Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 17:00, контрольная работа
Управленческое воздействие играет важную роль в управлении человеком и обществом. Успешное влияние на людей, побуждение их к определенным действиям невозможно без учета законов человеческого поведения. Учитывать законы поведения людей сложно, их действия проявляются неоднозначно, носят вероятностный характер.
* подчеркивание инициативы и исполнительности, наблюдаемой именно у данного человека;
* внушение подчиненному, что он может сделать больше, чем сам он об этом думает;
* разъяснение
значимости его работы для
развития профессиональных
* приглашение к сотрудничеству;
б) убеждающий, который применяется, как правило, при возникновении у подчиненных психологических барьеров (при несогласии, сомнении, недоверии, растерянности, недовольстве):
* опора на бесспорные факты и апелляция к личному опыту подчиненного, к практике совместной деятельности;
* употребление примеров по аналогии или по контрасту;
* подчеркивание способностей подчиненного;
* обращение с просьбой, когда поручаемая работа не входит в обязанности подчиненного или лежит за пределами временных нормативов;
в) принуждающий, применяемый при недостаточной сознательности или дисциплинированности подчиненных:
* открытое предупреждение;
* категорическое требование (приказ), мотивированное конкретной ситуацией. При этом важно избежать употребления формулировок, унижающих личное достоинство подчиненных. [3, с. 111]
Прямое управленческое воздействие реализуется через ряд взаимосвязанных функций.
Информационная функция осуществляется путем предоставления в распоряжение подчиненных достаточного объема сведений и данных для успешного выполнения принятого решения. При осуществлении этой функции важно добиться, чтобы подчиненные не только понимали цели распоряжения, но чтобы в их сознании сложился образ будущей деятельности.
Понимание задачи подчиненными включает следующие элементы:
* в какой
последовательности выполнять
* какие способы наиболее эффективны;
* какое время отпущено на полное выполнение задания и какие промежуточные сроки завершения этапов работы определены;
* каковы
критерии оценки качества
* какие требования должны выполняться неукоснительно, а какие могут быть скорректированы исполнителями по ходу выполнения распоряжения.
Мотивационная функция предполагает использование системы методов для активизации личных возможностей подчиненных к эффективным действиям. Важно поинтересоваться, чем в данный момент планировал заниматься подчиненный, какова его загрузка. Это позволяет, во-первых, эффективнее использовать возможности подчиненного, а во-вторых, создает у исполнителя впечатление тщательного учета важности и срочности выполняемых работ.
Функция материального обеспечения предоставляет исполнителям необходимые средства и условия. [3, с. 112]
Контрольно-оценочная функция предполагает соотношение результатов действий подчиненных с исходным замыслом руководителя. На основе данной информации начальник вносит соответствующие коррективы в свою деятельность.
К основным формам вербальной оценки подчиненного относят:
* поощрение;
* похвалу;
* одобрение;
* критику. Важно избрать такую ее форму, которая побуждала бы его к изменению отношения к заданию.
Возможны следующие варианты критики:
* упрек («А мы на вас так рассчитывали!»);
* надежда («Надеюсь, в следующий раз вас ждет успех!»);
* аналогия («В моей практике была подобная ошибка»);
* похвала («Работа выполнена хорошо, но только не для этого случая»);
* озабоченность («Особую озабоченность вызывает состояние дел у...»);
* сопереживание
(«К сожалению, вынужден
* удивление («К сожалению, не ожидал от вас этого»);
* смягчение
(«Наверное, в том, что
* опасение («Очень жаль, но я уверен, что подобное может повториться снова»);
* намек («Я знал одного человека, который поступил так же, но карьера у него почему-то не пошла»);
* наказание. [3, с. 113]
Важнейшей формой
управленческого воздействия
Обычно различают следующие варианты отдачи приказов и распоряжений:
1. «Туманный приказ». Он характеризуется неясностью, неконкретностью, размытостью требований и, как правило, почти не имеет шансов привести к положительным результатам.
2. «Приказ-уговор». Руководитель взывает к логике, чувству личной заинтересованности или лояльности подчиненного. Этот метод может быть эффективен, если он удачно применен и подчиненный понимает, почему ему необходимо изменить свое поведение, выполнить что-то. Однако он только тогда полезен, когда подчиненный разделяет убеждения и ценности руководителя и организации в целом.
3. «Приказ-угроза». Этот метод основан на том предположении, что страх иногда является достаточным мотивом и короткое время эффективен. Однако чувство обиды может усилиться и сказаться на самочувствии как руководителя, так и подчиненного, может привести к конфликтам. Он эффективен лишь в экстремальных ситуациях, требующих быстрых действий.
4. «Приказ-просьба». Руководитель пытается взывать к лучшим чувствам подчиненного и обеспечить себе сочувствие. Этот метод обоснован и эффективен при условии, что между руководителем и подчиненным существует особая доверительность отношений.
5. «Приказ-подкуп». Руководитель может предоставить своему подчиненному какие-либо преимущества, если он определенным образом изменит свое поведение, свои действия или будет выполнять что-либо. В некоторых ситуациях подкуп как метод действует, однако его применение таит в себе нежелательные последствия для руководителя. Этот метод разделяет и противопоставляет подчиненных, заставляет их в дальнейшем ждать еще больших уступок. [3, с. 114]
6. «Приказ — категоричное требование». Руководитель использует правила и требования обычной субординации, чтобы заставить подчиненного выполнить определенную задачу. Он в категоричной и лаконичной форме отдает распоряжение, не терпящее ним возражений, ни двусмысленностей. Этот подход не слишком оригинален, но его преимуществами являются простота, четкость, отсутствие множества толкований.
В завершении следует отметить, какой-либо из вариантов отдачи распоряжений и приказов является эффективным лишь в конкретной ситуации, при решении конкретных задач и в отношении конкретного подчиненного.
Психологическое
воздействие рассматривается
Основные способы управленческого воздействия – внушение, заражение, подражание и убеждение.
Внушение – способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.
Заражение – способ психологического воздействия, основанный на бессознательной, невольной подверженности индивида определенным эмоциональным состояниям, передающимся извне.
Подражание – способ психологического воздействия, основанный не только на принятии внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но и на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
Убеждение –
преимущественно
Эффективность психологического воздействия зависит от учета индивидуальных особенностей подчиненных.
1. Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. М., 1998. – 464 с.
2. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами. СПб., 2003. — 400 с.
3. Урбанович А.А. Психология управления. Мн., 2003. – 640 с.
Информация о работе Характеристика основных способов управленческого воздействия