нормы. Нормы, принятые группой, оказывают сильное влияние на поведение отдельной личности и на то, в каком направлении будет работать группа: на достижение целей организации или на противодействие им.

С позиции организаций  нормы могут иметь положительный  и отрицательный характер. Положительными нормами считаются те, что поддерживают цели и задачи организации и поощряют поведение, направленное на достижение этих целей (усердие работников, их преданность организации, заботу о качестве продукции, об удовлетворении покупателя). Отрицательные нормы имеют противоположный эффект: они поощряют поведение, которое не способствует достижению целей организации (поощряют неконструктивную критику компании, прогулы, низкий уровень производительности труда).

Сплочённость. Высокосплочённая группа – это группа, члены которой испытывают сильную тягу друг к другу и считают себя похожими. У таких групп меньше недопонимания, напряжённости, враждебности и недоверия, а производительность их труда выше, чем в несплочённых группах.

Групповое единомыслие – это тенденция подавления отдельной личностью своих взглядов на какое-нибудь явление с тем, чтобы не нарушать гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности, и поэтому его следует избегать. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей линии в обсуждении, даже если имеет иную информацию или убеждение. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются.

Конфликтность. Различие во мнениях повышает вероятность конфликта. Хотя активный обмен мнениями и полезен, он может также привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны.

Статус  членов группы. Члены группы, чей статус достаточно высок, способны оказывать большее влияние на решения группы, чем члены группы с низким статусом. Однако, это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Чтобы эффективно функционировать, группе, возможно, придётся прилагать совместные усилия ради обеспечения того, чтобы мнения членов, имеющих более высокий статус, не доминировали в ней.

Роли  членов группы. Критическим фактором, определяющим эффективность работы команды, является поведение каждого из его членов. Для эффективного функционирования группы ее члены должны вести себя таким образом, чтобы способствовать достижению ее целей и социальному взаимодействию. Важную роль в работе группы играет рациональное распределение ролей между членами команды. При проведении деловых переговоров целесообразно четко распределить роли в группе и выявить лидера, который примет на себя роль организатора группы.

Существуют  две основных направленности ролей  для создания нормально работающей группы. Целевые роли распределены таким образом, чтобы иметь возможность отбирать групповые задачи и выполнять их. Поддерживающие роли подразумевают поведение, способствующее поддержанию и активизации жизни и деятельности группы.

 

 

Заключение

В данной работе была освещена основная информация по вопросу групповой динамики в менеджменте, в особенности формальные и неформальные группы.

Обобщая всё, можно  сказать, что группа – это двое или более людей, взаимодействующих  друг с другом таким образом, что  каждый из них одновременно оказывает  влияние на другого и испытывает его влияние.

К формальной организации  относят командную группу, целевую  группу и комитет. Что касается неформальной организации, то она представляет собой  спонтанно возникшую группу людей, регулярно взаимодействующих для  достижения определённой цели. Развитие неформальных организаций основано на социальном взаимодействии, происходящем в формальных организациях.

Факторы, влияющие на эффективность групп: размер, состав, групповые нормы, сплочённость, степень  конфликтности, статус и функциональные роли членов группы. Самая эффективная группа – это та, чей размер соответствует её задачам, в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.

 

Литература

  1. Виханский О.В., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Гардарики, 2001.
  2. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: ФИНПРЕСС, 2004

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Групповая динамика в менеджменте